Сборная России. Статьи

11 ноября 2017, 21:45

Россия против Месси: дисциплина есть, остро нуждаемся в творчестве

Игорь Рабинер
Обозреватель

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. РОССИЯ – АРГЕНТИНА – 0:1

Обозреватель "СЭ" Игорь РАБИНЕР – о матче в Лужниках

НИЧЬЯ СОЗДАЛА БЫ ЛОЖНЫЕ ИЛЛЮЗИИ

Может, оно и к лучшему, что 0:1. Ничья в матче открытия новых "Лужников" с Аргентиной могла бы создать ложные иллюзии относительно уровня сегодняшней сборной России, которые были бы только вредны для адекватности самооценки каждого из игроков и команды в целом. "Соперник был сильнее нас, на гол он точно наиграл – надо быть объективным", – прав Станислав Черчесов. И хорошо, что он это на пресс-конференции сказал.

То, что этот гол Серхио Агуэро забил после того, как Кристиан Павон получил пас от Лео Месси в офсайде, сути дела не меняет. Одно дело, если бы это был непосредственно матч ЧМ-2018 – но там такое при системе ВАР будет исключено. В контрольной же встрече главное – качество игры. Заслужили ли аргентинцы, хоть они тоже далеко не феерили, одним лишь количеством своих моментов гола? Безусловно. Наиграла ли сборная России на ничью, не создав ни одного голевого момента? Едва ли. И если бы не Игорь Акинфеев (ау, счетоводы его антирекордной серии в Лиге чемпионов), все было бы решено гораздо раньше.

Трибуны – лучший индикатор происходящего, а они – 78 750 зрителей, больше даже, чем с Украиной в 99-м! – оставались вялыми всю игру, включаясь лишь редчайшими фрагментами. И ведь это вам не хоккейная Суперсерия-72, когда в четырех советских матчах горстку канадских болельщиков было слышнее, чем наших, поскольку попасть – кстати, тоже в "Лужники", только в хоккейный их сегмент – можно было только по разнарядке, и простым людям билеты вообще не достались.

Здесь на трибунах абсолютно нового – глазам поверить было невозможно – стадиона были всамделишные болельщики. Но глотки они не надрывали. Поводов было крайне мало. Иной раз даже посвистывали – например, в момент замены Александра Кокорина. А может, дело еще и в неважной акустике – даже объявлений диктора о заменах на верхнем ярусе, где располагается ложа прессы, толком не было слышно.

По игровой дисциплине к нашим футболистам не могло быть претензий. Задания они выполняли, в разгильдяйстве обвинить кого-либо невозможно. Был, правда, один рискованнейший пас пяткой Федора Смолова в центре поля, который едва не привел к контратаке, и повторять такого не следует – но, во-первых, ничего не случилось, а во-вторых, больше таких эпизодов не происходило. Дезорганизации у российской команды не было ни секунды, и за неимением лучшего радовало хотя бы это.

В конце концов, когда, например, Федор Кудряшов, с одной стороны, уверенно играет и почти не ошибается сзади, а с другой, отдает два подряд паса соперникам, а затем безо всякого сопротивления подает за линию ворот – что перевешивает? Учитывая его амплуа, все же первое. Хотя от второго остается чувство досады.

ТЕМП РФПЛ НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ. У НАС ОТТУДА ПОЧТИ ВСЯ СБОРНАЯ

Но до какой же степени у нас все плохо собственно с умением играть в футбол! Творить, придумывать, созидать. В этом смысле первый тайм с Аргентиной напомнил первый тайм встречи с Португалией на Кубке конфедераций.

На более или менее регулярной основе у России в этом матче креатив исходил только от Дениса Глушакова, в этом матче обошедшего по числу матчей за сборную Игоря Нетто и сравнявшегося с Дмитрием Аленичевым и Алексеем Смертиным.

Он единственный, кто старался играть в одно касание и быстро доставлять мяч группе атаки. Более того, у него нередко это получалось. И оба опасных удара после перерыва по воротам Серхио Ромеро нанес именно он. Может, обмен футболками в перерыве с Месси подсыпал капитану "Спартака" эту щепотку смелости, которой так не хватало всем его партнерам из атаки и полузащиты, но когда я смотрел на действия остальных, хотелось воскликнуть, как Олег Романцев игрокам "Красной Пресни", которую некогда тренировал: "Да сыграйте же вы в футбол!"

Не играют. Не могут. На мой взгляд, диагноз тут однозначен. Дело не в бездарности или трусости каждого отдельного футболиста – они делают что умеют. Но невозможно по щучьему велению перестроиться с темпа РФПЛ на уровень Месси и его команды. Хотя и там не надо обобщать – целый ряд футболистов стартового состава – далеко не Серхио Агуэро, Анхель Ди Мария и Хавьер Маскерано. Потому, вероятно, и не могли бело-голубые решить вопрос выхода в Россию-2018 до последнего тура отборочного турнира, и если бы не Месси – вполне вероятно, и не решили бы.

