Чемпионат мира. Статьи

8 июля 2014, 18:31

Байки из Бразилии, или Никогда не трогайте чужие горшки

Дмитрий Зеленов
Обозреватель

Чемпионат мира подходит к концу. Заканчивается и командировка спецкора "СЭ". Самое время послушать несколько историй из Бразилии, которые случились за пределами стадионов, но, тем не менее, навсегда останутся у него в памяти.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

СОСУДЫ С ПРАХОМ

Перед самым отъездом из Рио-де-Жанейро один знакомый журналист, чьего имени не называю, дабы не навлечь гнев злых духов (каких – поймете позже), решил взять заслуженный отгул и спокойно, наконец, осмотреть главные достопримечательности города, прежде обделенные его вниманием из-за работы.

Коллега арендовал автомобиль с водителем и принялся кататься по всем основным местам: от Сахарной головы к Христу-Искупителю, от Христа в дикий парк Тижука, из парка – еще куда-то.

Вот как раз по дороге куда-то (а шоссе пролегало по заросшему кустарником холму) внимание репортера привлекли странные кувшины и горшки, хаотично сваленные вдоль обочины. Он попросил водителя остановиться. Тот притормозил. Пассажир взял фотоаппарат и вышел из машины.

Наш герой отчего-то не стал расчехлять камеру, а сразу подошел к краю дороги, перелез через невысокий отбойник и увидел перед собой удивительное кладбище сосудов.

Хитро слепленные глиняные горшки, какие-то продолговатые вазы – наподобие древнегреческих, только грубее, черепки с водой и чашечки с чем-то мутным.

Один горшок особенно приглянулся моему знакомому, он его поднял, со всех сторон рассмотрел, потряс (внутри как будто был песок), да и положил на место в раздумьях – а может, взять в Москву, привезти домой необычный сувенир? Воспитанность, однако, подсказала, что следует посоветоваться с водителем-бразильцем, и озадаченный турист вернулся в автомобиль.

Ловите момент:
скоро все закончится!

Задремавший было водитель обрадовался, что любопытный гринго вернулся так скоро и приготовился было ехать дальше, однако его клиент не торопился. Он заулыбался, попытался что-то спросить по-английски, затем плюнул и просто вопросительно указал на обочину: дескать, что это у вас тут такое?

Лицо водителя, до этого приветливое и улыбавшееся, вдруг резко приняло очень испуганный вид. Глаза его округлились, и он громко закричал:

– Макумба! Макумба! Плохо! Очень плохо!

– Что плохо? – не понял пассажир.

– Макумба! Колдовство! Страшное проклятие! Запрещено трогать! Запрещено!

– Но почему?

– Прах! В горшках – прах! Очень плохо! Плохое место! Плохая дорога!

Настроение у моего коллеги тут же испортилось. Продолжать экскурсию по Рио ему не захотелось – он попросил водителя отвезти его домой и, войдя в квартиру, принялся паковать чемодан. Лезть в интернет и читать, что это за макумба такая, категорически отказался. И вы не читайте – будете спать спокойнее.

СТРАНА КОЛДУНОВ

Вероятно, Бразилия – страна с наибольшим количеством божеств, духов и всевозможных сверхъестественных сущностей на душу населения. История, в которую попал (а точнее, к счастью для него, почти попал) российский репортер, еще не самое удивительное, что тут может случиться.

Католичество, будучи официальной религией, прекрасно уживается с сотней самых разных культов и верований.

Какие-то из них восходят корнями к индейским традициям, многое привезли с собой африканские рабы, что-то придумали потомки европейцев, а некоторые удивительные вещи зародились на стыке трех культур.

Колдуны и медиумы, экстрасенсы и гадальщики, тайные общества и магические ордены – все это в Бразилии распространено повсеместно, причем не только среди маргинальных групп населения.

Чему учит Бразилия

Банковский служащий из Сан-Паулу пять дней в неделю ведет жизнь обычного продвинутого горожанина, а на шестой едет за город, в секретное, известное лишь ему и его братьям по вере место, и, облачившись в мантию и странный колпак, проводит древние обряды.

Врач из Белу-Оризонти, глава хирургического отделения дорогой частной клиники, выкроив свободный от практики день, отправляется в чащу леса, где в замаскированном под базу отдыха храме он и еще человек пятьдесят успешных горожан принимают галлюциногенный напиток из специальных листьев и всю ночь напролет поют песни во славу божественного начала Вселенной.

Начинающий футболист из отдаленного района Рио, уже заявивший о себе в молодежной команде "Ботафого", возвращается после тренировки домой, и ночью вместе с семьей и соседями под бой тамтамов входит в транс, через танец общаясь с древними духами, которые еще несколько сотен лет назад оберегали его чернокожих предков по ту сторону океана.

Эти три примера – не выдумка, а совершенно правдивые истории, с которыми мне довелось познакомиться, когда я приезжал в Бразилию год назад.

Именно поэтому коллеге, столкнувшемуся с культом макумба, я посоветовал не пугаться, но в то же время и не недооценивать "какие-то там горшки".

Когда много людей верят во что-то, это что-то становится реальностью.

ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ АКИНФЕЕВЫМ

Последователи религии кандомбле верят, что если перед путешествием с использованием транспортного средства как-то задобрить бога железа по имени Огун, то все пройдет хорошо. Отныне, летая по Бразилии, так и буду делать, помощь Огуна здесь не помешает.

Что делать русскому в Рио

Поздним вечером мы возвращались в Рио после очередной короткой поездки в Сан-Паулу. Самолет заходил на посадку и я, устроившись у иллюминатора, наслаждался потрясающе красивыми видами ночного города. Вот залив Гуанабара, вот "Маракана", а вот мы приближаемся к горе Корковаду, которая кажется такой близкой, что даже страшно!

Вдруг в глаза резко ударило зеленым. Потом еще раз и еще. С холма, где, конечно же, расположилась одна из многочисленных фавел, какой-то умник светил в наш самолет лазерной указкой – есть такая забава, получившая даже международную правовую оценку. Не знаю, почувствовал ли наш пилот себя Акинфеевым, но пространственное положение он не потерял. Слава великому Огуну!

МЕТРОЗАУ, МЕТРОЗАСУ!

Продолжаем транспортную тему, но уже в менее экстремальной плоскости.

Метро – самый удобный вид общественного транспорта в Рио. У него всего две линии, но они связывают почти все ключевые районы города, не считая его западной части. Схема удобная, навигация простая и понятная, станции объявляются на двух языках.

А когда поезд подъезжает к "Маракане", начинается небольшое представление, которое приводит всех в искренний восторг.

Футбол в обмен на рис

Из динамика вместо привычного женского голоса раздается раскатистый возглас знаменитого комментатора Луиза Пениду, работающего на радио с 1969 года:

– Ну и ну! Поезд приближа-а-ается! Он обходит одного соперника, второго, и что впереди? Впереди она - Маракана, Мараканище! Готовьтесь, готовьтесь, выход справа, неподалеку от Кафу! Вот это метрозау! Вот это метрозасу!

Не будет преувеличением сказать, что Пениду все равно что бразильский Николай Озеров. Если бы футбол мог говорить, то делал бы это именно его голосом. Тридцатисекундные монологи, которые из-за кучи каламбуров и идиом, к сожалению, сложно корректно перевести, комментатор записал для четырех станций. Классное исполнение классной задумки!

НА ФЛАНГЕ ПРОТИВ КАФУ

Кстати, говоря о Кафу, уважаемый Пениду словно в воду глядел. На следующий день после окончания группового этапа, такого бесславного для нашей сборной, другая российская команда, составленная из журналистов, вышла на поле стадиона "Флуминенсе" против сборной бразильских СМИ. И все бы ничего, если бы в компанию журналистов внезапно не внедрился чемпион мира 2002 года.

Кафу занял привычное место на своем правом фланге, и был, как сейчас модно говорить, латералем-диспетчером. В принципе он мог играть и один, но партнеров уважал, не жадничал. Нашей же команде профессионализма добавлял телекомментатор Константин Генич, защищавший в свое время цвета "Амкара".

Чемпионат мира в Бразилии: всё хорошо? Нет, всё плохо!

Мы провели два коротких матча 11 на 11. Первый сыграли вничью (1:1), второй, каюсь, проиграли – 1:2, причем один из голов забил как раз Кафу. Но, поверьте, результат не значил ничего в сравнении с возможностью встать на фланге лицом к лицу с чемпионом мира и попробовать отнять у него мяч. Иногда получалось, хотя чаще всего, конечно же, нет.

Но так ли это важно? Спасибо за мастер-класс, Кафу!

ЛЕГКИЕ ДЕНЬГИ

Правда, кое-в-чем не помог бы и он. Целых три недели мне не давала покоя игра, собиравшая каждый вечер на одном из пятачков набережной Копакабаны толпу народа. Некий предприимчивый бразилец ставил на асфальт две пустые пластиковые бутылки, и за 2 реала (около одного доллара) давал прохожим право метров с трех нанести удар. Тому, кто сумеет точно пробить, полагался приз – 8 реалов.

Вроде все просто, но за все время ни один человек на моих глазах не сумел протолкнуть мяч между бутылками – всякий раз то одна, то обе из них падали, либо же мяч уходил сильно мимо.

Со временем эта игра стала меня откровенно возмущать – я говорил прохожим, что это чистой воды мошенничество, что расстояние между бутылками меньше диаметра футбольного мяча, что с тем же успехом можно выкинуть 2 реала в океан. Но никто меня не слушал.

О плюсах ЧМ в Бразилии: чемпионат мечты

Пока, наконец, через три недели не нашелся человек, который открыл глаза: бутылки – не штанги, а кегли. Их нужно свалить. Обе за один удар.

Не поверив, что все так просто, я сунул хозяину две монеты и взял мяч. Сбил обе бутылки с первой же попытки и получил выигрыш. С ума сойти – и этого щедрого человека я три недели подряд клеймил про себя на чем свет стоит!

Следующая попытка, к слову, оказалось неудачной, но я совершенно не расстроился. Жаль только, что командировка подходит к концу.

Рио-де-Жанейро – Сан-Паулу

7