Как же бессмысленны споры, заслуженно ли нынешнее лидерство «Спартака» — или он просто воспользовался внутренними проблемами и еврокубковой загрузкой у конкурентов! Любое первое место, вне зависимости от названия команды, — это в том числе и результат чужих трудностей. Но другие ведь почему-то обернуть их себе на пользу не смогли. А Доменико Тедеско и его футболисты оказались способны.
Стоит остудить горячие головы: ни о чем далеко идущем это пока не говорит — всего лишь один тур единоличного лидерства, не более. Дальше — посмотрим. Тем более, следующий матч — дома с «Ростовом», который тоже «позаботился» о том, чтобы у него не было еврокубков. Правда, недавно у дончан случилась серьезная распродажа, но зубодробительного сочетания выступлений в Европе и коронавируса у команды Валерия Карпина сейчас точно нет.
В последнем, уже декабрьском туре прошлого чемпионата ростовчане разгромили «Спартак» на «Открытие Арене» — 4:1, и тогда красно-белыми уже руководил Тедеско. Насколько для Карпина принципиальны встречи с бывшим клубом, которым он руководил несколько лет и от первого лица которого получил лейбл «сбитого летчика», догадаться несложно. Сам он может сколько угодно это публично отрицать, но тут по Станиславскому: «Не верю!»
И, кстати, тогда у «Ростова» был довольно продолжительный спад, еще никак не связанный с неизвестным на тот момент миру коронавирусом. В четырех предыдущих турах желто-синие набрали лишь два очка, уступив при этом «Динамо» и дома «Тамбову». А «Спартак» разнесли в щепки.
Так что проверка красно-белых ждет серьезная. А предложение о новом контракте, которое Шамиль Газизов, по собственным словам, тем временем уже сделал Тедеско, на мой взгляд, абсолютно своевременно. Прождав с ним до зимы, руководство «Спартака» показало бы, что сомнения все-таки имеются. Нынешний же момент — не только результат лидерства, но и признание Газизовым того, что команда с немецким тренером идет в правильном направлении.
В 2007-м году Виталий Мутко сделал, считаю, одну из самых умных вещей в своей карьере. Тогдашний президент РФС предложил и подписал новый двухлетний договор с Гусом Хиддинком, не дожидаясь во многом решающего ответного отборочного матча Евро-2008 с Англией. И сам голландец, и команда оценили по достоинству такой шаг, у нее появилась уверенность, что с этим человеком и ни с кем другим ей идти дальше. При том, что результат отборочного цикла на тот момент оставался далеко не очевидным, Россия в группе шла третьей, а у Мутко с Хиддинком случались серьезные разногласия. Тем не менее, предложение было сделано и оказалось более чем своевременным.
Легендарные 2:1 в «Лужниках» с Англией с дублем Романа Павлюченко — прямое следствие. Сыграй мы тогда с британцами даже вничью — никакого Евро и последующей бронзы, вероятнее всего, не случилось бы. Да, нам после поражения в Израиле тогда здорово помогли хорваты, победив ту же Англию на «Уэмбли», но морального подъема в момент того подписания это не отменяет.
Леонид Федун с Газизовым поступили схожим образом. Правда, пока Тедеско со своей стороны новое соглашение не подписал, не нужно говорить об этом как о свершившемся факте. Кто знает, какие еще предложения есть сейчас у Доменико, и устраивают ли его условия «Спартака»? Хотя, конечно, согласие тренера, тем более в момент, когда команда борется за чемпионство, будет выглядеть более чем логично.
Если же кто-то вспомнит о том, что во втором цикле Хиддинк со сборной не вышли на ЧМ-2010, то это, убежден, несчастный случай. В отборочном турнире команда выглядела классно, намного сильнее, чем в квалификации Евро-2008. Дважды уступила победителю группы, Германии, с минимальным счетом, оба раза вообще не уступив ни по игре, ни по моментам, а финнов (третье место) сокрушила с крупным счетом что дома, что на выезде. В первом стыковом матче со Словенией мы уверенно вели 2:0, и Гус сделал атакующую замену Семака на Быстрова, чтобы добить соперника. Но в результате нарушился баланс, один мяч пропустили, а потом последовал кошмар в Мариборе. Однако кто смотрит футбол не голыми эмоциями, не может не признать: та сборная — одна из сильнейших в нашей истории, и Хиддинк сделал команду образца-2008 еще лучше. Оттого до сих пор безумно обидно, что ей не суждено было поехать в ЮАР-2010.
