ЧЕМПИОНАТ МИРА-2018. 1/8 финала. КОЛУМБИЯ - АНГЛИЯ - 1:1. Пенальти - 3:4
ЖЕЛТОЕ МОРЕ
Желтое море вообще-то находится на Дальнем Востоке, но в этот вечер оно перенеслось в московский район Тушино. На трибуны стадиона "Спартак". До игры это море – тысяч на тридцать человек – часа три пело и танцевало, и его невозможно было не обожать. А два с половиной часа спустя, когда Пикфорд отразил пятый пенальти от Бакки, оно плакало. И стоило взглянуть в страшно печальные глаза Хамеса Родригеса, не имевшего возможности помочь своим товарищам, чтобы пропитаться всей глубиной этой тоски. Как и четыре года назад в Бразилии – глубиной тоски Радамеля Фалькао, вообще не сумевшего из-за тяжелой травмы сыграть на том турнире. Ну почему этой талантливейшей банде так и не удалось ни разу в решающих матчах сыграть в полном составе?..
Довелось прочитать много историй о том, как колумбийцы брали кредиты (!), продавали автомобили и даже квартиры (!!), чтобы поехать через полсвета на чемпионат мира в Россию. Вот это страсть, вот это любовь к футболу, приключениям и своей сборной. Колумбийцы влюбили в себя россиян так же, как перуанцы и мексиканцы, а год назад на Кубке конфедераций – чилийцы. Бразильцев и аргентинцев не упоминаю, потому что от них как раз подобного ожидали. Но от других южноамериканских стран и их не самых богатых граждан – гораздо меньше.
Все думали, что их будет максимум пара тысяч, самых респектабельных и в летах, как, например, уругвайцев. А приехали такие огромные и радостные толпы, что хотелось вновь и вновь смотреть на них, петь и танцевать с ними, находиться среди них – даже если не знаешь языка. Два часа перед матчем Колумбия – Англия я бродил перед стадионом, чтобы напитаться их музыкой, энергетикой, душой, и все никак не мог и не хотел уйти. И не хочу прощаться с ними сейчас...
Дородный колумбийский болельщик рыдал на трибуне, и вместе с ним плакали все 50 миллионов жителей этой жизнерадостной и уже далеко не такой опасной, как когда-то, страны. Несколько лет назад я оказался в чудесной приморской Картахене, красивом и безопасном городе, и там мне долго рассказывали, как боролись и в конце концов побороли власть наркобаронов, наследие Пабло Эскобара. И сделали это, между прочим, с помощью США, которым очень многие колумбийцы – своими ушами от них слышал – за это благодарны.
ПОКОЛЕНИЕ СИМУЛЯНТОВ
Но вот американскому футбольному арбитру Марку Гейгеру признательны явно немногие из тех минимум трех десятков тысяч людей в желтом, которые пришли в этот вечер на спартаковскую арену. Нет, усилиями Йерри Мины, удивительного молодого защитника "Барселоны", забившего на ЧМ-2018 три мяча (теперь он за каталонцев явно будет играть намного больше), спорное решение Гейгера назначить пенальти в пользу Англии не определило исход матча. Повод у него, безусловно, был, но если давать все такие пенальти, то в каждой игре счет будет 8:7, и футбол превратится в цирк. Неудивительно, что после этой легкой "точки" игроки обеих команд начали на ровном месте падать, как подкошенные, и цепляться друг к другу по каждому ничтожному поводу.
Мой друг, обозреватель "Эха Москвы" Антон Орехъ, сравнил обстановку этой игры с хоккеем, когда соперники находятся в таком эмоциональном состоянии, что идут стенка на стенку, и со скамейки выскакивают все запасные, чтобы схлестнуться команда на команду.
Действительно, этот матч запомнится не феерией открытой и красивой игры, которой от команд многие ожидали, а вот этим негативным нервом – фолов, падений, симуляций, апелляций к судьям и к трибунам. А футбола-то особо и не было.
От южноамериканцев-то таких вещей всегда ожидаешь. Особенно после пенальти они действительно играли грубо, и минут через 10-15 я написал в твиттере, что колумбийцы откровенно запсиховали и вместо того, чтобы играть в футбол и отыгрываться, сосредоточились на судье – даже Фалькао. И это неправильный путь. Кстати, ближе к концу основного времени они сконцентрировались-таки на главном. Оттого в добавленное время и преуспели.
