30 ноября 2016, 00:00
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Все может случиться после матча с "Тоттенхэмом" в Лиге чемпионов 7 декабря. Эта игра станет для армейцев последней в 2016 году – и существует вариант, при котором она станет последней и для Слуцкого в нынешнем качестве.
Несколько наших источников подтверждают такую вероятность, оценивая ее как достаточно высокую. По их данным, к решению готовы обе стороны, и это будет тот случай, когда фраза "по обоюдному согласию" должна трактоваться буквально, а не как дипломатический ход со стороны клуба.
Если это и станет дипломатией, то скорее – тренерской.
Месяц назад "СЭ" опубликовал заметку с заголовком "Почему Гинер не уволит Слуцкого", и ее основной посыл был таков: смена рулевого с большой вероятностью повлечет за собой цепь болезненных и непредсказуемых для ЦСКА последствий. Ключевое слово "непредсказуемых". Да, команда сегодня в застое, но застой это пусть не лучшая, но все-таки форма стабильности. А для Евгения Гинера в условиях кризисного шторма хотя бы спортивная составляющая должна быть тихой гаванью. Так что, как бы трудно ни складывался сезон, президент красно-синих, предположу, готов терпеть до лета.
При условии, что такое желание есть у тренера. А его, вполне возможно, нет.
Понятно, что Слуцкий подвержен эмоциям. Несколько лет назад он уже подавал заявление об уходе, но Гинер тогда предложил ему хорошенько подумать, после чего тренер остался и взял с ЦСКА несколько титулов. В этот раз инициатива, похоже, тоже исходит от Слуцкого, но намерения серьезнее и продиктованы не только эмоциями.
Тренер в тупике. Во всем чувствуется какое-то разочарование. Ему больше негде черпать мотивацию, старые резервы по большей части себя исчерпали, а радикальные реформы Слуцкий проводить не может и не хочет. Были времена, гораздо более сытые и успешные, когда существовал благоприятный момент для перемен, но теперь окно возможностей плотно закрыто – результатом, кадровым голодом.
ЦСКА – это успешный, титулованный, приучивший к своим победам и большим задачам клуб. Но складывается впечатление, что в команде все меньше искры, загадки. Возможно, все больше проявляются последствия кризиса, возможно, накладывается уже личный кризис Слуцкого. И это состояние (клуба и тренера) уже не мобилизует.
В таких случаях лучше попрощаться. Каким бы расчетом ни руководствовался Гинер, желая оставить Слуцкого, цивилизованный развод – разумный выход. От расставания, наверное, станет лучше всем.
ЦСКА получит встряску, которую сейчас не дает ничто – ни победы, ни поражения. Сможет начать назревшие реформы. Проведет перезагрузку. Чревато ли это потерей результата? Да. Но другого выхода, если говорить о долгой перспективе, не видно. К тому же, по нашей информации, главным кандидатом на замену является Виктор Гончаренко, поработавший в ЦСКА и знающий внутреннюю кухню. Он сделает процесс перемен более мягким. Известно, что в контракте с "Уфой" у Гончаренко есть любопытный пункт: если армейцы захотят видеть тренера у себя, уфимцы обязаны его отпустить без компенсации.
А Слуцкий получит долгожданный отдых (то, в чем он остро нуждался еще после чемпионата Европы) и возможность сменить обстановку. Сейчас называются разные варианты – например, "Локомотив" и "Краснодар". Но по большому счету это все тот же мир, те же проблемы, те же судьи, тот же менталитет, то же "нефутболье", столь удручающее тренера. Вырваться из этого круга и остаться при этом в профессии можно только одним способом.
Известно, что Слуцкий давно хочет попробовать силы за границей. Как-то даже говорил, что готов начать со второго по силе английского дивизиона, чемпионшипа, или поехать в Голландию, где выстроена образцовая система по выращиванию талантов – тренерских в том числе.
И по нашей информации, такое развитие событий является не только приоритетным для Слуцкого, но и весьма вероятным. В частности, называется голландский "Витесс", владельцем которого является российский бизнесмен Александр Чигиринский. Оптимальный вариант, чтобы привыкнуть к новым реалиям.
Попав в Европу, Слуцкий фактически начнет все заново. Ни с чем не сравнимый вызов, гарантирующий высокую мотивацию, – разве не это нужно тренеру, который в России попробовал уже все? За границей у Слуцкого вновь проснется интерес к футболу, который он любит и понимает, там можно почувствовать себя первопроходцем, выполняющим сложную и ответственную, но увлекательную миссию. Западная Европа, по большому счету, до этого не покорялась ни одному российскому специалисту. У нас нет главных тренеров, которые стали бы там успешны. Так почему бы Слуцкому не стать первым – если он сам этого хочет и чувствует в себе силы?