У НАС ПОЯВИЛСЯ СПОРТИВНЫЙ БЛОК, ГДЕ ТРЕНЕР РАБОТАЕТ В СВЯЗКЕ СО СПОРТИВНЫМ ДИРЕКТОРОМ
– О чем вы спорили с Юрием Семиным?
– Сложная тема. Мы спорим о философском.
– О правильности теории Канта?
– Да. Разговаривали о Бетховене. Я в последнее время 9-ю симфонию полюбил, а он тяготеет к седьмой.
– А если серьезно?
– Изначально, по согласованию с акционерами, начал перестраивать клуб по своему видению. У нас появился спортивный блок, в котором в связке работают спортивный директор и главный тренер, медицинский штаб. Все они подчиняются президенту. Обратите внимание, что у нас небольшое число травм, и футболисты быстро восстанавливаются. Главный тренер взял в штаб Дмитрия Лоськова. Мы согласились, что правильно оставить в нем Олега Пашинина. Это сработало, и тренер привел к сказочному успеху. Спортивный директор вместе со скаутами отвечает за селекцию. Он выражает мнение о том или ином футболисте. В том числе благодаря ему у нас сформировалась команда, которая может добиваться успеха. Вся эта модель работает. Нынешняя структура доказала свою жизнеспособность.
– Юрий Павлович считает, что для селекции достаточно одного Селюка?
– Селюка мы ни разу не обсуждали. По селекции он считает, что тренеры команды могут тоже заниматься этим. Я считаю, что нет. Это специальная профессия, этому учат. У нас есть главный селекционер, который ездит и смотрит. Пока все его рекомендации работают. Это не значит, что он не ошибается. Это очень профессиональный человек. Меня его мнение устраивает, и я готов работать так дальше. Безусловно, главный тренер также имеет право высказывать свое мнение. Это мнение уважают и ценят, так как Юрий Павлович – легенда для клуба и для всего российского футбола, однако это не должна быть прерогатива главного тренера.
– Лазара Марковича спортивный директор советовал в прошлое трансферное окно?
– Он мнение свое высказал. Раньше никаких скаутских отчетов никто не хранил. Уходили скауты – пропадало все, оставались только стол и стул. В базе нашего спортивного директора 500 просмотренных игроков. Есть выбор.
– Вы были инициатором приглашения Юрия Павловича?
– Да, я был инициатором.
– За время сотрудничества часто жалели об этом?
– Я не пожалел ни разу. Юрий Павлович оправдал все возложенные ожидания и справился с ними.
ГОВОРИТЬ О ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ В "ЗЕНИТ" НЕКОРРЕКТНО
– Поясните слова Геннадия Орлова: "Если Геркус, не дай бог, захочет в "Зенит", отказываться от него нельзя".
– Я – действующий президент "Локомотива", и говорить об этом некорректно по отношению к обоим клубам.
– Чувствуете интерес сине-бело-голубых к своей персоне?
– Чувствую интерес "Зенита" – моих бывших товарищей, которые пишут весь сезон ехидные смски, потом в какой-то момент перестают и присылают: "Молодец". У меня сохранилась связь с моим родным городом. Я там родился и до 40 лет жил. Конечно, многих знаю.
– Вы общаетесь с Александром Дюковым?
– Мы общаемся, я вхожу с ним в один комитет программы развития футбола.
– Вы прикипели к "Локомотиву"?
– Конечно, это часть моей жизни. 5 мая 2018 и 2 мая 2017 года – праздники для меня, как не прикипеть?
– У вас большая зарплата в "Локомотиве"?
– Не жалуюсь.
– Больше, чем у Юрия Павловича?
– Конечно, меньше. Это принципиально разные вещи – тренер и управленец. Футболисты – это актеры, которые играют пьесу, тренер – режиссер, а мы все находимся за сценой, в глубине. А потом вызываем футболистов и тренеров на бис, аплодируем им. Может быть, это вызвано тем, что в советские времена не было такого понятия, как продюсер. А это люди, которые формируют идею кино, приглашают режиссера, сражаются с ним, если нужно, решают, как фильм будет продаваться. Сейчас даже на самое гениальное кино без рекламы никто не пойдет. Так же и футбол очень изменился в последние годы. Сейчас мы к этому приходим.
АНЧЕЛОТТИ ОТВЕТИЛ ОТКАЗОМ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ КИТАЯ
– Расскажите о встрече с Анчелотти и Балотелли.
– Мы встречались с большим количеством футбольных специалистов – тренерами, бывшими тренерами, агентами, игроками.
– Встреча с Анчелотти была не связана с работой в "Локомотиве"?
– Мне кажется, что тренеру подобного масштаба вряд ли интересна работа в чемпионате России.
– Смотря в каком клубе и на какие деньги, смотря в каком возрасте.
– По моим данным, ему предлагали работу в Китае с зарплатой 25 миллионов евро в год, и он отказался. Как на этом фоне будет выглядеть "Локомотив" со своими возможностями? Конкурентно?
– Нет. А Балотелли?
– Я слышал об интересе одного из его агентов к российскому рынку. Ему все равно. В "Спартак" они звонили и еще куда-то.