Но ладно – Колумбия. Англичане – те меня неприятно поразили. И дело тут не в эпизоде с пенальти – Кейн не симулировал. Но до чего же мир докатился, если в первом тайме, когда пошла заварушка вокруг назначенного штрафного, Барриос слегка боднул Хендерсона – и тот, имея все возможности устоять на ногах, так рухнул оземь, словно его расстреляли. Англичанин, по идее – боец, рабочая косточка, игрок негламурного, огненного "Ливерпуля"! И все туда же…
Было и еще несколько эпизодов с откровенными симуляциями у англичан, которые переворачивают все стереотипы. Хотя их, стереотипов этих, уже давно не должно быть: АПЛ стала не британской, а мировой лигой, и неудивительно, что общепланетарные футбольные вирусы проникли в Англию.
На пресс-конференции я задал Гарету Саутгейту вопрос, который вызвал оживление и одобрительные смешки в зале – видно было, что у английских коллег тот же вопрос вертится на языках, но после победы им неудобно его задать. Звучало это дословно так: "Гарет, ваше поколение игроков и близко не падало так, как нынешнее. Что произошло с духом английского футбола, если вы стояли как скалы, даже когда вас били по ногам, а ваши наследники падают от дуновения ветерка?"
Саутгейт тоже улыбнулся. Он, человек, как мне все британцы говорили, с очень хорошей репутацией, тоже не хотел отрицать очевидного – но и своих игроков под защиту взять было необходимо. Поэтому он подобрал дипломатичную формулировку: "Возможно, мы немного поумнели. Может, мы стали играть по тем правилам, по которым играет остальной мир. Но мы сохранили наши достоинства и наш дух. Если мы и падали, то потому что нас сбивали. В игре было много фолов, и не думаю, что мы близко подошли к соперникам по их количеству. Но сохранили самообладание и заслужили победу".
Заслужили или нет – вопрос дискуссионный, но то, что наработали на нее не меньше колумбийцев – это точно. Вспоминаю наш разговор в перерыве с Гусом Хиддинком, сидевшим в ложе прессы. Он отметил, что игра довольно закрытая и без большого числа моментов, но Англия смотрится более целеустремленно и агрессивно. Так и было. С матча мы будем возвращаться в метро со знаменитым английским журналистом Киром Рэднеджем, и тот удивится: почему, мол, Колумбия не играла в футбол до последних 15-20 минут основного времени? Если бы она это делала с самого начала и не ждала, пока не будет другого выхода, то могла бы решить все гораздо раньше.
САУТГЕЙТ: ДРАМА С ХЕППИ-ЭНДОМ
Англичане имеют все основания порадоваться. Их самая молодая за многие годы команда – в четвертьфинале, да еще и против не Бразилии, Уругвая, Бельгии или Франции, а против Швеции. А главное и самое историческое – впервые в истории чемпионатов мира Англия выиграла серию пенальти, сняв одно из самых знаменитых футбольных проклятий. "Теперь я в футболе видел все", – таким был лейтмотив послематчевых высказываний на всех языках мира.
И тут ведь тоже есть целая драма с закольцовкой сюжета. В 1996 году в полуфинале Евро против Германии сам Саутгейт, в ту пору защитник, не реализовал решающий пенальти, и с того дня началась серия проигрышей "Трех львов" в послематчевых сериях. Аргентина-1998. Португалия-2004 и 2006. Италия-2012… И именно он, Саутгейт, уже в роли главного тренера положил этому проклятию конец. Красивая история.
Теперь, когда этот груз с плеч снят, у англичан появилась иллюзия, что они могут пройти весь путь до конца. А может, и не иллюзия вовсе?
Саутгейта спросили, что в связи со своей личной историей он чувствовал во время и после окончания серии пенальти. Он ответил: "То, что произошло в 96-м, никогда не уйдет из моих воспоминаний, останется со мной навсегда. Но для этой команды сегодня наступил особый момент, и надеюсь, что это придаст веру следующим поколениям игроков. В жизни всегда нужно верить в лучшее и не давать прошлому мешать тебе. Наши молодые игроки показали это – и продолжают наслаждаться турниром. Хотя даже когда подбрасывали монетку – проиграли, статистически все шло против нас. Но мы даже шутили по этому поводу..."
А ведь, когда Мина в добавленные к основному времени минуты сравнял счет (интересно, кстати, почему на штангу поставили маленького Триппьера, который в итоге до мяча до конца и не допрыгнул, внеся его в ворота), все выглядело так, что Колумбия на овертайм стала хозяином положения.
