Елена ГРИГОРЬЕВСКАЯ,
Филипп ПАПЕНКОВ
из Шереметьева
ВОПРОС ПРЕМИАЛЬНЫХ ДЛЯ НЫНЕШНЕЙ КОМАНДЫ
ИМЕЕТ НЕ САМОЕ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ
– На матч 30-го тура чемпионата "Динамо" – "Зенит" с прицелом на ЧМ-2018 приезжала комиссия ФИФА по расизму и ксенофобии...
– Это не совсем так. Приезжала мониторинговая группа Совета Европы. Она у нас работала три дня. Были представители Совета Европы, УЕФА и различных общественных организаций. Мы знакомили их с законодательством России, с работой министерства Внутренних дел и организации безопасности. Они посетили матч "Локомотив" – "Мордовия", побывали на одной из полуфинальных встреч чемпионата мира по хоккею.
– "Зенит", судя по всему, возглавит Мирча Луческу, которому уже 70 лет. Вас это не удивляет?
– Я не знаю, кто возглавит команду, потому что это решение клуба, которое будет приниматься исходя из разных факторов и своей политики.
– Вы сами когда планируете прибыть в расположение сборной России перед Euro?
– 3 июня я поеду к команде, до игры (5 июня россияне проведут второй из двух запланированных матчей перед стартом турнира, с Сербией. – Прим. "СЭ") побуду с ней, а потом уже приеду на первую встречу чемпионата Европы (11 июня с Англией. – Прим. "СЭ"). Так что планирую посетить матч открытия турнира (10 июня между Францией и Румынией. – Прим. "СЭ").
– Обычно президенты РФС встречались со сборной России перед турниром, чтобы оговорить премиальные и другие вопросы. Состоится ли эта встреча у вас?
– Я постоянно общаюсь с командой. Контракт по поводу премиальных уже оговорен.
– Футболисты будут получать деньги за выход из группы, или за каждую победу?
– Ребята посчитали, что оптимальный вариант – премиальные после выхода из группы. В нынешней команде этот вопрос имеет не самое большое значение. Даже большого обсуждения этой темы не было.
МУТКО НЕ ПОВТОРИТ ОПЫТ С БЫШОВЦЕМ
– У меня ощущение, что потенциал команды очень неплохой, – продолжил Мутко. – Есть тренер, который может раскрепостить. На чемпионате мира этого не хватило, мы не смогли раскрыть свой потенциал. Трясло в каждой игре. Жаль, Алана Дзагоева – его будет не хватать. Да и Кузьмин был хорош.
– С Хиддинком вы перезаключили контракт еще до Euro-2008. Не было желания так же заранее заключить соглашение со Слуцким?
– Было. Но Слуцкий такой человек. Самокритичный, дает себе оценку. И он хочет, чтобы разговор был на базе результата на Euro. Он хочет почувствовать себя в этой роли. Это его право. Если выйдем из группы, то уже будет база для того, чтобы он остался тренером сборной.
– Допускаете ли продолжение совмещения?
– Нет. Останется совсем мало времени до чемпионата мира. Тренер будет заниматься только этим. У меня есть опыт. С Бышовцем. Так вот когда все хорошо, то все хорошо. Но стоит начаться проблема в клубе, то и в сборной это уже все... Кроме того я вообще немного иначе вижу систему института сборных. Главный тренер должен больше уделять внимания всей структуре, начиная с юношеских команд. А то у нас в последнее время тренер молодежки даже не советовался с главным.
– А если сборная неудачно выступит на Euro, Слуцкий может остаться?
– Поражение поражению рознь. Важно как играет команда. Одно дело безнадега, которая была в последних матчах прежнего тренера. Видели, что нет перспективы. Или вот все говорят, что Эмери все выигрывает, и зря мол его выгнали из "Спартака". А ведь далеко не факт, что он бы все-таки добился чего-то здесь. Каждый тренер должен найти свою команду. Как Раньери нашел "Лестер" на старости лет. Все срослось. Очень тонкая вещь… Я ведь в клубе тоже работал, менял тренеров. Сейчас в нашей сборной хороший микроклимат. Это уже дорогого стоит!
НА ПОБЕДУ НА ЧЕМПИОНАТЕ ЕВРОПЫ –
ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ ПРЕТЕНДЕНТОВ
– Назовете главных фаворитов чемпионата Европы?
– Я считаю, что это будет сборная Франции. Это молодая, интересная команда, которая к тому же играет у себя дома. Традиционными фаворитам считаю Испанию и Германию. Бельгийцы также очень сильны сейчас. Они в порядке. Англичане тоже входят в этот круг. Сейчас это серьезная сборная. То есть претендовать на победу в чемпионате Европы будут четыре-пять команд.
– Есть ли в нашей сборной футболист, который может претендовать на звание лучшего игрока чемпионата Европы?
– Это сложно сделать, поскольку для того, чтобы стать лучшим футболистом турнира, его команда должна дойти до полуфинала – финала. Мне кажется, претенденты известны всем. Это также четыре-пять человек. У французов, испанцев есть такие футболисты. Тот же Криштиану Роналду. Конечно, мне бы хотелось, чтобы среди них были и наши ребята. Например, Смолов, Дзюба, Шатов, Акинфеев может блеснуть.
– Как считаете, какая связка будет играть у нас в нападении?
– Подготовительный этап и товарищеские матчи это покажут. Сейчас очень важно, как пройдет подготовка, тогда все станет понятно.
– Кто, кроме Федора Смолова, наше все?
– У нас и Дзюба – наше все. Для него это очень важный турнир. Вообще все ребята настроены здорово и вопросов здесь нет.
