– Вы постоянный участник Кубка Легенд, не в первый раз приезжаете в Россию. А за событиями в нашем чемпионате, за игрой "Зенита" следите?
– Матчи не смотрю, но всегда узнаю результаты. Скучаю по тем временам, когда играл за "Зенит". Клуб продолжает расти, и я рад, что в этом году команда хорошо выступает как в чемпионате России, так и в еврокубках.
– Вы же теперь агент. Расскажите о самой успешной сделке.
– Есть сделки, за которые мы выручали неплохие деньги, а есть такие, которые просто было приятно совершить. Некоторых футболистов мы вели с третьего португальского дивизиона, а теперь они выступают в примейре. Очень рад, что поучаствовал в переходе моего бывшего тренера Феликса Магата в китайский клуб "Шаньдун Лунэн", да и деньги за сделку мы получили неплохие. Но больше всего мне нравится искать талантливых игроков в низших дивизионах и доводить их до клубов примейры.
– Есть у вашего агентства какой-то известный игрок?
– Паулинью, который выступает в "Браге". В прошлом году он стал лучшим бомбардиром среди португальских игроков. И уже получал вызов в сборную. Пять лет назад мы его нашли в клубе третьего дивизиона.
– На российский рынок выхода нет? Хотели бы поработать с нашими клубами?
– Очень хотел бы. Но пока такой возможности не представилось. Думаю, это еще возможно, ведь российский рынок очень привлекателен.
– С руководством "Зенита" контакта нет?
– Нет, да и знакомых игроков осталось не так много. Общаюсь время от времени с Малафеевым, с Анюковым. Но пока не было подходящего момента, чтобы обсуждать дела. Я приезжал в Санкт-Петербург на матч Франция – Бельгия, поговорил с Малафеевым. Уверен, в будущем еще появится возможность поработать вместе.
– В Зените вы работали с Диком Адвокатом и Лучано Спаллетти. Чем каждый из них запомнился?
– Адвокат позвал меня в "Зенит" и очень хорошо принял. Он всегда был сконцентрирован, особенно следил за тем, чтобыв коллективе была хорошая атмосфера. Что же до Лучано Спаллетти, то он не так хорош в плане мотивации и психологии, зато великолепен в вопросах тактики. С этой точки зрения Спаллетти – лучший тренер из тех, с кем я когда-либо работал. Но в футболе психологический аспект не менее важен, ведь командный дух должен быть на высоком уровне, нужна сплоченность, желание хорошо играть. Вот в этом плане, в работе с игроками, Спаллети еще есть куда расти.
– Как раз то, что блестяще делает Жозе Моуринью, который был вашим тренером в "Бенфике".
– Именно так, это совершенный тренер. На мой взгляд, Спаллетти лучше в тактическом плане, но Моуринью очень хорош в эмоциональном аспекте. Это тот тренер, за которого игроки готовы были умереть на поле. Помню, как нам предстоял матч Кубка Португалии против довольно слабой команды. Но дела у "Бенфики" шли не очень хорошо, мы были на третьем месте, хотя от нашей команды ждали большего.И вот тренер соперника, когда-то выступавший за "Бенфику", заявил, что большая часть игроков не соответствует уровню такого большого клуба. Моуринью никак не отреагировал, молчал всю неделю. А в день матча, когда мы пришли в раздевалку, чтобы переодеться и выйти на поле, он распечатал слова того тренера, причем очень большим шрифтом и повесил на стену. А потом сказал: "Этот сукин сын говорит, что вы недостаточно хороши для "Бенфики". Выходите и покажите, хороши или нет!" Мы, конечно, победили (смеется). Меня всегда восхищало, как Моуринью вел себя с игроками, как объединял их. К тому же всегда говорил откровенно и любил пошутить.
– Но Спаллетти для вас все равно лучший? Почему?
– У него всегда были четкие и понятные идеи, как нужно действовать в обороне, а как в нападении. Вся команда прекрасно понимала, что он хочет видеть на поле. Я очень многому научился у Спаллетти. С ним "Зенит" выиграл все вРоссии. Жаль, что в Европе получилось не так, как могло бы.