"На 90-й минуте нам был нанесен огромный удар, и минут на десять мы потеряли контроль над игрой, – признал Саутгейт. – Но потом, проявив упорство, вернули его. Горжусь парнями. И добиться этого очень непростого преодоления, и выиграть серию пенальти нам удалось на стадионе, где британских болельщиков было в пять раз меньше, чем колумбийских. Каждый из игроков пишет собственную историю, а все мы – общую. Это была особая ночь для всех".
Переворот случился и в серии пенальти, но, на мой взгляд, эпизод, повлиявший на самоутверждение молодого вратаря Пикфорда, произошел еще в основное время. Причем за несколько секунд до ответного гола Мины. Урибе нанес умопомрачительный удар метров с 40 в самую "девятку", и полет Пикфорда стал одним из главных хитов чемпионата. "Я даже удивился, что он допрыгнул так высоко с учетом его роста, – признался Саутгейт. – Но его атлетизм – невероятен".
Тем обиднее ему было пропустить – и вообще не по своей вине – тут же на угловом. Но в секунду того сейва Пикфорд понял, что в состоянии спасать и творить чудеса. Вначале, когда сплоховал Хендерсон (вернее, феноменально из угла вытащил Оспина), ему, конечно, тут же подсобил Урибе с ударом в перекладину. Но решающий удар Бакки парировал уже он сам...
НАДЕЮСЬ, РУФУСА ЛИШАТ ПАСПОРТА БОЛЕЛЬЩИКА
Крохотное для чемпионата мира количество английских болельщиков действительно изумляет. Как все-таки воздействуют страшилки из СМИ даже на умы вроде бы независимых западноевропейских людей, которые по идее должны мыслить собственными мозгами, а не тем, что вкладывает в их умы пресса и телевидение! Сейчас многие рвут на себе волосы, что остались дома. Может, успеют подъехать к четвертьфиналу? "Думаю, приедет достаточно много людей, хотя организационно сделать это непросто", – выразил надежду Саутгейт.
Вот и поглядим, насколько оперативно британцы реагируют на ситуацию. Им-то, в отличие от колумбийцев, для полета в Россию не нужно брать кредиты и продавать автомобили, не говоря уже о квартирах.
Тему английских болельщиков омрачила новость о вандализме по отношению к памятнику Федора Черенкова, который один особо одаренный субъект "украсил" надписью England. Очень хорошо, что хулигана по имени Холл Руфус поймали, обнародовали его имя и показали на весь мир – вы можете увидеть его извинения на сайте "СЭ".
Хотя очень рассмешило его объяснение: мол, если бы он знал, что люди будут так оскорблены, то никогда бы такого не сделал. А памятник Бобби Муру около "Уэмбли" или Биллу Шенкли у "Энфилда" тебе, дорогой товарищ, пришло бы в голову осквернить? Или то, что имя Черенкова (забивавшего, кстати, "Арсеналу" на "Хайбери" при победе спартаковцев 5:2 и хоронившему "Астон Виллу" дублем в Бирмингеме и решающим мячом на предпоследней минуте) ему неизвестно, может служить оправданием?
Надеюсь, Руфуса лишат паспорта болельщика, и он больше не сможет ходить на матчи ЧМ-2018. Пусть его место займет кто-то более воспитанный, достойный и уважающий страну, в которую приехал, не на словах, а на деле.
Но мы будем выше этого и не перенесем отношение к этому гражданину на всех английских болельщиков – тем более что, как говорят, сами англичане и отмыли памятник Черенкову, а потом многие соотечественники Руфуса извинялись за него.
Мы будем с интересом смотреть на Англию и желать лучшему на сегодня бомбардиру ЧМ-2018 Харри Кейну еще гола в четвертьфинале. Хотя, признаться, я совершенно не считаю англичан фаворитами в противостоянии со шведами – на мой взгляд, шансы абсолютно 50 на 50.
И, если честно, мне очень мечтается о полуфинале Россия – Англия в Лужниках. Какая грандиозная вывеска для наших болельщиков! И чтобы там повторилась история отборочного матча 2007 года. И чтобы на самых почетных местах на трибунах сидели и радовались Гус Хиддинк и Роман Павлюченко…
Чемпионат мира по футболу. Все о турнире – здесь //
ЧМ-2018: сетка плей-офф – здесь, календарь матчей и расписание по городам – здесь