22 октября 2019, 00:00
Дмитрий Донской — тоже легенда. Только в мире фотографии. Почти полвека проработал спецкором АПН — РИА «Новости», победитель множества международных и российских профессиональных конкурсов. До того как стать личным фотографом Бориса Ельцина, 30 лет снимал лучших спортсменов страны. В том числе Льва Яшина. Вот, например, какая история приключилась летом 1962-го...
— Я уже больше 70 лет болею за «Динамо», — рассказывает Дмитрий Абрамович, раскладывая альбомы с фотографиями. — Дружил с Игорем Численко, Валерой Фадеевым, другими футболистами. Поэтому двери динамовской базы в Новогорске были для меня всегда открыты.
В 1962-м получил задание снять Яшина. Желательно в необычном ракурсе. Момент-то, откровенно говоря, был выбран не самый удачный — после чемпионата мира в Чили газеты сделали Льва Ивановича козлом отпущения, всю вину за поражение сборной СССР спихнули на него. Он страшно обиделся на журналистов, никого к себе не подпускал. Но деваться некуда, я прыгнул в машину — и в Новогорск.
Приехал. Тренировка уже закончилась, Яшина нигде не видно. А ребята решили в дыр-дыр погонять. И Александр Пономарев с ними.
— Главный тренер «Динамо»?
— Ну да. Знаменитый в прошлом нападающий, лучший бомбардир чемпионата СССР 1946-го. Играть решили шесть на шесть, одного не хватало, а я как раз возле поля бродил. Фадеев, дружок мой, окликнул: «Зайдешь?» — «С удовольствием!» В молодости я неплохо играл. И тут момент — дали пас, Пономарев на меня, ножки раздвинул. А я хоп, мячик прокинул и убежал.
— Рассвирепел Александр Семенович?
— Виду не подал, хотя другой за такие фокусы мог бы ногу оторвать. Фадеев потом отвел в сторону: «Пономареву на глаза в ближайшее время не показывайся. Кстати, вон, смотри, Лева Яшин. На завалинке сидит, катушку перематывает. К рыбалке готовится. Иди, договаривайся. Если я подойду, точно пошлет. Он сейчас не в настроении...»
— Вы-то с Яшиным были знакомы?
— В компаниях не пересекались, но он знал, что я в АПН работаю, с Численко и Фадеевым дружу. Подхожу: «Здравствуйте, Лев Иванович!» — «Привет. Чего приехал?» — «Вас поснимать. На рыбалку собираетесь?» — «Да, хочу посидеть в тишине...» — «Возьмите с собой, мешать не буду».
— Что Яшин?
— Прищурился: «А ты рыбак?» — «Со стажем!» — «Ну поехали».
— Куда?
— Неподалеку от базы речушка, а рядом форель разводили. Сетка дырявая, рыба через нее убегала. Вот там и нашли местечко. Яшин в потертом плаще, смешной шапочке, абсолютно отрешенный. Молча закинул удочку и ни на что не реагировал. За полчаса не произнес ни слова! Я с расспросами не лез, снимал тихонько. Потом, чтобы его не тревожить, отошел метров на десять, стал вброд переходить речку.
— Глубокая?
— По пояс. Яшин забеспокоился: «Ты весь мокрый! Как же в Москву поедешь?! Давай, когда на базу вернемся, у ребят трусы возьму...» — «Спасибо, Лев Иванович, не надо. В багажнике запасные шорты лежат». В общем, фотографирую с противоположного берега, вижу — клюет. Вытаскивает форель. Хорошую, килограмма три-четыре. Отцепляет крючок и вдруг начинает живот поглаживать.
— Свой?
— Рыбе! Кричит: «Представляешь, с икрой! Столько мальков даст! Нужно отпустить».
— И что?
— Сохранил рыбке жизнь. Вроде мелочь, но в ту секунду я многое понял о человеческих качествах Яшина.
***
— Вот еще интересный кадр. Мячково, торпедовская база. Сборная иногда готовилась там. В тот день у команды был выходной. Футболисты играли в шахматы, на бильярде. После обеда организовали концерт на полянке, какой-то квартет приехал. Яшин был в добром расположении духа, улыбался, подпевал. А потом взял у одного из музыкантов гитару, начал с ними бренчать. Цумба-цумба-цумба...
— Фотокорреспондентам позировал?
— Нет-нет, никакой показухи. Это вообще не про Яшина. Он был очень скромный. Без выпендрежа. Мне показалось, играл вполне профессионально. Хотя больше с гитарой его ни разу не видел.
***
— С этим снимком тоже история связана. В моем понимании Яшин — вратарь от Бога. Он не играл на публику, даже самые сложные удары отражал не в прыжке. Просто чувствовал, куда пойдет мяч, и занимал правильную позицию. Все время в нужной точке! Натренировать это невозможно. Дар свыше.
Но тут пропустил. И плюнул с досады, причем синхронно с Жорой Рябовым, динамовским защитником. Я этот момент поймал — два плевка на уровне груди. Каково же было изумление, когда в альбоме, напечатанном большим тиражом, их не обнаружил!
— ???
— Художник, который за верстку отвечал, тайком заретушировал. Подумал, не эстетично. Главное, мне ничего не сказал. Вот идиот!
***
— Это начало 80-х, Дом дружбы на Арбате, там проходила моя фотовыставка. Среди гостей — Яшин, Ирина Роднина и Александр Зайцев. Мы и в дальнейшем периодически встречались со Львом Ивановичем. В основном на матчах «Динамо». Он уже болел, перенес несколько операций, ампутацию. Было видно — ему очень тяжело. Но никогда не жаловался. Меня это так же поражало, как и случай в 1962-м. Когда рыбку по животу погладил и отпустил...
И | М | О | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Зенит | 16 | 34-7 | 39 | |
2 | Краснодар | 16 | 34-9 | 38 | |
3 | Локомотив | 16 | 32-23 | 34 | |
4 | Спартак | 16 | 30-14 | 31 | |
5 | Динамо | 15 | 31-17 | 30 | |
6 | ЦСКА | 16 | 25-12 | 27 | |
7 | Рубин | 16 | 20-22 | 22 | |
8 | Ростов | 16 | 22-27 | 20 | |
9 | Акрон | 16 | 19-33 | 16 | |
10 | Пари НН | 15 | 15-27 | 15 | |
11 | Динамо Мх | 15 | 9-14 | 15 | |
12 | Химки | 16 | 18-30 | 13 | |
13 | Кр. Советов | 15 | 13-23 | 12 | |
14 | Факел | 15 | 10-23 | 12 | |
15 | Ахмат | 15 | 13-29 | 9 | |
16 | Оренбург | 16 | 16-31 | 8 |
И | Г | ||
---|---|---|---|
|
Манфред Угальде Спартак |
16 | 12 |
|
Алексей Батраков Локомотив |
15 | 10 |
|
Джон Кордоба Краснодар |
12 | 8 |
И | Г+П | ||
---|---|---|---|
|
Алексей Батраков Локомотив |
15 | 16 (10+6) |
|
Манфред Угальде Спартак |
16 | 14 (12+2) |
|
Джон Кордоба Краснодар |
12 | 11 (8+3) |