Премьер-лига (РПЛ). Статьи

11 августа 2018, 12:15

Хорен Байрамян – о Бердыеве, "Зените" и сравнениях с Марселу

Артур ЕНИКЕЕВ
Корреспондент

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 3-й тур
13 августа. "РУБИН" - "ЗЕНИТ" - 20.00 (мск)

 

Этот юркий фланговый игрок принадлежит "Ростову", но нынешний сезон проводит на правах аренды в казанском "Рубине". В разговоре с корреспондентом "СЭ" Хорен Байрамян, который сразу стал любимцем казанской публики, подробно рассказал о своей карьере.

Артур ЕНИКЕЕВ
из Казани

"БЫЛ ВАРИАНТ ОСТАТЬСЯ В ИТАЛИИ"

– Хорен, вы родились в Армении, но родители рано переехали в Ростовскую область. Сколько вам тогда было лет?

– 4 месяца. Это был 1992 год. Велись перестрелки с Азербайджаном. Деревушка, в которой я родился, была на самой границе. Буквально в двух километрах от той деревни были видны боевые посты. Поэтому отец, недолго думая, взял всю семью и переехал в Ростовскую область. Уже здесь, в России, родился мой брат. В деревне осталось много родственников. Дедушка и бабушка с папиной стороны. Летом их навещали, но вся моя жизнь прошла в России.

– Как произошло знакомство с футболом?

– Как и у всех мальчишек. В 5-6 лет начал ходить в секцию. В 7 лет начались первые соревнования между селами. Там себя я проявил, и меня позвали уже в районную команду. Раз в три недели ездил в нее за 30 километров. Это продлилось до 14-ти лет. Потом уже было ростовское УОР.

– В то время вы были на просмотре в "Парме"?

– Да, было дело. Я как раз заканчивал УОР, в дубль "Ростова" меня еще не брали, и было два свободных месяца. У тренера УОР были выходы на Италию. И я поехал. Приезжал два раза на три недели.

- С кем-то из звезд удалось пересечься?

– Тогда в "Парме" как раз заканчивал карьеру Кристиан Пануччи. Я помню нашу тренировку и его на соседнем поле.

– Были варианты остаться в Италии?

– Были. Я понравился местным тренерам, но были трудности из-за того, что я из России. Это не страна Евросоюза, поэтому возникали какие-то организационные проблемы. Но все равно предложили приехать еще один раз. Однако в то время дубль "Ростова" возглавил Александр Тумасян, который очень хотел видеть меня в команде. Наверное, если бы тогда у меня была сегодняшняя голова, то остался бы в Италии и попробовал закрепиться еще раз. Но в 17 лет, когда не знаешь языка, когда далеко от родителей и друзей, очень тяжело. А тут "Ростов" меня уже ждал. Но все к лучшему.

Хорен БАЙРАМЯН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Хорен БАЙРАМЯН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

12 ТРЕНЕРОВ

– Вы смогли вернуться в РПЛ после двух сезонов в ФНЛ. 

– Период в Волгограде был не совсем в плюс. Было мало практики. Но во второй год я уже понял, что нужно обязательно играть! Попал в "Волгарь" к Юрию Газзаеву. Спасибо ему за этот шанс, за то, что поверил. Я от звонка до звонка отыграл более 30 матчей. Когда окреп, тогда уже посчастливилось поработать с Курбаном Бекиевичем.

– Посчитал, что вам довелось работать с одиннадцатью тренерами.

– Сколько-сколько? Одиннадцать?!

Карпин, Кучук, Кириченко, Лютый, Балахнин, Ледяхов, Ю. Газзаев, Щербаченко, Талалаев, Байдачный, Бердыев.

(загибает пальцы и недоуменно качает головой) Был еще Божович!

– У каждого свои требования. С кем работалось легче, а с кем сложнее?

– Я помню всех. У каждого из них я учился. Были те, с кем мне было тяжело. Тот же Федор Щербаченко. Много говорить об этом не хочется, но это был самый сложный период в моей карьере. Я был в Волгограде и считал, что заслуживаю места на поле. Может со стороны казалось иначе, но мне не давали дышать. Даже сейчас я не понимаю, почему ситуация так складывалась.

– Бердыев – это самый главный тренер в вашей карьере?

– Однозначно. С остальными я работал максимум по году, а с Курбаном Бекиевичем два с половиной в "Ростове" и сейчас в Казани.

– Вы играли абсолютно на всех позициях, кроме вратарской.

– Не помню, чтобы выходил в центре защиты, но в целом – да. Самая привычная позиция для меня – это крайний полузащитник, и где-то в атаке под нападающими. Но с приходом Бердыева в "Ростов", когда мы начали играть в пять защитников, он сделал из меня латераля. Раньше я думал, что никогда в жизни на этой позиции не сыграю. Но главное хотеть, учиться. И здесь обязательно нужен человек, который покажет, как это делать. Хотя Курбан Бекиевич использовал меня и в тройке центральных полузащитников. В "Ростове" там в основном играли Гацкан-Нобоа-Ерохин или Могилевец, но когда Саша или Паша пропускали матчи из-за травм или перебора карточек, то три или четыре встречи я там играл. Мне нравилось (улыбается).

