20 марта 2019, 10:45
Перед воскресным матчем "Спартак" – "Зенит" гости "Открытие Арены" могли наблюдать необычное нововведение – вход в VIP-ложи охранял почетный караул из людей, одетых в костюмы римских легионеров: щиты, шлемы, латы – все было при них. Во время игры такие же персонажи встречались и в чаше стадиона, с готовностью фотографируясь со всеми желающими.
Данный снимок подписан "Гладиаторы", но это не так: на фото – римские легионеры, появление которых у многих вызвало справедливое удивление: зачем они там, если легендарный герой, подаривший имя московскому клубу, против этих самых легионеров активно сражался и пал от их рук? Неоднозначное креативное решение, не правда ли.
Давайте вспомним историю, чтобы расставить все точки над i.
Благодаря книгам древних авторов (таких, как Плутарх) или работам современных историков (например, британца Адриана Голдсуорси) мы знаем, что Спартак был солдатом, выходцем из Фракии (современная Болгария), который служил в римском войске и прекрасно разбирался в военной тактике Римской империи. По легенде он дезертировал, был пойман, отправлен на работы на меловой карьер, а позже, благодаря познаниям в военном деле, выкуплен школой гладиаторов в Капуе.
В подобные гладиаторские школы набирались, в основном, пленники и рабы. Население всей империи более чем на 20% состояло из последних – при этом, благодаря постоянному доступу к оружию, гладиаторы среди них считались привилегированным классом. В 73 году до н.э. 80 гладиаторов, ведомые Спартаком, сбежали из Капуи, укрылись у подножия Везувия и подняли легендарное многотысячное восстание рабов.
Со всех уголков империи в спартаковское войско стекались беглые крестьяне, дезертиры и бедняки. Практически безоружные в самом начале, они тем не менее составляли серьезную угрозу консульским армиям – пригодилась военная выучка их предводителя. Два года Спартак срамил римские легионы, одерживая одну победу за другой, пока, наконец, в 71 году до н.э. не встретился с войском полководца Марка Лициния Красса, одного из богатейших людей Рима.
Плутарх пишет, что перед решающим сражением Спартак перерезал горло своему коню – хотел показать, что готов биться до последнего. Фракиец бросился на Красса, убил нескольких военачальников, но пал в бою с его легионерами, как и большая часть восставших. Шесть тысяч оставшихся в живых сдались в плен и были распяты в качестве устрашения другим рабам. Тело предводителя восстания так и не нашли.
Существует несколько версий, как красно-белые получили свое нынешнее имя. Самой распространенной является та, в которой Николай Петрович Старостин увидел на столе забытую кем-то книгу итальянца Рафаэлло Джованьоли "Спартак" и предложил назвать московский клуб в честь легендарного фракийца.
Впрочем, сам Старостин в разговоре с Владимиром Маслаченко назвал эту версию "красивой выдумкой":
– Мы назвали его так в честь оппозиционного молодежного движения Эрнста Тельмана в Германии, которое тоже называлось "Спартак". В это закладывалась скрытая контрдинамовская идея, но этого никто не должен был понимать – иначе название бы ни при каких обстоятельствах не прошло. Отсюда и романтическая выдумка про Джованьоли. (Книга "Спартаковские исповеди", Игорь Рабинер)
Так или иначе, очевидно, что главная заслуга в выборе этого имени лежит на плечах знаменитого гладиатора.
Его костюм серьезно отличается от одежд римских легионеров, которые так неожиданно появились на "Открытие Арене" несколько дней назад. Безусловно, перед боем гладиаторы надевали шлемы и иногда броню, брали в руки оружие и щит (круглый), но спутать их с воинами из легионов было довольно сложно.
Амуниция легионера, как правило, состояла из шлема, солдатской туники, кольчуги, меча или длинного дротика с железным стержнем и щита. На фото в самом начале статьи легионеры на "Открытие Арене" держат щиты со словами "LEGIIICYR" – это обозначение III Киренаикского легиона (Киренаика – восток современной Ливии), который участвовал в различных военных кампаниях на востоке Римской империи.
Против Спартака этот легион точно не сражался, поскольку был сформирован примерно через 30 лет после его гибели, но появление людей в его амуниции на игре против "Зенита" все равно удивляет – слишком уж очевиден антагонизм между восставшим рабом и теми, кто в воскресенье так охотно позировал для фотографий.