4 октября 2019, 10:15
Footбольные люди
Шерлок Холмс периодически учил доктора Ватсона: талант сыщика заключается в следующем:
знания;
наблюдательность;
умение делать выводы.
Все читали Конан-Дойля, смотрели фильмы о Холмсе — и помнят, что Шерлок практически не ошибался. Не то, что мы.
Вот уже больше года Станислава Черчесова «отправляют» в тот или иной клуб. Чаще всего на горизонте всплывает «Спартак», что легко объяснимо. У команды случается кризис за кризисом, и разброс кандидатов, в которых боссы красно-белых, футбольный мир, журналисты и болельщики видят потенциальных новых тренеров, широк. И в то же время — однообразен.
Черчесов. Карпин. Тихонов. Шалимов. Парфенов. Федотов. Каррера. Пилипчук...
Это только навскидку.
У нас есть обрывки знаний, лоскуты информации, случайно выхваченные моменты. Но все равно мы хотим сделать выводы. Вопрос только — какие.
Забавная штука: ни один из трех последних тренеров «Спартака» не был фигурой, которая мгновенно приходила бы на ум после очередной отставки.
Массимо Каррера оказался главным только после странного исчезновения со всех радаров Курбана Бердыева.
Олег Кононов появился в Тарасовке тоже случайно (речь об эмоциях владельца) — и вошел в новейшую историю клуба как один из самых обсуждаемых персонажей.
Про Доменико Тедеско, которого, не исключено, нам предъявят со дня на день, и говорить нечего. Мало кто мог назвать его фамилию применительно к «Спартаку» — кроме гендиректора Томаса Цорна.
Но все равно ничто не остановит нас в стремлении делать прогнозы и предположения. И едва ли не главная игра сейчас идет вокруг фигуры главного тренера сборной. Что, учитывая результаты национальной команды и ее отношение к болельщикам, абсолютно понятно.
Черчесова только в последние годы несколько раз подозревали или обвиняли в историях, не имевших под собой никакой почвы. Речь сейчас даже не об упреках в связях с агентом Аланом Агузаровым. Эта тема вспыхивала в непростые для Черчесова дни, как правило, после резонансных поражений сборной (будь то весна 2018-го или неудача в матче с Бельгией в отборочном цикле Евро-2020) и с недавних пор внезапно в один день сошла на нет.
Говорили, что в свое время тренер поехал на переговоры с «Динамо» после того, как договорился со «Спартаком». Что у него был предметный разговор с Леонидом Федуном и Наилем Измайловым на тему возвращения в команду на условиях совмещения. Что генсек РФС Александр Алаев узнавал мнение отвечающей в правительстве за спорт Ольги Голодец на счет совместительства. Можно вспомнить и слух об испорченных отношениях Черчесова с руководством «Рубина», что исключает появление в национальной казанцев...
Ни одна из этих версий достоверной не оказалась. И ясность с будущим Черчесова пока отсутствует напрочь. Не в смысле тренерских перспектив, разумеется — в плане конкретики.
Месяц назад Черчесову задали вопрос в прямом эфире: когда правильно начать обсуждение нового контракта с РФС? Памятуя о нервной реакции Дика Адвоката на затянувшееся молчание федерации перед Евро-2012. Или о досрочном продлении соглашения с Фабио Капелло за полгода до ЧМ-2014. Не говоря уже о скандале в испанской сборной в самый канун ЧМ-2018.
По поводу контрактов игроков в футболе есть правило: за полгода до окончания соглашения договариваться уже поздно. С тренерами часто все иначе — особенно с тем, кто работает в сборных. На крупных турнирах случается разное. А решения часто принимаются заранее — если обе стороны заранее заинтересованы в продолжении отношений.
Черчесов ответил на вопрос так:
— С чего кто-то взял про совмещение? Я когда-то об этом говорил? Нет. Оставьте этот вопрос и больше его не поднимайте. Новый контракт? А зачем новый контракт, если есть контракт действующий, и нужно давать результат? Бумага все терпит. Надо выигрывать, и все.
Сборная уже, считайте, на Евро-2020. Отношения тренера и работодателя нормальные. Проверка домашним ЧМ-2018 прошла успешно, а последовавшие награждения в Кремле показывают — отношение власти и крупного бизнеса к Черчесову более чем положительное.
Но никто не знает пока, какие могут быть предложения и от каких клубов у тренера в следующем году. Если, например, сборная обыграет через месяц Бельгию. Когда Черчесова спрашивали несколько месяцев назад — когда он примет «Спартак», он переспрашивал: почему только «Спартак», а не «Реал» или «Боруссию»? И было непонятно — шутит он или нет.
После Евро-2020 надо будет строить новую национальную команду. Любопытный вызов — учитывая, что сейчас у нас, возможно, лучшая молодежная сборная за всю историю РФС. Настолько талантливого поколения, не исключено, не было еще никогда, и большая его часть уже очень близко подошла к тому, чтобы пойти на повышение.
Но кто знает сейчас — не появятся ли у Черчесова в следующем году другие любопытные вызовы.