20 февраля 2019, 09:10
Трансфер Скопинцева в "Краснодар" стал неожиданным поворотом после продолжительных разговорах об интересе к защитнику со стороны "Зенита" и "Спартака".
При этом не было секретом, что "Краснодар" искал усиление среди россиян под основной состав – ситуация с Мамаевым ударила по планам тренерского штаба, который в ряде матчей был вынужден перекраивать состав, чтобы просто вписаться в лимит. Но переход Скопинцева вряд ли серьезно развяжет руки в этом сезоне – наверняка уйдет время на адаптацию. Скорее это усиление на будущее, а не решение текущих проблем.
Мурад Мусаев сказал, что Скопинцев может сыграть как левого защитника, так и левого нападающего. Вполне вероятно, что это слова для отмашки. Потому что Дмитрий вряд ли будет первой опцией на фланг, учитывая, что Классон и Вандерсон – футболисты другого формата и способны делать гораздо больший атакующий вклад в верхней тройке. Швед, при этом, является полузащитником, который просто понимает игру на другом уровне и многое дает "Краснодару" движением без мяча. Он ищет зоны через открывания между линиями,включается вторым темпом,освобождает коридоры для партнера и прессингует. Бонусом идет хороший обостряющий пас и отличная игра на ограниченных участках поля. В этом сезоне Классон сделал вклад в 15 голов "Краснодара" с игры – это самый высокий показатель в РПЛ.
Прогресс Вандерсона мы уже обсуждали в недавнем разборе. Если коротко, то это тоже гораздо более разноплановый футболист. Скопинцев неплох по дриблинг-статистике, но он в основном прокидывает мяч мимо соперника на пространство, в то время, как Вандерсон может пройти 1 в 1 из статики. А еще стабильно выходит на ударные позиции через правильные открывания. В этом сезоне у него шестой вклад в лиге в голы команды с игры (10) и четвертый xG/90 (0,24) среди фланговых игроков.
При травме Классона скорее Вандерсона передвинут налево, а справа выйдет уже Сулейманов. При травме Вандерсона тоже будет прямая замена на Сулейманова. Скопинцев ограничен в плане своих атакующих данных для позиции в верхней тройке в самой комбинационной команде РПЛ – в его арсенале кросс, скоростные данные, неплохая работоспособность и проброс мяча мимо соперника на пространстве. Это позволяет ему быть самым эффективным крайним защитником с российским паспортом в атаке, но при конкуренции на фланги полузащиты он будет в лучшем случае третьей опцией.
Вся карьера Скопинцева во взрослом футболе это игра в пять защитников. Он в принципе достаточно слаб в обороне, и в первую очередь это касается выбора позиции. Бывает, что защитникоставляет оголенные зоны для соперника на контратаках, потому что часто это зависит от тренереских установок. Но хуже, когдачеловек регулярно допускает промашки в позиционной обороне. У него действительно хорошие данные практически везде, что касается активных эпизодов с мячом – 87,5 процента в отборах поражают. Но даже в "Ростове", который редко играет в позиционную атаку, прессингует гораздо меньше и практически не вынужден рисковать по ходу матчей, у Скопинцева были объективные провалы с точки зрения выбора позиции.
Очень неплохо это обстоятельство маскировала схема с тремя центральными защитниками, но тоже помогала далеко не всегда. Достаточно посмотреть на удачные входы соперника в штрафную. Через фланг Скопинцева – 36 процентов удачных входов, через правый – всего 31 процент (данные паблика Блокнот).
Причем это ошибки разного плана: от потери концентрации при опеке в штрафной и плохой игры корпусом (Шалимов неплохо объяснял, как тайминг и язык тела помогают крайним защитникам компенсировать недостаток мощи при силовых единоборствах и борьбе за позицию), до упущенных рывков за спину при позиционной обороне на фланге. В схеме с четырьмя защитниками в линию эта проблема только обострится, и Мусаеву потребуется очень много времени, чтобы обучить Скопинцева оборонительной базе. Даже на позицию, под которую его брали изначально, он пока лишь второй вариант после Рамиреса, который по балансу между обороной и атакой смотрится предпочтительнее. На данном этапе могут помочь только паспорт и авансы.
Несмотря на то, что Скопинцев едва ли усилит "Краснодар" во втором круге, этот трансфер можно назвать вполне оправданным. Сейчас это самый талантливый футболист на российском рынке на своей позиции, а позиция дефицитная. При этом 21-летний левша, который исключительно хорош для своего амплуа хотя бы в одном компоненте (атака) – уже круто. Таких принято брать, пока не забрали конкуренты, и шесть миллионов евро – вполне адекватная цена, учитывая реалии нашего рынка, где паспорт – серьезное конкурентное преимущество.
Когда я говорю про атакующую исключительность Скопинцева, это действительно значит, что он входит как минимум в топ-2 на своей позиции в лиге по вкладу в атаки. Самая показательная метрика – качество созданных моментов для партнеров. Среди левых защитников РПЛ только Рауш имеет в этом сезоне более высокий xA/90, и то во многом за счет исполнения стандартов. Если брать созданные моменты с игры – потому что Скопинцев в принципе практически не подает стандартные положения – то Дмитрий и вовсе на первом месте по созданным моментам.
Все игровые навыки Скопинцев имеет при себе – отличная стартовая и дистанционная скорость, порядок с техникой, кросс и отбор. Есть проблемы в понимании игры, но для его возраста это не страшно, если сам футболист готов к обучению. Мусаев раньше много работал с молодыми в академии "Краснодара", и его задача – как можно быстро сделать из Скопинцева качественного защитника по балансу защита-атака в схеме 4-3-3. Злые языки поговаривают, что сам футболист не очень восприимчив к тренерским установкам и попыткам на себя повлиять, но это разговоры на уровне слухов.
Короткое резюме: Скопинцев не усилит "Краснодар" в ближайшее время, но однозначно его трансфер нельзя называть ошибочным в перспективе. Просто не нужно требовать от него стабильной игры слишком рано.
Использованы данные understat, whoscored и паблика "Блокнот"