И Тедеско разовьет «Спартак», усовершенствует свои идеи и их реализацию. Правильно ли сделал Газизов, что обнародовал предложение? Думаю, да. Поскольку контракт заканчивается после сезона, мяч находился на его стороне — вместе с давлением и вопросами, которые это вызывало. Больше их нет, и остается только ждать, когда стороны утрясут детали.
Газизов со времен «Уфы» известен в российском футболе как человек, умело ведущий оперативную каждодневную деятельность. Он держит руку на пульсе всех процессов в команде, и ситуации а-ля Старков—Аленичев или Каррера—Глушаков при нем невозможны. Шамиль погасит подобное в зародыше. Такой контроль — не менее важная часть работы клубного управленца, чем трансферы. Этого не понимают многие из тех, кто оценивают деятельность менеджера только по селекции, которая — исключительно верхушка айсберга.
И ни в коем случае не нужно, полагаю, сейчас никому в «Спартаке» делить лидерскую славу — во-первых, она еще не чемпионская, а во-вторых, все видели, к чему привело подобное после золотого сезона-2016/17. Самой большой ошибкой стало бы публичное обсуждение со стороны бывших и нынешних главных лиц клуба, кто, кого и зачем привез. Пару месяцев назад это уже случилось, а теперь им надо дуть на воду и не позволять себе ни одного неосторожного слова.
Ведь, допустим, известно, что Тедеско по-прежнему тесно общается с Томасом Цорном, который устроил его в «Спартак». И, когда немцу предложен новый контракт, любая критика в адрес Цорна, даже если она справедлива, может взорвать наладившуюся ситуацию. Сейчас лучше вспоминать хорошее — например, то, что именно при гендиректоре Цорне в команду пришел не только Доменико, но и Эсекиэль Понсе с Джорданом Ларссоном, два лидера в атаке на сегодня. Были, безусловно, и Гус Тил, и Андре Шюррле, но попадание с тремя ключевыми людьми за год (да и Алекса Крала в этот список можно включить) — это уже успех.
Но сейчас Цорна в «Спартаке» нет, и, считаю, не надо сравнивать работу его и Газизова. Томаса, который до красно-белых никем серьезным никогда не руководил, брали как энергичного и амбициозного молодого человека, способного незамыленным взглядом найти людей для нового «Спартака». И он сделал это, поскольку тот же Тедеско — кандидатура неочевидная. Да и Ларссон с Понсе — тоже.
Однако часто так бывает, что этап строительства проходит при одном руководителе, а превратить в монолит уже собранных и нанести точные завершающие штрихи на готовый портрет способен уже другой. Так, как, например, известный тренер Юрий Морозов когда-то построил две яркие команды, «Зенит» и ЦСКА, но каких-то качеств характера ему не хватало для того, чтобы по-настоящему их сплотить и превратить в чемпионские. Оба раза это делал Павел Садырин.
Роль тренера в те времена была сопоставима с нынешней гендиректорской, он распределял все блага, казнил и миловал. Поэтому аналогия с Цорном и Газизовым не кажется мне натянутой. Морозов и Цорн совершили кадровые революции, задачи Садырина и Газизова — окончательное сплочение игроков и персонала в единое целое.
При всех заслуженных поздравлениях «Спартаку» с единоличным лидерством не могу не заметить, что у него в Краснодаре, как и в Химках, опять случилось два принципиально разных тайма. Точно как у сборной России против Турции и Венгрии. Причем один раз хорошим был первый, другой — второй, то есть речь не идет ни о каких проблемах с «физикой». Чистая психология!
На первый в Краснодаре у красно-белых вышла готовая, сконцентрированная до предела команда. Да, Александр Максименко в очной дуэли с Матвеем Сафоновым (сколько лет, даст бог, нам наблюдать ее не только в клубах и молодежке, но и в первой сборной!) дважды едва не «привез», но — второй раз при большой помощи Айртона — сам же исправлялся. А атака работала хорошо, потому что ее составные части находились на своих местах. Травма Понсе, полученная в кубковом матче в Красноярске, оказалась несерьезной, и в краснодарской победе он поучаствовал активно. Хотя лучшим, на мой взгляд, стал Ларссон.