16 марта 2017 года. Манчестер. "Манчестер Юнайтед" - "Ростов" - 1:0. Хорен БАЙРАМЯН и Антонио ВАЛЕНСИЯ. Фото REUTERS
16 марта 2017 года. Манчестер. "Манчестер Юнайтед" - "Ростов" - 1:0. Хорен БАЙРАМЯН и Антонио ВАЛЕНСИЯ. Фото REUTERS

"НЕ СТЫДНО ПРИЗНАТЬСЯ – ВАЛЕНСИЯ МЕНЯ РАЗРЫВАЛ"

– Перед глазами ваш матч на "Олд Траффорд", когда "Ростов" играл против МЮ…

– Да, такое не забудешь. После переполненного "Олд Траффорд" уже ничего не страшно. Помню все чуть ли не по минутам. В то время я сыграл на этой позиции еще не очень много матчей. И тут Бердыев мне заранее сказал, что выйду на поле. Естественно, мы очень тщательно готовились. Я сам смотрел матчи "Манчестера", разбирал игру Валенсии. Думал, что знаю, как против него играть… Мне не стыдно об этом говорить и не стыдно признаться – Антонио Валенсия меня просто разрывал, а я не знал, что с ним делать. Он прокидывал, убегал, простреливал. Сейчас, спустя время, я бы сыграл против него иначе. Но когда в перерыве нам сказали поменяться флангами с Терентьевым, то я просто задышал. Против меня действовал уже Блинд, который особо вперед не подключался. Я уже больше играл с мячом. Не мог поверить! Как же приятно.

– С какими чувствами выходили на этот стадион?

– Знаете, его не зря называют "Театр мечты". Публика там была, как в театре. Мы играли в Мадриде и Мюнхене – там зрители гнали и орали сильнее. Но давление я чувствовал все равно.

– Кто из соперников, игравших в том цикле против "Ростова", особенно запал в душу?

– Как команда – "Атлетико". В "Баварии" и "МЮ" очень сильные игроки – это ты видишь и по телевизору, но вот команда Симеоне играет, как механизм. Как ее футболисты возвращаются назад, как перекрывают зоны. Очень тяжело играть против них.

Если выделять игроков, то Златан! Да, это фигура, но чего-то сверхъестественного он против нас не показал. Тот же Генрих Мхитарян тогда был в отличной форме. Он нам и забил. Но для меня самый тяжелый был Валенсия (смеется).

– Помните свой первый матч в премьер-лиге?

– Отлично помню. 2011 год. Мы играем в Ростове против "Рубина". Я вышел на 75-й минуте при счете 1:1, правда, в итоге мы проиграли 1:3. У меня очень сильная связь с Казанью. Здесь была и Универсиада-2013, да и когда играл за дубль – матчи здесь удавались. Я очень хочу прогрессировать в Казани вместе с этим тренерским штабом.

– Ближайший матч "Рубин" проведет против "Зенита". Который проиграл минскому "Динамо" 0:4.

– Он едет к нам в ранге лидера чемпионата, так что просто не будет. К тому же играл в Минске, как я понимаю, не основным составом. В матче с нами явно будет другой "Зенит".

Хорен БАЙРАМЯН. Фото Виталий ТИМКИВ
Хорен БАЙРАМЯН. Фото Виталий ТИМКИВ

"ПРИЯТНО, КОГДА СРАВНИВАЮТ С МАРСЕЛУ, НО ПОНИМАЮ, ЧТО ЭТО ИЗ-ЗА ПРИЧЕСКИ"

– Говорят, что "Ростов" очень не хотел отпускать вас, своего единственного воспитанника, в Казань?

– Это правда. В Ростове меня очень любят. Всегда чувствовал эту поддержку. Многие писали мне, какой я плохой, но были и те, кто желал удачи. Ростовские болельщики знают, как сильно я их люблю. Но когда появился такой вариант… Вы же знаете, что практически каждый игрок, который работал с Бердыевым, отмечает его класс. Фактор тренера сыграл ключевую роль. Когда ты на себе реально чувствуешь, как ты прибавляешь, как ты растешь. Да, в "Ростове" не было такого, чтобы я сыграл 30 игр. Там были игроки сборных, была большая, хорошая конкуренция. Но я получал свое время и чувствовал рост. Любой игрок хочет расти.

– При Валерии Карпине такого не было?

– Из 10 туров, на которые в конце прошлого года пришел Валерий Георгиевич, я сыграл только в последних трех. Дома с Хабаровском, где наконец-то удалось забить, причем на новом стадионе. Затем была игра в Казани и гостевая со "Спартаком". Никаких претензий к Карпину нет. Он видел другого игрока на этой позиции, потом дал мне шанс. Может быть, я бы и играл в "Ростове", но когда Курбан Бердыев позвонил мне и спросил о моем желание – я согласился.

– В "Ростове" хорошо болеют. В Казани на стадионе немного тише. Как вы на это реагируете?

– Меня предупреждали об этом. Думал, что придет 5-6 тысяч, но на первую игру пришло 14 тысяч! Спасибо болельщикам. Каждый зритель нам дорог. Мы всех ждем. Дай бог на "Зените" будет 20 тысяч или больше. Эти 14 тысяч на матче с "Краснодаром" гнали нас вперед. Я чувствовал это на себе. У нас шикарный стадион. Многое зависит и от нас, от игроков.

– Зато на хоккее в Казани почти всегда аншлаги!

– Я обязательно пойду на "Ак Барс". Был на хоккее всего один раз. На сборах в Сочи. Я знаю, что там играет не топ-клуб КХЛ, но даже там я был в восторге. А здесь мне все говорят о незабываемой атмосфере. Поэтому обязательно посещу вместе с семьей.

– Семья уже освоилась?

– Жена и дочка приехали только два дня назад. Все супер!

– Казанские болельщики между собой уже называют вас "Марселу".

– Да бросьте, какой Марселу? Вы чего? Я понимаю, что это все из-за прически. Приятно конечно, но до него мне далеко. К тому же он никогда не был моим кумиром. Мы с ним совсем разные. Говоря о любимых игроках – мне всегда нравился бразилец Рональдо! Сейчас тоже много хороших исполнителей. Выделю Коутинью.

Чемпионат России по футболу: турнирная таблица премьер-лиги, календарь и результаты матчей, расписание по турам