Футбол

7 октября 2011, 23:20

Euro-премия

"СЭ-Воскресенье" заинтересовался, сколько наши доблестные сборники заработают за выход на Euro-2012, который после матча в Жилине можно считать делом решенным.

В Российском футбольном союзе говорить о деньгах не любят. Помнится, на пресс-конференции после подписания нового контракта с пивным спонсором гендиректор РФС Андрей Балашов искренне возмутился, когда услышал первые два вопроса: о сумме соглашения и о его сроках. "Что вы все о материальном..." - расстроился он, полагая, видимо, что на таком мероприятии с ним заведут беседу о духовном. Например, прочтут стихи.

Новое руководство РФС практикует индивидуальный подход. С большинством футболистов сборной подписаны персональные контракты, суммы которых разнятся в зависимости от статуса, роли того или иного спортсмена в судьбе отечества и вклада в общее дело. Злые языки судачили, что именно эти самые договоры стали причиной того, что круг вызываемых в сборную игроков оставался весь цикл столь узок. Но мы эти слухи решительно отметаем. Ни глава РФС, ни главный тренер сборной, конечно же, не враги сами себе.

Личный контракт - на то и личный, чтобы он оставался тайной человека, под ним подписавшегося. Приходится основываться на прежних данных.

При Виталии Мутко официальные премиальные за выход на крупный турнир - что на Euro-2008, что на ЧМ-2010 - составляли 100 тысяч евро на брата. Однако есть повод полагать, что реально игроки получали больше. Достаточно вспомнить зарплату Гуса Хиддинка: в бумагах РФС значилась одна сумма, но после дополнительных начислений от Романа Аркадьевича Абрамовича получалась совсем-совсем другая. Кроме того, никто не отменял премий за отдельные успехи. В отборочном цикле чемпионата Европы-2008 победа обогащала каждого футболиста на 12 тысяч евро, а ничья — на 6.

Вряд ли озвученные цифры резко изменились как в сторону увеличения (после охлаждения отношений с Национальной академией футбола и лично Романом Абрамовичем РФС богаче, мягко говоря, не стал), так и в сторону уменьшения. Предположив, что порядок сохранился, нетрудно подсчитать, что за отборочный цикл каждый сборник из основной обоймы заработал 100 000 евро + 84 000 (7 побед, включая потенциальную над Андоррой) + 12 000 (2 ничьих). Итого бюджет каждого пополнился на без малого 200 тысяч евро. Добавьте или отнимите еще 10 - 15 процентов с поправкой на личность игрока (условный Аршавин, очевидно, должен получить больше, чем условный Шунин) и исходя о собственных представлений о том, кто более щедр — Виталий Леонтьевич или Сергей Александрович.

Но, как говорит Леонид Якубович, и это еще не все! Ведь впереди - финальная пулька. Ориентир - на 2008-й. Нынешнюю сборную, практически полностью составленную из участников бронзового Euro, наверняка устроят премиальные на прежнем уровне. Тогда они составляли десять тысяч евро за каждый успех на групповом турнире и 60 тысяч за выход в плей-офф. А дальше - по ситуации, потому как столь яркого выступления от российской команды никто не ждал. Потенциал у сборной Адвоката есть - почему бы не замахнуться на повторение успеха четырехлетней давности? Наверняка на этот раз все варианты развития событий будут предусмотрены.

Федерации, очевидно, откуда-то надо брать деньги, чтобы премировать героев. 8 миллионов евро РФС получит от УЕФА — такова официальная награда каждой из 16 сборных, пробившихся в Польшу и Украину. Четыре года назад УЕФА щедро платил и участникам финального турнира так: 1 миллион за победу в группе, 500 тысяч — за ничью, выход в плей-офф — 2 миллиона, участие в полуфинале — 3. Проигравшему в решающей битве вручали в утешение 4,5 миллиона, а победителю первенства — 7,5 миллиона. По данным La Gezzetta dello Sport такие же суммы запланированы и на этот раз.

Как полученные средства распределять — личное дело каждой федерации. Например, у Словакии в ходе нынешнего отбора премиальных не существовало в принципе, но в случае выхода на Euro 40 процентов приза от УЕФА распределили бы между игроками и тренерским штабом. Словенцы же перед тем, как отправили нас смотреть южноафриканские матчи по телевизору, сетовали, что их премий хватит разве что на покупку сухариков.

А в Германии весь доход втекал в карман Немецкого футбольного союза (DFB) и уже оттуда распределялся по карманам футболистов в зависимости от вклада в общий успех — а именно, количества проведенных матчей. Те, кто сыграет во всех 10 встречах квалификации Euro-2012, обогатятся на 180 тысяч евро. Но и тот, кто, допустим, участвовал в одной-единственной игре, внакладе не останется — свое получит. Любопытно, что два года назад, после отборочного турнира ЧМ-2010, в Германии премировалось не участие в матче, а попадание в заявку. Благодаря этому едва ли не больше всех в бундестим заработал вратарь Тим Визе, который не провел на поле ни минуты, но всякий раз усердно протирал штаны на лавке. В целом призовой фонд для заранее выигравших свою группу Euro-2012 немцев составил, по решению федерации, 4 миллиона евро. У нашей сборной по итогам отборочной кампании-2012 он будет соизмерим. Оставшаяся часть доходов от УЕФА пойдет на организацию проживания, перелетов и подготовки сборной к первенству континента.

Приток финансов ожидается и от спонсоров. По оценкам прежнего (во времена Мутко) коммерческого директора РФС Петра Макаренко, в случае непопадания в финальный турнир ЧМ или ЧЕ невозможно избежать негативного влияния на доходы от меценатов и рекламных партнеров. При попадании, соответственно, прибыль растет. В ряде случаев, подчеркивал в 2009-м Макаренко, разница в поступлениях может достигать и сорока процентов. В некоторых соглашениях предусмотрены бонусы за участие в решающей части соревнования. Кроме того, результаты сборной имеют и долгосрочный эффект. В зависимости от них спонсоры решают, продлевать ли истекающие сроки контрактов или искать более выгодных партнеров, повышать или понижать суммы соглашений. Таким образом, для РФС выход национальной команды на Euro-2012 - возможность привлечь дополнительные средства, часть из которых непременно пойдет на финансовое стимулирование наших любимых и самых замечательных игроков.

Дмитрий СИМОНОВ