Игорь РАБИНЕР из Парижа
Мой звонок застал Дениса Мацуева в Юрмале, где он открывает новый музыкальный фестиваль. Тему своей новой роли он согласился обсудить с воодушевлением.
– Что будет входить в ваши обязанности посла ЧМ-2018?
– Считаю за честь и огромное счастье, что получил такое предложение. Футбол – значительная часть моей жизни, и я ни секунды не раздумывал, прежде чем согласиться. Конкретного плана пока нет, но ясно, что предстоят разнообразные встречи, интервью, презентации.
Помимо обязательной программы, я взял бы на себя, что называется, культурный блок. То есть пропаганду ЧМ-2018 через связь футбола и не только классической музыки, но и вообще нашего огромного культурного наследия. В сегодняшнем непростом мире именно спорт и культура – лучшие терапевты, интернациональные языки, не требующие перевода. В связи с этим не раз испытывал счастье, что говорю на самом совершенном языке в мире – языке музыки.
Помню Олимпиаду в Сочи, в церемонии закрытия которой участвовал. Играя концерт Рахманинова в кратере стадиона "Фишт", ощутил, насколько точное это было попадание – представить Россию миру через ее культуру. Думаю, этот замысел будет обязательно использован и на ЧМ-2018. А какой вклад в сочинскую Олимпиаду внес Юрий Башмет!
– Помните, как на церемонии открытия ЧМ-1990 в Италии блистательно выступили три великих тенора – Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас?
– Как такое забыть! Это был их легендарный первый совместный концерт. А дирижировал тогда Зубин Мета, мой большой друг, один из последних могикан дирижерского искусства. Два года назад на фестивале "Звезды на Байкале" я макал его в 10-градусную воду озера после того, как я парил его веником в бане, а в апреле этого года мы праздновали его 80-летие у него на родине в Бомбее. Валерий Гергиев, помню, нырял раз 20, и ни одна звезда этого не избежала. Никто не заболел – наоборот, они играли после этого как никогда. Доминго, кстати, обещал до Иркутска доехать. Жду с нетерпением!
А то выступление Паваротти, Доминго и Каррераса имело бешеный успех, после чего они много лет вместе выступали на огромных стадионах. Именно чемпионат мира по футболу, Рим-1990, перевернул представление, будто классическая музыка не может звучать для миллионов. Теперь нас с Гергиевым во время ежегодных концертов на Поклонной горе 9 Мая слушают до ста тысяч человек. А в День города в моем родном Иркутске 50 тысяч буквально не дышали, вслушиваясь в каждый звук. И все это – во многом следствие той футбольной идеи с концертом трех теноров.
– Будете придумывать что-то схожее по революционности?
– Надо уже сейчас начинать думать об этом – что и делаю. Обязательно нужно чем-нибудь поразить мир. Нам есть чем гордиться, и мы должны это показать. Люди устали от плохих новостей. А футбол и музыка – это магия, объединяющие людей. И от голов в те или иные ворота, и от сочетания звуков публика испытывает счастье и плачет. Сходства огромные!
От хорошего концерта невозможно устать. Я даю 245 концертов в год, и если получается выложиться, и до зрителя доходит твоя энергетика, то тебе возвращается гораздо больше. И точно так же у футболистов. Не сомневаюсь, что поддержка наших болельщиков будет потрясающей. Как в Сочи, где они поразили меня тем, что переживали не только за наших, но и за всех участников Олимпиады вплоть до наших прямых конкурентов. И уверен, что на ЧМ-2018 мы увидим именно их, а не тех, кто "отличился" во Франции.
– Видите свою миссию посла в том числе и в убеждении ваших зарубежных друзей и поклонников, что российские фанаты в 2018-м не проявят себя так, как двумя годами ранее?
– Во Франции бузили не болельщики, а хулиганы. Такие истории случались со многими странами, и там знают, как с ними справляться. Справимся и мы. Успокаивает и пример Сочи-2014, где не случилось вообще ни одного инцидента, связанного с безопасностью или конфликтами между болельщиками. Там было уникальное единение, будет оно и в России-2018.