ПОДДЕРЖИВАЮ НАТУРАЛИЗАЦИЮ МАРИУ ФЕРНАНДЕСА
– Как Нойштедтер получил российский паспорт?
– Нойштедтер лишился немецкого гражданства. Таков закон. Ему могли сохранить его в порядке исключения, но этого не произошло.
– Не было идеи вручить паспорт на пресс-конференции?
– Мы же не пиар-агентство...
– Вы как-то выделяете Гильерме в числе натурализованных российских спортсменов? Он сам учил язык, получил паспорт, очень долго жил в нашей стране…
– Мы должны относиться к натурализации спокойно, как нормальное цивилизованное государство. У нас большая страна. Люди приезжают, получают гражданство. Почему не вызывать в сборную игрока, который получил паспорт и соответствует уровню национальной команды? Не надо искать здесь каких-то специальных решений. Я знаю, что Мариу Фернандес изъявил желание получить российское гражданство. Не хочу этого анонсировать, но я всячески поддержал данную инициативу. Человек долго у нас играет, хочет жить в России. Вот, Виктор Ан, например, получил гражданство, семью сюда привез. Будет выступать в 2018 году на Олимпиаде. У него свой центр подготовки, семья и дети будут жить и трудиться в нашей стране. Это нормальный процесс.
А что касается Гильерме, он адаптировался к нашей стране, живет и работает здесь. В коллективе у него нормальные отношения. А предлагать кому-то гражданство мы не будем. Никто не собирается бегать и просить сыграть за нас. Все будет идти естественным путем. У Нойштедтера корни российские, он хочет играть за нашу страну. Мы проанализировали ситуацию. В девяностые годы многие люди уехали жить в Европу, у них выросли дети, которые заканчивали спортивные школы в других странах, например, Денис Черышев. Если бы не несчастье с его травмой – почему его не приглашать? Главное, чтобы человек соответствовал уровню национальной команды.
– Почему только в России такое отношение к натурализованным спортсменам? Например, в Испании, Англии нет таких проблем.
– У нас большая страна, поэтому у людей повышена самооценка. Мы должны базироваться на собственных ресурсах. У нас 400 тысяч детей в системе подготовки спортивных школ и нужно правильно распоряжаться этим потенциалом. Если мы не можем подготовить игроков – значит, плохо готовим тренеров и наши кадры. Мне жаль, что мы семь лет потратили вхолостую. С 1 сентября запустим проект, выберем 60-70 академий, которые будем финансировать, дадим им методики подготовки. Будем смотреть, чтобы в сборные возраста 14-15 лет вызывались только талантливые ребята. Будем ставить туда тренеров не по каким-то причинам, а чтобы у людей был соответствующий опыт. Перспективы у нас есть. В последнем туре матча "Локомотива" мы увидели двух перспективных ребят. Жемалетдинов даже шикарный мяч забил. Сейчас в сборную едет молодой Головин с прицелом на 2018 год. Это наше будущее.
– Что скажете о вылете "Динамо", которое оставалось единственным из отечественных клубов, который никогда не покидал высший дивизион…
– Не надо делать из этого большую трагедию. В истории каждого клуба такое бывает. Вылетели они заслуженно и обоснованно: постоянная чехарда с тренерами, с руководителями, экономические проблемы. Это должно стать уроком и для "Динамо" и для всех остальных. Я такое тоже переживал. Команда с огромным потенциалом и возможностями. За год могут решить задачу по возвращению.
ЗНАРОК ТОЧНО ОСТАНЕТСЯ ДО КУБКА МИРА
– Те, кто отвечает за строительство стадиона в Петербурге, наконец-то начинают принимать практические решения. Пора уже заканчивать этот объект! – заметил также министр спорта и глава РФС. – Внутри там было много противоречий между заказчиком и подрядчиком. Мы их призывали сесть и договориться. Если нужно – доплатить или провести еще экспертизу. Но что-то делать, слышать друг друга. Сейчас все разногласия сняты. Стадион будет достроен. 85 процентов готово. Осталось только крышу закрывающуюся доделать, это очень сложная "ручная" работа.
– У вас возник вопрос, оставлять ли Олега Знарка у руля хоккейной сборной после бронзы домашнего чемпионат мира?
– Оставлять его или нет на Кубок мира – это даже не обсуждается. До турнира осталось не так много времени, а дальше решение будет принимать федерация.
– То есть именно от выступления на Кубке мира зависит, останется ли Знарок в сборной?
– Это уже совсем другой турнир, на котором будут выступать топовые хоккеисты. Мы увидим весь потенциал мирового хоккея, который есть, и здесь не все зависит только от главного тренера, а больше – от уровня игроков.
– Как считаете, попадание в тройку на Кубке мира будет расцениваться как успех?
– Да. Будет очень серьезная борьба. Взять хотя бы шведов. У них около 38 игроков не приехало в команду, а у нас процентов пятьдесят из этой сборной будут играть. Плюс к ним добавятся те, кто выступает сейчас в НХЛ.
– Вопрос о возможном неучастии сборной России на Олимпиаде в Рио…
– Мы спокойно относимся к последним новостям. Российская легкая атлетика испытывала проблемы, было много допинг-случаев. Но в том числе у американских спортсменов были даже более яркие нарушения. Достаточно назвать их чемпионов в спринтерских дисциплинах. Ну, а если мы вернемся во времена полных бойкотов и отстранений, то это будет уже полная политика. Все-таки хочется, чтобы разум возобладал. Россия последовательно борется с допингом, признает проблемы. Вложили миллиарды рублей!