И важнейший момент — что к ним добавился Виктор Мозес, которому не самая удачная игра в Химках быстро вправила мозги. И нигериец, пока сохранялись силы (вот у него тема «физики» есть, конечно) на фланге рвал Чернова в клочья. И гол, отправив его «в буфет», забил как маэстро. Кстати, располагался Виктор очень высоко, так что нынешнюю схему «Спартака» я бы обозначил как 3-4-1-2.
«Краснодар», поменяв пять человек по сравнению с Ренном, серьезно включился до перерыва раза два по пять минут, а в целом же выглядел каким-то потерянным. Сказалась ли доброжелательность арбитров к «Спартаку», выразившаяся, в частности, в трактовке ситуации с первым голом? Возможно, и да, хотя момент, как пишут все судейские эксперты — 50 на 50.
Но ведь и во втором тайме, когда Владислав Безбородов свистнул еще до голевого удара «быков», решение принято в пользу той же команды. В этом смысле Федун грандиозным скандалом имени Василия Казарцева и Алексея Еськова после матча «Спартак» — «Сочи» сработал для будущей гонки за титулом в высшей степени эффективно, что показали последующие месяцы. С тех пор рефери предпочитают с красно-белыми лишний раз не связываться. А практика показывает, что не то чтобы помощь и симпатия, но хотя бы относительная лояльность арбитров — обязательное условие для любого чемпиона, по крайней мере, в России.
В любом случае, преимущество «Спартака» в первом тайме не могло быть подвергнуто сомнению. И после него, зная собранный с миру по нитке запас хозяев всего с тремя полевыми футболистами (лишь одного из которых, Даниила Уткина, можно причислить к основной обойме), казалось, что это все, потому что «быкам» просто некем было усиливать игру!
Но фокус состоял в том, что и «Спартак» это отлично знал. И мысленно закончил матч уже в перерыве, что стало видно уже по первым минутам второго тайма. А у «Краснодара» шикарно вышел Уткин, который дважды был близок к тому, чтобы забить сам и классным разрезающим пасом на Рамиреса запустил голевую атаку. Сабуа же, едва поднявшийся с лавки, первым же касанием ее завершил.
И все — игра ушла из спартаковских рук! «Краснодар» мог сравнять, но где-то вытащил Максименко, где-то до удара свистнул Безбородов. Хотя, как я понимаю, сейчас и в подобных эпизодах, и при неявных офсайдах судьям рекомендовано давать доводить атаки до конца, и только потом уже — благо, ВАР есть — принимать итоговое решение. Совершенно не исключаю, что толчок со стороны Мартыновича действительно был, и решение оказалось бы таким же, но стоило ли рефери торопиться со свистком? Он мог уже после гола дать штрафной в пользу «Спартака», а там бы уже разбирались видеоассистенты.
Так или иначе, больше чем полтайма красно-белые выглядели плохо, а фрагментами — безобразно. Но проскочили во многом благодаря шикарному, как обычно в этом сезоне, Ларссону. Он и для Понсе гол организовал, и сам третий забил — да как! Принял мяч левой пяткой (!), мгновенно развернулся и пробил крученым с той же левой. Кстати, мне не кажется, что Сафонов в этом эпизоде сыграл безупречно: мяч вошел в ворота не впритирку со штангой. Профессиональным тренерам вратарей, безусловно, виднее, но, по-моему, герой матча в Ренне немного ошибся с выбором позиции. И при 1:3 все стало ясно.
Что касается трансферов, то уверен, что Газизов чрезвычайно рад голу Мозеса за «Спартак» в первом же матче в стартовом составе. Вспоминается, правда, что и у Шюррле, и у Тила старт получался бурным — на фоне нашумевшего интервью агента Тимура Гурцкая, взятого Нобелем Арустамяном (в котором, в частности, жестко критиковался Газизов), всплыли цитаты Гурцкая примерно однолетней давности, где он восхвалял приобретение Шюррле и утверждал, что у Понсе и Ларссона в «Спартаке» ничего не получится.
Нельзя делать скороспелых выводов, нельзя! В Понсе все вообще поверили до конца уже только в этом сезоне, а в прошлом, хотя аргентинец и забил во всех турнирах десять голов, лишь осторожно приглядывались. Ларссон заблистал после смены Олега Кононова на Тедеско, Тил — наоборот. А Шюррле сдулся до такой степени, что закончил карьеру. Все эти истории говорят о том, что оценивать свежие трансферы по первой паре месяцев — последнее дело.