– Вам как сибиряку обидно, что не только до вашего Иркутска, но и вообще до Сибири ЧМ-2018 не дошел?
– Безусловно, обидно. Но обидно и тому же суперфутбольному Краснодару, который не получил мировое первенство, имея два клуба премьер-лиги. В нашем случае, по всей видимости, сыграли свою роль расстояния. Пять часов лета – это для хрупких организмов футболистов многовато. Это музыканты могут лететь 12 часов и прямо с самолета ехать на выступление в нью-йоркский "Карнеги-холл", где взыскательная публика не простит ни единой помарки. С футболистами – сложнее (смеется).
Я гастролирую не только по США и Японии, но и по российским городам. И вижу, как в них многое на глазах меняется. Не только стадионы, но и аэропорты, и особенно дороги. На трассах между Челябинском и Екатеринбургом, между Казанью и Самарой на отдельных участниках вдруг появляется ощущение, что едешь по современнейшему хайвею. Думаю, чемпионат мира имеет к этому самое прямое отношение, став определенным допингом.
– Что точно не в ваших силах – так это обеспечить успешное выступление сборной России. А если бы в вашей власти было решение, казнить или миловать Мамаева с Кокориным за печально известное шоу с шампанским в Монте-Карло, – как поступили бы?
– Не хочу комментировать не проверенные до конца вещи. Хочу говорить о футболе, о том, что нас ждет в 2018 году. И вот тут есть много поводов беспокоиться. Ведь в Бразилии и Франции мы выступили так, как выступили, а дальше нам предстоят одни "товарняки". При этом нужно и сделать правильный выбор по части главного тренера, и умно, точечно внести в сборную новую молодежную энергетику. Времени нет!
– Ваша кандидатура на должность главного тренера осталась прежней?
– Да, это Станислав Черчесов. По моему непрофессиональному мнению, этот тот человек, который не побоится взяться за это очень рискованное дело и найдет правильные рычаги для того, чтобы преуспеть. Тянуть нельзя!
Вчера читал интервью Леонида Слуцкого, в очередной раз показавшего себя честным, порядочным человеком, который не избегает крайне жестких оценок в собственный адрес. Признание о разговоре с игроками в его номере после матча с Уэльсом просто потрясло. Полностью согласен с его выводами по необходимости установить потолок зарплат и отменить лимит на легионеров.
Только если большую часть заработков футболистов в РФПЛ будут составлять бонусы, а не гарантированные миллионные оклады, у них появится мотивация для роста. Людей нервируют эти суммы, когда они сопоставляют их с отдачей. Несправедливо, когда профессор Московской консерватории, народный артист России зарабатывает 40-45 тысяч рублей в месяц, а эти молодые люди – двести-триста тысяч евро. Такие деньги надо использовать, допустим, на воспитание квалифицированных детских тренеров, но не на завышенные зарплаты игрокам.
– В нынешней общей истерии доходит до абсурда – 700 тысяч человек уже подписали петицию о расформировании сборной России по футболу. Не сочтя необходимым элементарно подумать – а кто вместо них?
– Это следствие всей нынешней обстановки. С одной стороны, пришло время обновлять сборную. Но это надо делать правильно, а не рубить с плеча, ставить один необбитый молодняк, который выйдет и вообще все проиграет. К чему это приводит, известно на примере "Динамо".
Нужна золотая середина. Где взять новое поколение, которое могло быть целиком вытеснить прежнее? Недавно ехал два с половиной часа по Финляндии и по дороге насчитал 23 футбольных поля. В совершенно нефутбольной, казалось бы, стране, и по климату далекой от Франции или Италии. У нас всего этого нет. Нет должного притока из детского футбола. Так что разгоном нынешней сборной проблему не решишь. И в этих решениях должен торжествовать разум, а не голые эмоции. Сейчас же ситуация накалена.
– За кого будете болеть в финале Euro-2016?
– За Францию. Мой прогноз – 2:1 в ее пользу!