ЧЕМПИОНСТВО ПРИНЕСЕТ "ЛОКОМОТИВУ" НЕ МЕНЬШЕ 20-25 МИЛЛИОНОВ ЕВРО
– Довольны посещаемостью?
– Нынешний сезон – это этап работы по наполнению стадиона. По ходу года случались разные периоды – было не очень, потом получше. Финальная весенняя часть прошла совершенно потрясающе. У нас аншлаги на "Спартаке", "Атлетико", "Ницце", "Зените" – все замечательно. Мы создаем шоу, которые раз от раза становятся лучше, и люди все правильно воспринимают. Мы три раза подряд били рекорд по выручке за матч.
– Каким был максимум?
– Несколько раз собирали больше 20 миллионов рублей. До моего прихода рекорд был 12 миллионов.
– Это билеты?
– Да. А максимум по общей выручке от матча – около 40 миллионов.
– Потенциал есть?
– Нам надо поднимать посещаемость не на больших матчах, а на играх против команд из середины и нижней части турнирной таблицы. По топ-3 мы планку задали и поняли, что для болельщиков приемлемо, а что – высоковато. Технические детали и ценовую политику нужно корректировать. Матчи, которые болельщиками расцениваются как малоинтересные, это вызов.
– Сколько все-таки "Локомотив" в сумме заработал на своем чемпионстве?
– Мы не так считаем.
– Давайте вместе прикинем. Только за участие в Лиге чемпионов клуб точно получит 15 миллионов евро. Верно?
– Не совсем верно считать гарантированную часть. Ведь помимо выплат за матчи, победы или ничьи в них, УЕФА ввел финансовое поощрение за успехи команд в еврокубках за последние десять лет. Но его размер зависит от состава группового турнира – все, кто туда попал, будут выстроены по рейтингу. Первый получит 30 миллионов евро, худший – 1 миллион. Мы не замкнем этот список, но окажемся где-то четвертыми-пятыми с конца. Кроме того, есть отчисления от классического маркет-пула, но они приходят самыми последними. Например, за выступление в Лиге Европы подобная сумма еще не пришла.
– Выходит, с учетом премии за титул РФПЛ, получится 20 миллионов евро.
– 20-25. Но, еще раз подчеркну, что доходы от УЕФА не связаны с российским золотом "Локо" – европейский союз вознаграждает за участие в своих турнирах тех, кто получил соответствующую лицензию и играл. Например, "Спартак", если будет играть в групповом этапе Лиги чемпионов, заработает сумму, сопоставимую с нашей. А ЦСКА, с учетом постоянных и довольно успешных выступлений в Европе, даже больше – порядка 30 миллионов, возможно даже 35. Поэтому для армейцев настолько важен финиш в премьер-лиге – люди бьются за весомые деньги.
ЧЕМПИОНСКУЮ АТРИБУТИКУ СТАЛИ ГОТОВИТЬ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ "СПАРТАКА" ОТ "УРАЛА"
– "Локомотив" открыл на стадионе новый клубный магазин, на золотом матче там было не протолкнуться. Это заслуга вашего маркетинга?
– Все наши успехи – результат работы целого коллектива, всех сотрудников клуба, всей моей команды. В плане магазина основная заслуга принадлежит коммерческому директору Игорю Смирнову и его заместителю Марату Фаттахову. Также отдельное спасибо хочется сказать нашим партнерам из креативного агентства, которые участвовали в данном проекте.
– Какую прибыль сейчас получаете от продажи сувенирной продукции и атрибутики?
– Неплохую. Например, в чемпионский день заработали 3 миллиона рублей. Это более, чем прилично. Для сравнения и понимания: в предыдущие годы таким был размер месячной выручки, да, пожалуй, даже двухмесячной.
– Уже выпущена чемпионская линия?
– Конечно. Стали раскладывать ее на полках магазина сразу после финального свистка встречи с "Зенитом". Готовили все заранее.
– Насколько?
- Начали после поражения "Спартака" от "Урала".
КРЫША НА "РЖД АРЕНЕ" ПОЯВИТСЯ НЕ РАНЬШЕ СЕЗОНА-2019/20
– Когда планируете приступить к возведению крыши на "РЖД Арене"?
– Это зависит от того, когда будет утвержден проект. Сейчас выбираем, взвешиваем за и против различных вариантов. Заодно просчитываем динамическую и стационарную нагрузку на элементы уже имеющейся конструкции, ведь перекрытие не может висеть в воздухе, его нужно на что-то вешать. Но то, что есть на данный момент, не повесишь – не выдержит. Вот нам предлагали установить вокруг стадиона 70 опор, на которых держалась бы крыша. Это долго и дорого, к тому же завязано с перекладкой всех коммуникаций, проложенных под землей. Получалось бы, по сути, возведение еще одного стадиона вокруг уже построенного.
Словом, много различных технических моделей – перебираем их и потихоньку нащупываем оптимальную. Когда окончательно определимся, начнем проектные работы, получив одобрение у главного акционера, РЖД, и пройдя госэкспертизу. Но реальные мероприятия начнутся не раньше сезона-2019/20.