При этом я после игры разговаривал с аргентинскими журналистами, и они как один уверяли меня, что их игроки выкладывались процентов на 30, не больше. И вправду, было видно, что максимальных оборотов команда Хорхе Сампаоли не включает. Но и этого хватало, чтобы легко и синхронно выходить из обороны, обыгрывать россиян один в один и создавать голевые моменты. Да, благодаря подстраховке, дисциплине и Акинфееву сборная России почти до конца матча не пропускала, но сама впереди была абсолютно бессильна.

Умеют ли играть в футбол те же Смолов и Кокорин? Конечно, умеют. Вот только делают они это еженедельно на черепашьих скоростях РФПЛ. Этого хватает для того, чтобы делить звание лучшего снайпера – но необходимости и привычки играть быстрее у них просто нет! Отсюда и это неисчислимое количество касаний, которые они делали, получая мяч. А с такими командами, как Аргентина, и двух чаще всего бывает много. Стоило Кокорину в первом тайме сделать перехват и тут же метров на 30 отпасовать вперед Смолову – как случился опасный штрафной. Но такие эпизоды были исключением.

И уж совсем ничего не получалось у Дмитрия Полоза. Он сравнял счет с Ираном, хорошо, говорят, выглядел на сборе. Но у него и в "Зените"-то мало игровой практики, что уж говорить о таком уровне. Кстати, тот факт, что увереннее прочих смотрелись Глушаков в середине и Георгий Джикия сзади, происходит, как мне кажется, из практики "Спартака" в Лиге чемпионов. Выработанная за последние пару месяцев привычка к "Ливерпулям" и "Севильям" позволяет быть хоть до какой-то степени готовым к требованиям, которые предъявляют подобные матчи.

Что со всем этим делать до чемпионата мира – мне, если честно, непонятно. Ни о каком массовом (а скорее всего, даже единичном) отъезде в топ-чемпионаты до ЧМ-2018 речи не идет – игроки предпочтут на ближайшие полгода иметь гарантированную игровую практику, которую в зарубежных клубах, где все придется начинать заново, никто им не обещает. А темпу в РФПЛ в это время возрасти опять же неоткуда. Парадокс, кстати, в том, что свой гол Аргентина забила после неудачных действий единственного легионера – Константина Рауша, которого Месси с Кристианом Павоном обыграли в "стенку", и капитан аргентинцев отдал ему пас за спину. С другой стороны, если бы не Рауш, выбивший из пустых ворот мяч после удара Месси, Аргентина повела бы в начале, а не в конце второго тайма.

Черчесов всю ситуацию с темпом в РФПЛ прекрасно понимает – что он подтвердил, и отвечая на мой вопрос после игры. Поэтому, думаю, он и сказал на днях, что одна из главных задач в матче с Аргентиной – играть только вперед, исключить пасы поперек и назад. Идея благая, но когда против вас – соперники такого уровня, и индивидуально оснащенные, и к иным скоростям привыкшие, вряд ли ей возможно реализоваться. Вернее, возможно, но с соперниками более низкого уровня, которые, к счастью, в групповом турнире ЧМ-2018 у нас будут преобладать. Так что на перспективу это задание было полезно.

По словам главного тренера, для того и проводятся эти матчи с топ-сборными, причем подряд, чтобы наши футболисты хоть в них привыкали к требуемому темпу. Но потом-то они все равно вернутся в нашу лигу. Замкнутый круг.

"Доволен командными действиями в обороне. Не получились выход из обороны и индивидуальные действия в атаке", – с Черчесовым вряд ли тут поспоришь. От обороны, если честно, можно было ожидать и худшего. А могло ли что-то иначе быть в атаке? Давайте поразмышляем.

С ТРЕМЯ НАПАДАЮЩИМИ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Изначально Россия совершенно не собиралась играть на отбой. Вспомните первую десятиминутку, когда наша команда прижала соперника высоким прессингом. Да и сам факт игры с тремя нападающими подразумевал много игры в атаке. Вот только иссяк этот наступательный пыл быстро. Мастерство – оно и есть мастерство.

Второй раз подряд Черчесов попытался сыграть по схеме 3-4-3 (ее можно трактовать и как 5-2-3) – но ни с Ираном, ни с Аргентиной модель с тремя форвардами не сработала. В тот раз на фланге атаки совсем не пошло у Алексея Миранчука, в этот – у Полоза, но еще большего ожидали от Кокорина со Смоловым. Пока связки у них как не было, так и нет.

