6 июля 2014, 22:30
ЧМ-2014. 1/4 финала. БРАЗИЛИЯ – КОЛУМБИЯ – 2:1
Одним из героев четвертьфинала Бразилия – Колумбия стал капитан пентакампеонов, 29-летний защитник Тиагу Силва. Тот самый, что в 2005-м, едва заключив контракт с московским "Динамо", на полгода загремел в больницу с открытой формой туберкулеза. И, по словам врачей, должен был навсегда забыть о футболе.
Недолгое пребывание в России юного бразильца всегда было окутано завесой таинственности. Оно и понятно: как можно купить футболиста, который болен туберкулезом?! В этой истории немало белых пятен, но из разговора с бывшим генеральным директором "Динамо" Юрием Заварзиным и работавшим тогда в команде врачом Юрием Васильковым удалось кое-что узнать.
Тиагу Силва:
"В Москве врачи спасли меня от смерти"
– 20-летнего Тиагу Силву нам рекомендовал агент Жорже Мендеш, который занимался переходами в "Динамо" всех португалоговорящих игроков, – вспоминает Заварзин. – Рассказал, что мальчишка очень перспективный. Заплатили мы меньше миллиона долларов. Романцев после первой тренировки Тиагу Силвы в "Динамо" был в восторге: "Это – гений!" Он, кстати, и про никому неизвестного еще Данни сказал: "Далеко пойдет". Очень нравился ему этот футболист. Что бы не говорили про Олега Иваныча, чутье на игроков у него феноменальное.
По слухам, "Динамо" купило Тиагу Силву без углубленного обследования. Заварзин это предположение отметает:
– Да что вы! Такое невозможно в принципе! Его проверяли, никаких проблем не выявили. Подписали контракт по схеме "3+2". Но вскоре на сборе Тиагу Силва стал подкашливать. Мы были в шоке, когда объявили диагноз: туберкулез. Где и когда подхватил заразу, одному Богу известно.
Бразилия без Неймара:
вся надежда на оборону
У Василькова своя версия событий:
– Тиагу Силва приехал с группой новичков на сбор в Португалию в феврале 2005-го. Когда я заикнулся о традиционном медосмотре, помощник Федорычева ответил: "Не волнуйтесь. Прилетим в Москву – и у вас на руках будут все медицинские сертификаты легионеров". Но я обратил внимание, что Тиагу Силве нездоровится. Кашель, обильное потоотделение, при нагрузках задыхается.
Утреннюю тренировку он кое-как отпахал, а на вечерней уже не выдержал, сам ко мне подошел. Думаю, простыл парень. Бывает. Начали лечение. День проходит – ничего не помогает, температура не снижается. Я понял, что дело серьезное. Говорю Романцеву: "Бразильца нужно срочно обследовать. Возможно, у него пневмония. А то и СПИД…" Отвезли на рентген в лиссабонский госпиталь. И там я услышал: "Открытая форма туберкулеза. Срок давности – 8-10 месяцев. Одно легкое сильно поражено, второе – чуть-чуть". До "Динамо" какой-то период Тиагу Силва сидел без команды, не было врачебного контроля, вот и запустил болезнь…
У Бразилии не будет Неймара и Тиагу Силвы. Но за нее - футбол от чистого курасау
В ответ на вопрос – не чудо ли, что после этого игрок не просто вернулся на поле, но и вырос в звезду мирового футбола, – доктор Васильков усмехнулся:
– То, что он никого в команде не заразил, – вот это действительно чудо! Риск был колоссальный! Я сразу нашел флюорографический автобус, там проверили всех динамовских игроков, тренеров, персонал. Слава богу, обошлось. Тиагу Силве тоже повезло, что вовремя поймали болячку. Уж что-что, а туберкулез в России лечить умеют.
В Москве бразильца положили в туберкулезный диспансер в Сокольниках, где главврачом работал приятель Заварзина. Там в отдельном боксе бедняга провел около шести месяцев. Представляю, как ему было тяжко! Жуткий диагноз, сомнительные перспективы, чужая страна. И полная изоляция.
– Врачи ему честно сказали: "Еще две недели – и ты мог бы умереть", – вновь берет слово Заварзин. – С туберкулезом шутки плохи. А он к тому же работал под нагрузкой – предсезонка-то была в разгаре. В палате постарались создать Тиагу Силве максимально комфортные условия. Из Бразилии к нему приехали родители, невеста. Он славный парень – добрый, спокойный, улыбчивый. Никогда ни на что не жаловался. В итоге доктора дали заключение: российский климат Тиагу Силве противопоказан, физические нагрузки – тем более. При этом настоятельно советовали сделать операцию и отсечь часть легкого. О футбольной карьере не было уже и речи.
День защитника:
Тиагу Силва и Давид Луиз.
Не день Неймара
Немудрено, что от хворого легионера гендиректор "Динамо" мечтал поскорее избавиться. Кто бы на его месте поступил иначе? Когда Тиагу Силву наконец выписали, стороны договорились о расторжении контракта. Как пишут в таких случаях – по обоюдному согласию.
– Кто ж знал, что игрок восстановится, возобновит карьеру, попадет в сборную Бразилии и "Милан", откуда его перекупит "ПСЖ" почти за 50 миллионов евро? – задается риторическим вопросом Заварзин. – Бог так распорядился. А могло быть по-другому – Тиагу Силва три года валял бы на родине дурака, продолжая получать в "Динамо" зарплату. В России он бы точно не оклемался. А дома быстро пошел на поправку. Видимо, дело в теплом климате. Чехов ведь тоже ездил на юг лечиться от туберкулеза. Уже после моего ухода из "Динамо", когда со здоровьем у Тиагу Силвы все наладилось, клуб пытался его вернуть. Но ничего не вышло.
В "Динамо" до сих пор жалеют, что упустили такого игрока. Интересно, сам он считает так же?