– Вы долго думали прежде чем согласиться на переезд в Россию?
– Да, ведь я всего восемь месяцев как перешел за "Галатасарай". Но потом из клуба ушел немецкий тренер, который меня приглашал. А с турецким специалистом у команды не очень хорошо шли дела в чемпионате. В "Зените" меня хотел видеть Дик Адвокат, к тому же играть за большой клуб – новый вызов. Так что я согласился.
– В "Зените" вы получали самую высокую зарплату в карьере?
– Да, правда и в "Галатасарае" зарабатывал неплохо. Но в "Зенит" перешел не только за деньгами, все-таки уровень клуба был довольно высоким.
– Когда приехали в Санкт-Петербург, было что-то, что сразу понравилось и что не понравилось?
– Очень понравился сам город, на мой взгляд, один из красивейших в мире. Но я был разочарован тем, что клуб с такой финансовой поддержкой не имел нового стадиона. Помню, когда пришел Спаллетти, одной из его просьб к руководству было построить новую академию, тренировочный зал. Странно, когда клуб с деньгами не делает то, что важно и необходимо для дальнейшего роста и развития.
– Вы как-то рассказывали, что не смогли найти международную школу для детей в Петербурге, поэтому семья не жила в России.
– Да, на тот момент в городе была всего одна такая школа, мы вместе с женой поехали ее смотреть. И увидели, что она в плохом состоянии. Школа располагалась в старом здании, и цена за обучение не соответствовала качеству. Детям там было бы некомфортно. Знаю, что сейчас ситуация изменилась к лучшему. Но тогда мы остались недовольны увиденным. Так что дети вернулись в Португалию, учились в школе недалеко от Гимарайнша.
– Знаю, у вас хватает историй про встречи с полицией. Расскажите какую-нибудь.
– В Петербурге сумасшедшие пробки!Конечно, пытался как можно быстрее из них выбраться. Иногда нарушал правила движения. Так что полицейские меня останавливала не раз. Но всегда отпускали, когда я давал им деньги, только этого и ждали. Правда некоторые узнавали меня, поэтому отпускали бесплатно (смеется).
– Кто в том "Зените" был самым авторитетным игроком?
– В то время самым важным для команды считался Фернандо Риксен. Он был практически правой рукой Дика Адвоката, тренер ему очень доверял. Фернандо умел мотивировать, объединить нас, пошутить когда нужно. Но на тренировках всегда был серьезен и собран. Потом авторитетом пользовались наши капитаны: Анюков, Денисов, Малафеев. Их мы уважали.
– У Денисова не самый простой характер. Какие с ним были отношения?
– Не сказал бы, что Игорь – сложный человек. Он амбициозный, не любит проигрывать. И это хорошо. Не люблю тех футболистов, которые после поражения не расстраиваются и считают, что все в порядке. Денисов никому не давал расслабиться, такие футболисты важны в любой команде.
– Какое чемпионство далось сложнее: со "Штутгартом" или "Зенитом"?
– Без сомнения, со "Штутгартом". В Германии пришлось куда сложнее. В то время сильны были "Байер, "Боруссия", "Бавария", "Лейпциг". А "Штутгарт" имел меньший бюджет, не такой звездный состав, был скромнее. Но в итоге мы вместе с "Шальке" разыграли чемпионство. Тогда наша команда была невероятно едина. Титул с "Зенитом" тоже важен, я именно за этим и приехал в Россию. Этот переход вообще был хорош со всех точек зрения: и с финансовой, и со спортивной. Так что я остался очень доволен.
– Лучший период в вашей карьере?
– Выступление за сборную Португалии на ЧМ-2006. Я всегда играл ради того, чтобы попасть на чемпионат мира – это высшая точка в карьере любого футболиста. К тому же турнир проходил в Германии, где я провел семь лет и стал чемпионом страны. Это тоже важно. Мы проиграли в полуфинале Франции, хотя игра была равной, а единственный мяч Зидан забил с пенальти. С точки зрения командной работы и индивидуальных выступлений португальцы могут гордиться тем турниром. Хотя то поражение стало разочарованием. Сопернику просто больше повезло. Но в Португалии нас все равно встретили как героев, устроили праздник.