Кокорин в "Зените" перестал забивать после того, как Роберто Манчини перевел его на край, дав шанс Артему Дзюбе. Все начало сезона, когда Кокорина спрашивали, в чем корни его перерождения, он не уставал повторять, что ровно в одном – в переходе на позицию, где ему гораздо удобнее, чем на краю. Но дальше Манчини занялся поиском от добра добра, и привело это к тому, что Кокорин перестал забивать, а "Зенит" – побеждать. Поскольку заменить голы Александра итальянец ничем не сумел.

Мы прекрасно помним, как провально все получилось у Кокорина (как и у Смолова) на фланге в сборной на Евро-2016. Форвард "Краснодара" с тех пор там, к счастью, и не играл. Пора, мне кажется, и с идеей об универсализме Кокорина распрощаться. Он центральный нападающий, и если способен эффективно играть еще где-либо, то только чуть из глубины, но не на краю. Что ж, контрольные матчи сборной на то и контрольные (в отличие от официальных у "Зенита"), чтобы Черчесов в этом убедился.

Как выяснилось, он заранее распределил по 45 минут между Полозом и Аланом Дзагоевым – и на второй тайм вышел полузащитник ЦСКА. После чего сборная в атаке начала играть хотя бы во что-то. До перерыва ей явно не хватало тонкого игрока, который своими пасами включил бы в игру группу атаки, отрезанную от группы обороны. По большому счету у нас таких футболистов раз, два и обчелся – помимо Дзагоева, братья Миранчук. Но до перерыва на поле не было никого из них – и не было созидания. А ставка на скорость, если она была, не срабатывала так же, как и на Евро-2016. Потому что с темпом РФПЛ за плечами у почти всей сборной она выглядит обреченной.

У нашей сборной я не видел не просто дриблинга, а даже его попыток. Понимаю, когда так было у Фабио Капелло, который обводить просто запрещал, но у Черчесова-то с этим, как я понимаю, попроще. Но даже у чужой штрафной никто таким образом создавать численное преимущество над соперником и не пытался. Такое впечатление, что российские футболисты за последние лет шесть до такой степени потеряли веру в себя, что с трудом представляют себе возможность обвести аргентинца. И вот на эту скованность смотреть действительно больно.

Если бы Месси двигался столько, сколько привык в "Барселоне", все могло быть для нашей сборной куда хуже. Но даже его неторопливых перемещений хватало, чтобы маленький бог, получая мяч, творил с ним все, что хотел. Россияне против него, кстати, особо не грубили – два фола Далера Кузяева и Джикии на нем в центре поля, чтобы не дать развить атаку, были совершенно рабочими. И это правильно.

Перед игрой в голову пришло сравнение с Пеле, который приезжал в Лужники в составе сборной Бразилии на товарищеский матч в 1965 году, и стадион, конечно, точно так же был забит. Но тогда Король футбола сделал дубль и вообще сыграл так, что родители рассказывали о том детям, а деды – внукам спустя много лет.

Матч открытия новых Лужников с Месси – это круто, но Лео выдавал свои шедевры лишь всполохами. Хотя, когда в конце первого тайма он каким-то невообразимым образом вывернул стопу, отдавая пас партнеру, с чего началась атака, завершившаяся одним из лучших сейвов Акинфеева в матче, я просто схватился за голову. Такого не бывает! И все же эстетики ради хотелось, чтобы Лео сыграл в Москве в менее энергосберегающем режиме. В Краснодар играть с Нигерией, кстати, он вообще не полетит.

А Россия поедет в Санкт-Петербург, где сыграет с испанцами. Там может быть еще сложнее – "красная фурия" сейчас будет посильнее, чем аргентинцы, и мяч у нее держится еще лучше. У нее нет Месси, но лучше командная атакующая игра. Если вспомнить, во что она превратила в сентябре Италию – дурно становится.

Так что после высочайшего уровня соперничества с Аргентиной этот – еще выше. И мне было бы очень любопытно взглянуть, насколько его потянут, например, братья Миранчук, один из которых, Алексей, против аргентинцев получил отрезок в концовке, а второй не сыграл ни минуты. И страшно жаль, что в двух этих матчах не смогут сыграть два наших молодых таланта – Александр Головин и Роман Зобнин.

Надеюсь, они будут здоровы к мартовским играм с Бразилией и Францией. Сборная России, у которой – особенно по сравнению с годом назад – все стало намного лучше с организацией, жизненно нуждается в креативе. Спасибо Аргентине, что убедительно и при этом не слишком жестоко нам это показала. Игра с ней не стала поводом для уныния и тем более паники. Но и вдохновляться пока не от чего.

Товарищеские матчи. Сборные
11 нояб, 16:00. Лужники (Москва)
125