24 января 2014, 23:45
Обозреватель "СЭ" – о продлении контракта Фабио Капелло с РФС до ЧМ-2018
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
У Капелло выросли и зарплата, и отступные //
Что нужно помнить о Фабио //
Капелло в цифрах //
Романцев, Газзаев и Семин: "за" и "против" нового контракта итальянца //
Сергей Овчинников:
"Мой контракт заканчивается летом"
Это событие было ожидаемо. Правда, мы думали, что произойдет оно перед Новым годом – в качестве, так сказать, подарка российским болельщикам.
Стороны решили не устраивать шоу, и вчера все прошло весьма буднично. Дело ограничилось протокольной фотосъемкой того, как Фабио Капелло и Николай Толстых ставят подписи под копиями договора и жмут друг другу руки, да небольшой заметкой на официальном сайте РФС.
И, в общем, правильно. Было бы, наверное, странно, если бы в случае с Капелло поступили как-то по-другому. С самого начала своего пребывания в России итальянец проявил равнодушие к внешним эффектам и образу в СМИ. В отличие от своих голландских предшественников он четко дал понять, что в работе ему интересна прежде всего работа, а не то, что ее окружает. Сходный взгляд на вещи исповедует и Толстых, и уж в этом-то они c доном Фабио нашли взаимопонимание.
Но во многих других аспектах у Капелло больше точек соприкосновения с главой российского спорта Виталием Мутко. Эта ситуация, по нашей информации, учитывалась в процессе переговоров, и теперь контакт главного тренера с министром будет только теснее. Что ж, тоже логично. В стране, где возможность влиять на процессы зависит не столько от должности, сколько от места в вертикали власти, прямой контакт с этой властью, безусловно, важен.
А еще важнее стабильность. Подписав Капелло до 2018 года, мы с лихвой обеспечиваем ею все заинтересованные стороны. Ведь в нашу бурно развивающуюся эпоху четыре с половиной года – довольно серьезный срок. Можно найти немало аналогий с другими сферами, но самое главное – это больше классического трехлетнего цикла, необходимого для создания и воспитания крепкой команды. Если стабильности не хватает в жизни, так пусть она будет хотя бы в футболе.
Болельщики привыкнут, что высококлассный тренер в сборной – не сиюминутное предприятие, футболисты поймут, на чьи требования им надо ориентироваться в течение ближайших лет, а сам Капелло в избытке получит очень ценный и редкий ресурс – время. Впрочем, имея в качестве ориентира домашний чемпионат мира, этого ресурса, надо полагать, никому не жалко. Тем более для Капелло.
Пусть это прозвучит грубовато, но надо понимать, что этот тренер – штучный товар. Такими специалистами не то что не разбрасываются, их в принципе в мире очень мало. Спрос на них в десятки, если не в сотни раз превышает предложение. И подписав с итальянцем долгосрочный контракт на выгодных для него условиях, мы просто бронируем свою удачу на несколько лет вперед. Бронируем ли вместе с этим успехи на футбольном поле? Тут, само собой, заранее ничего не предскажешь. Можно только констатировать, что до сей поры с умением давать результат у Капелло проблем не возникало.
Были ли трудности с чем-то другим? Были. Знаю, что порядки Капелло в какой-то момент вызвали ропот среди значительной части нашей сборной. Но, как видим, недовольство это на судьбе итальянца никак не отразилось. Многих авторитетных старожилов в команде уже нет, тогда как сама команда от этого не сильно пострадала. И говоря о нравах и несколько милитаристском подходе Капелло, лично мне это представляется скорее плюсом, чем минусом.
Во всяком случае, как минимум на четыре года мы забудем, что такое проблемы с дисциплиной, "недонастрой" и прочие малопонятные, но почему-то свойственные некоторым отечественным игрокам вещи. Да и брожения, если они остались, теперь должны прекратиться. Все поймут, что Капелло – это надолго. И либо ты миришься с его правилами, либо не играешь за сборную.
Причем, судя по всему, не только за национальную. Согласно новому соглашению, Капелло будет курировать и команды других возрастов. То есть возьмется за то, что безуспешно пытались внедрить еще при голландцах – единую систему подготовки для всех сборных. Что ж, возможно, у нас наконец появится преемственность, которая позволила совершить прорыв Испании и которая вот-вот даст плоды в Германии. Тут, конечно, времени требуется больше, чем четыре года, но Капелло, надеемся, успеет заложить прочный фундамент.
Как и всякое крупное предприятие, эта сделка сопряжена и с определенными рисками. Мы о них уже писали. Скажем еще раз. К тому же их, по большому счету, всего два.
Риск первый – возраст. Капелло в 2018 году исполнится 72 года, и одному Богу известно, хватит ли тренеру сил и энергии работать на полную катушку. Понятно, что никто из нас – ни двадцатилетний, ни пятидесятилетний – не застрахован от всякого рода напастей, но очевидно, что с годами уверенности в завтрашнем дне и, главное, сил становится все меньше.
Риск второй – отсутствие мотивации для отечественных специалистов. Если раньше многие наши тренеры, молодые и не очень, могли работать, вдохновляясь прекрасной идеей возглавить сборную на домашнем чемпионате мира, то сейчас, кроме текущих задач в клубах, им вдохновляться нечем. Таким образом, нивелируется одна из задач домашнего чемпионата мира – стимулирование российской тренерской школы. Есть опасение, что Капелло может оставить после себя выжженное поле, и после завершения чемпионата мира, когда интерес к футболу со стороны государства резко упадет, а итальянец отправится на заслуженный отдых, мы рискуем оказаться в вакууме.
Впрочем, это – совсем уж печальный сценарий. Но чтобы оценить его вероятность, любопытно было бы узнать, претерпит ли какие-то изменения штаб Капелло. Иными словами – оправдаются ли слухи, что в его команде найдется место для нескольких российских специалистов, а не только для одного Овчинникова.
В конце концов, жизнь продолжится и после 2018-го, и кому-то придется принять эстафету от Капелло.