У меня начинает возникать ощущение, что в «Спартаке» к зиме могут озадачиться поиском «десятки». Зелимхан Бакаев все никак не заиграет на прежнем уровне после болезни, Александра Кокорина попробовали на этом месте в Химках — не вышло. Может, с прицелом на это Тедеско и взял с собой в Краснодар переподписанного, реабилитированного и не поехавшего в аренду Михаила Игнатова? Или будет предпринята попытка внедрить на это место Остона Урунова? Так или иначе, позиция под Понсе и Ларссоном на сегодня выглядит уязвимой, а оттягивать туда Ларссона — значит, терять мощную боевую единицу на острие.
Лично мне кажется, что Газизова способен подвести Кокорин, по которому все станет ясно весной, но веры в него все меньше. Несмотря на голевой пас Ларссону в Краснодаре, который, впрочем, не стоит переоценивать: все главное швед сделал в этой атаке сам. Больше же снова не было ничего, даже когда Александр имел шанс выйти один на один, но сильно затянул с принятием решения. Он вообще сейчас мыслит на поле медленно. И если в глобальном смысле эффектная газизовская фраза о брошенной «Зениту» перчатке сбывается, то в конкретном — по Кокорину — она может зависнуть в воздухе.
И каждое интервью форварда только усугубляет ситуацию. Свежие восторженные тезисы о яхтах Абрамовича из уст Кокорина совсем грустны. По мне, поговорил ты подробно один раз, все объяснил, вызвал к себе преимущественно позитив — все, закрой рот и играй. Этого не происходит, ни одного цельного матча за «Спартак» Александр еще не провел, забил только один мяч с пенальти и вот сейчас отдал голевой пас. А голос его в СМИ не замолкает. И ведь, кажется, Кокорин реально сам себя убедил, что ни в чем особо не виноват, а только стал жертвой судейского беспредела (последнее — отчасти правда).
Вот, на мой взгляд, Газизову сейчас найти бы к нему подход, чтобы Кокорин понял: сначала игра, потом — прямая речь. А то приоритеты как-то нарушены.
Зато они правильно расставлены у «Спартака» в целом. И коллектив в нем сформировался. Именно поэтому во многих равных по содержанию матчах красно-белые оказываются способны дожать три очка, тогда как в прошлом сезоне отдавали их на ровном месте.
Так, каждой рабочей победой, которых все равно большинство, и куются любые титулы — спросите Карреру, не даст соврать. В том сезоне ведь первую крупную победу «Спартак» одержал над «Тереком» в предпоследнем туре, уже взяв золото.
Пока разгромов у красно-белых нет и сейчас. Но если в первых десяти турах команда забивала либо два мяча (шесть раз), либо один (четыре), ни разу не оставив чужих вратарей сухими, то в Химках и Краснодаре отметилась на табло по три раза. Ее атака становится слаженнее и мощнее. И всегда есть кого выпустить на замену для ее усиления. Вот Соболев получил травму, выбыл на три недели — но после Краснодара об этом никто и не вспомнил, хотя, казалось бы, форвард сборной России и любимец трибун.
Но есть выбор. И нет еврокубков — как в том же сезоне-2016/17 после вылета от АЕК. Дружные поражения «Зенита», «Краснодара» и «Локомотива» после первого же тура Лиги чемпионов, может, и стали в какой-то мере совпадением, но уж больно символичным. Ладно еще обескровленные «быки» или даже «Зенит», у которого был очень крепкий соперник, а питерцы — на спаде. Но «Локо», который до этого одержал четыре победы подряд, а тут уступил дома «Ротору», до того не выигрывавшему, дорисовал эту картину самым ярким штрихом.
Что дальше-то с ними будет, ведь ЛЧ, а вместе с ней и усталость, для участников главного еврокубка только начинаются? ЦСКА, кстати, я из этой категории вывожу, — на Лиге Европы акцент всегда не так велик, там такая степень выкладки не требуется. А игра у армейцев сейчас поставлена, на мой взгляд, лучше всех в стране. Но не просматривается такого командного характера, как у спартаковцев, одержавших уже три волевые победы — над «Локомотивом», «Арсеналом» и «Химками». Случайностью такое быть не может.
Конъюнктура для «Спартака», в общем, сложилась идеальная, и из нее надо вытаскивать максимум. И создать себе лидерский задел, пока другие клубы бьются в Европе.