– На время строительства "Локо" переберется в Химки?
– На мой взгляд, такой большой клуб должен играть если не дома, то в Лужниках. Но в любом случае постараемся, чтобы речь шла о двух-трех матчах, не более.
– Внутри обновленной арены станет так же тепло, как на стадионе "Санкт-Петербург"?
– К сожалению, в нашем случае подобное невозможно, для получения такого эффекта следует полностью закрывать фасады, мы же сделаем это частично. Но градусов пять из-за крыши прибавится.
– А не проще снести старый стадион и на его месте возвести новый? Специалисты строители утверждают, что с нуля строить всего проще, чем переделывать уже имеющийся объект.
– Ну по этой логике половину Москвы можно было бы разрушить и построить заново. (Улыбается.) Это не наш метод.
РОССИЯ – ФУТБОЛЬНАЯ СТРАНА
– Что вы думаете по поводу заканчивающегося вскоре телеконтракта РФПЛ, в соответствии с которым лига зарабатывает 1,5 миллиарда рублей в год? И как относитесь к высказываниям, что это мало?
– Такое идет от того, что ты живешь вот так, а хочется – лучше. И чтобы это произошло, нужно повышать качество продукта.
– В целом российский спортивный телерынок правильно устроен?
– Он всегда оставался у нас каким-то кривоватым, что ли… Тут важен иной вопрос: как нам выстроить его так, продавать себя так, чтобы зарабатывать на нем больше?
– Хорошо, спросим иначе. Насколько сейчас реализован потенциал рынка? На 20 процентов, на 50, на 70?
– ТВ – один из самых больших развлекательных сегментов в мире. Но спорт в России изначально к этой категории не относился, да и сейчас только частично заходит на эту территорию. И для того, чтобы занять достойное место в этом ряду, весь отечественный спорт должен провести огромную организационную работу, иначе другой развлекательный контент не потеснить.
Сейчас люди пошли на новые арены, возведенные к чемпионату мира, где тебя с сектора не сдувает ветром, где можно что-то съесть и попить – даже да такого наш футбол уже дошел (Улыбается.) А если серьезно, то это революционные изменения, и точно такие же нужны в области телевидения, народ должен четко понимать, на каких платформах смотреть матчи, кому и за что он должен платить. В смысле создания спортивной составляющей на традиционном ТВ мы, думаю, уже опоздали. Тогда следует "залезать" в интернет, пока не поздно.
– Какова тогда справедливая стоимость нового телеконтракта для премьер-лиги?
– Тут нельзя говорить однозначно. Сколько с рынка собрано, столько РФПЛ и дает. Справедливо или нет – вопрос не из области экономики.
– То есть, Россия – не футбольная страна, раз интерес рекламодателей к чемпионату не самый высокий и количество подписчиков платных каналов, где идут трансляции, не потрясает воображение?
– Ну почему не футбольная? Футбольная, телефонная, пивная – нам не чужды все привычки европейского общества. Мы футбол смотрим? Смотрим. Так почему не футбольная? Кто-то может аргументировать?
– Леонид Слуцкий это сделал. Например, мало зрителей на трибунах.
– А раньше ходили? Ходили.
– Но тогда не существовало интернета, а качество самой игры находилось на уровне европейских стандартов.
– И что было видно с последних рядов Лужников? "Муравьев" далеко внизу на зеленом прямоугольнике? А сейчас все как на ладони, да и играют люди интересно, результативно, весело, словом. Так что страна – футбольная.
"ЛОКО" ХОТЕЛ БЫ ЗАПОЛУЧИТЬ ГОЛОВИНА. НО ЭТО НЕРЕАЛЬНО
– Согласны, что в целом состав "Локо" подошел к критическому возрасту и в ближайшее время его нужно обновлять?
– Для нас это не тайна. Планируем определенные шаги в этом направлении.
– Изменения станут большими?
– Они могут стать большими.
– Правда ли, что летом Алексей Миранчук может перейти в "Краснодар", а его братом Антоном интересуется "Спартак"?
– Интерес проявляют все и ко всем, в том числе, и к нашим лучшим футболистам. Не сомневаюсь, что многие клубы следят за теми же Миранчуками – и "Спартак", и "Зенит", и ЦСКА. Так же, как мониторим рынок и мы сами – не слепые же. Вот Головин – замечательный полузащитник. Хотел бы "Локо" его заполучить? Безусловно. Реально ли это? Конечно, нет.
– У вас на столе есть официальные предложения по кому-то?
– Нет. Они вообще, как правило, приходят на заключительной стадии процесса.
– На будущее в "Локомотиве" 31-летнего Тарасова, у которого заканчивается контракт, способна повлиять недавняя история с рукоприкладством в отношении болельщика "Спартака" в ресторане?
– Любые скандальные ситуации этому вредят, и мы стараемся их избегать, в данном случае история непонятная, запутанная. Возможно, кто-то решил оклеветать Диму. Думаю, все уже забыли про это, благо были более радостные поводы. Что касается футбола, то Тарасов отлично провел золотой матч, геройски играя с рассечением. И превалирует именно это.