Судейство
4 октября 2020, 20:30
На 63-й минуте матча «Сочи» — «Ростов» арбитр Евгений Турбин наказал предупреждениями Нобоа и Норманна. Для ростовского футболиста желтая карточка стала второй, и ему пришлось покинуть поле. Правильно ли поступил судья?
В том моменте Нобоа очень грубо атаковал сзади соперника и понес заслуженное наказание. А вот санкция, примененная к ростовчанину, попытавшемуся догнать обидчика, но в итоге не сделавшему ничего криминального, выглядит странной, «нефутбольной» и ошибочной.
Но судья, видимо, определил Норманна как зачинщика последовавшего конфликта. Не исключаю, что судейские руководители могут в этом случае поддержать Турбина.
По традиции в ходе матча главный тренер ростовчан Валерий Карпин не сдерживал эмоций. И сначала заработал желтую карточку, а уже после свистка — красную.
— У меня был конкретный вопрос — почему Козлову показывают карточку за игру высоко поднятой ногой, а игроку «Сочи» — не показывают. В ответ судья улыбнулся и сказал: «Идите отсюда». Я спросил: «Что вы лыбитесь, улыбаетесь?» И он показал мне красную! Ни агрессии, ни мата — не знаю, за что красная карточка. Судьям нельзя задавать вопросы? Я и желтую не понимаю, почему показали. Мы с резервным арбитром нормальным тоном абсолютно общались. За один и тот же фол нам желтую, а другой команде не дают. Интересно, что в рапорте напишут, — заявил потом журналистам Карпин.
Конечно, нужно было находиться рядом с собеседниками, чтобы услышать, что и как сказал тренер арбитру. Согласитесь, есть разница между фразами «товарищ судья, что вы улыбаетесь» и «че ты лыбишься», сказанными с соответствующей интонацией. Турбин оценил в протоколе действия Карпина, как «демонстративное несогласие с решением арбитра».
На 68-й минуте другого матча, между «Рубином» и «Ахматом» (1:1) арбитр Владимир Москалев наказал вторым предупреждением казанского полузащитника Йевтича и удалил его с поля. Судья решил, что хавбек ударил Тимофеева левой рукой в лицо. Между тем на повторах видно, что контакт совсем незначительный, и такое наказание выглядит чрезмерно строгим. На мой взгляд, рефери ошибся, применив такую дисциплинарную санкцию.
Леонид Слуцкий не менее эмоционален, чем Карпин. Но в воскресенье в Казани главного тренера превзошел его помощник, обычно спокойный Олег Кузьмин. Красная карточка. За удар бутылки ногой в поле в момент остановки игры.
— Действительно, карточек стало больше, — сказал мне на днях в интервью руководитель департамента судейства РФС Виктор Кашшаи. — Приступив к работе в январе этого года, мы хотели использовать европейские стандарты и призвали судей наказывать предупреждениями игроков за безрассудное и неспортивное поведение — за фолы такого типа. Арбитры правильно следуют нашим инструкциям. Но в премьер-лиги очень жесткие инспекторы. Если судить по их рапортам, число желтых карточек должно быть еще большим. Интересная ситуация: футболисты и тренеры жалуются, что карточек слишком много, а на самом деле, по мнению инспекторов, а также департаментов судейства и инспектирования, этих карточек должно быть еще больше — исходя из анализа тех моментов, что происходили в играх чемпионата. В некоторых случаях ошибочно не применялись дисциплинарные санкции.
Подчеркну. Это очень важно. Желтая карточка применяется не против игрока. Вынесение предупреждения — это, наоборот, защита каждого из игроков. В современном футболе основная обязанность судьи — защита здоровья футболистов. Показывая сегодня карточку игроку команды А, арбитр обеспечивает защиту этого же игрока, но в долгосрочной перспективе. Такова философия.
...Не знаю, чью защиту обеспечивали в ситуациях, описанных выше, Турбин и Москалев. Последний явно ошибся, для него характерна неверная оценка единоборств. А Турбин, возможно, вспомнил как раз об инструкциях свыше. Что нужно показательно карать неспортивное поведение. К такому он отнес действия Норманна.
Отмечу, что у судей сейчас много начальников и тех, к чьему мнению нужно прислушиваться. Есть департамент судейства (Кашшаи), департамент инспектирования (Сергей Фурса) и инспекторы с разным судейским опытом, потенциальный начальник департамента видеоарбитров, если таковой в итоге создадут (Дэвид Эллерей), экспертно-судейская комиссия при президенте РФС, судейский комитет (Ашот Хачатурянц). У них есть свои мнения (нередко различающиеся), об этих мнениях знают арбитры.
Поверьте, работать в таких условиях, судить матчи чемпионата России очень непросто. И в этом хотя бы частично можно найти объяснение случившемуся в воскресенье в Казани и Сочи.