7 апреля 2017, 11:15
РОСГОССТРАХ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 22-й тур. 9 апреля. "КРАСНОДАР" – ЦСКА
Евгений ЗЫРЯНКИН
Роль личности в футболе всегда значительна, сколько бы ни говорили, что это командный вид спорта и что результат достигается усилиями одиннадцати людей, а не отдельного взятого индивидуума. "Зенит" с Халком и без Халка, "Спартак" с Промесом и без Промеса, тот же "Краснодар" со Смоловым и без – наглядные примеры того, как человек способен в одиночку влиять на успехи коллектива. И это только из свежего, без преданий старины глубокой, где аналогов не счесть.
Дзагоев в ЦСКА – точно такая же личность. Он отнюдь не бомбардир, его задача – организовать игру, но эта отличительная черта лишь подчеркивает, насколько важен для армейцев Алан. Особенно весной, на заключительном отрезке чемпионата. Цифры, адепты скучной правды, не дадут соврать.
В марте 2015-го, и тоже после выступления за сборную России, Дзагоев на месяц выбыл из строя. На тот момент ЦСКА немного отставал от "Зенита" в споре за лидерство и ровно настолько же опережал "Краснодар". Без Алана красно-синие в пяти матчах забили пять мячей и набрали четыре очка. Когда он вернулся, "Зенит" был уже недосягаем, а "Краснодар" не только догнал ЦСКА, но и ушел в отрыв. В следующих четырех турах, уже с Дзагоевым, армейцы наколотили 13 голов, из них 4 – "Спартаку", и отобрали у "быков" второе место.
В прошлом сезоне, в разгар жаркой схватки за чемпионство с "Ростовом", Алан забивал сам и отдавал голевые передачи едва ли не в каждом матче, а в решающем ценой очередной травмы сделал золотой гол. Можно вспомнить и чемпионский 2013-й. Половину из 16 "весенних" мячей ЦСКА провел при непосредственном участии Дзагоева.
Факт налицо: накануне ключевых сражений, осечки в которых обойдутся клубу чрезвычайно дорого – непопаданием в Лигу чемпионов – армейцы остались не просто без центральной фигуры, а фактически – без ферзя. Более того, если стратегия и тактика Слуцкого так или иначе позволяли заменить Алана, поскольку в ту пору функции в середине поля делились между квартетом полузащитников, то теперь, когда центральных хавбеков осталось трое, перераспределить их задачи гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно. В этом ракурсе потеря Дзагоева кажется невосполнимой.
ЦСКА уже провел без него одну встречу – против "Крыльев Советов". И в ней было отчетливо заметно проседание чемпионов в центральной зоне. А ведь самарцы сейчас рыхловаты, действуют большей частью разрозненно, поскольку вынуждены после ухода Молло заново налаживать атакующие связи. Теперь же армейцев ожидает тяжелейший выездной матч с "Краснодаром", у которого восстановились после повреждений и полузащита, и форварды, а на флангах действуют футболисты, сопоставимые по классу и мастерству с москвичами. Дзагоев в этом противостоянии мог и должен был стать козырной картой ЦСКА: завязывать на себе комбинационные розыгрыши в центре, смещаться к краям в помощь партнерам-бровочникам, препятствовать атакам краснодарцев сквозь центральную ось и лишать их численного преимущества на разных участках поля.
Понятно, что вместо Дзагоева все это будет делать (по крайней мере пытаться делать) кто-то другой. Но явно не с дзагоевским КПД и качеством, поскольку даже у чемпионов России футболистов такого уровня очень и очень мало. Самое время вспомнить про Еременко… и снова забыть. А не забыть – про Головина, которому, очевидно, и выпадет участь отрабатывать на краснодарском "Колизее" и за себя, и за Алана, стараясь оправдать многочисленные авансы и похвалы. Заработанные, кстати, целиком и полностью в сотрудничестве с Дзагоевым.
Футбольную страну, впрочем, (точнее, ту ее часть, что вопреки всему считает себя футбольной), куда больше, чем неучастие в отдельно взятых календарных встречах, огорчает печальная в целом история талантливого игрока – возможно, самого талантливого из нынешнего активного поколения. Дзагоеву в июне исполнится 27. Идеальный возраст, что называется, расцвет сил. А на Алане уже живого места не осталось из-за травм. Они не пустили армейца на Euro-2016; без него, неровен час, обойдется и Кубок конфедераций. Два турнира, где Дзагоев, один из героев предыдущего чемпионата Европы, вполне мог стать одной из ярчайших звезд. Причем основная виновница всех этих бед – самоотдача футболиста, который не привык и не умеет щадить себя, никогда не избегал жестких стыков и борьбы "на разрыв". По сути, добровольно принеся себя в жертву российскому футболу.
Крайне несправедливая штука – футбольная судьба.