Чемпионат мира

18 октября 2012, 13:22

Журналисты: пусть говорят!

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

ЧМ-2014. Отборочный турнир. РОССИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН - 1:0

Обозреватели "СЭ" рассуждают о том, как изменилась сборная России при Капелло.

Дмитрий СИМОНОВ

Отношения сборной с журналистами совершенно не касались бы широкого круга болельщиков, если бы не одно "но". От нас, репортеров, во многом зависит, как команду, футболистов и тренера будет воспринимать общественность. Улыбчивый говорун вызывает симпатию, угрюмый бирюк - раздражение, перерастающее в гнев. Словом можно возвысить, а можно убить. Что с некоторыми игроками не так давно и делали в порыве ярости за молчаливый проход через смешанную зону, особенно в период Euro-2012.

Отзывы об изменениях с приходом Капелло, что интересно, полярные. С одной стороны, сборная стала более открытой. С другой - вроде и не заперлась, но от разговоров "по велению сердца" перешла на отстраненную игру "на отбой". Будто несет тяжкую повинность. Как по мне, команда теперь напоминает гостиницу Swissotel, куда переехала из "Балчуга". Там у фойе прозрачная стена: через нее видно, что происходит в холле - смотри не хочу! И, естественно, ничего не слышно. Ты видишь, кто с кем разговаривает за чашкой кофе, но ценность полученных знаний близка к нулю. То же самое с интервью игроков, когда вопросы и часто односложные ответы можно писать заранее. Информативность общения для читателя или зрителя минимальна. Попавший в "черный список" игрок стоит перед диктофонами взмокший или замерзший, переминаясь с ноги на ногу. Журналисты толпятся, к футболистам чаще проникают самые ловкие и толкучие, а не те, у кого есть что спросить.

Но, наверное, лучше пусть говорят хотя бы так (особенно для зависимых от наличия картинки телевизионщиков), чем не говорят вовсе. Раньше мимо журналистов могла пройти, грызя яблоки, жуя пирожки, разговаривая по телефонам, вся команда. Иные - с ухмылочками. Или футболист тормозил, лишь завидев знакомое лицо журналиста, из уважения. Или останавливался после долгих, мучительных уговоров. Снизойдя.

- Общение стало более упорядоченным, - соглашается пресс-атташе сборной России Илья Казаков, работавший и с Хиддинком, и с Адвокатом. - Разговоры с журналистами - это, по сути, тоже вопрос дисциплины, а не открытости-замкнутости команды. После каждой тренировки по два человека выходит к журналистам - так решили вместе с Капелло. Однажды вышла накладка, остановился один Григорьев. На другой день мы принесли извинения, пригласив троих.

Такой подход, кстати, планировался и в Польше. Но…

- Перед Euro-2012 на сборе в Швейцарии все сходили с ума от восторга - никаких ограничений в общении, так что УЕФА даже признала нас самой коммуникабельной сборной на тот момент, - вспоминает Казаков. - Потом стартовал турнир. Футболисты концентрировались на матчах, "наелись", подустали от повторяющихся вопросов. Появились проблемы с общением в микст-зоне. Многие говорили Дику, что ситуация может обостриться, особенно в случае поражения. Предложили назначать двух человек по его решению.

- Что Адвокат?

- Дословно его слова не повторю, но смысл таков: "Зачем указывать взрослым людям? Пусть каждый решает сам, говорить ему или молчать". Вопрос потом поднимали вновь. Без изменений. Чем все кончилось, сами знаете.

Слухи о том, что Капелло не приемлет глобальных предматчевых интервью, Казаков не подтвердил:

- Тренер ничего против них не имеет. Но не в гостинице и не в массовом порядке. Во всем нужна мера, считает он.

С нынешней системой безопасности журналисту в Swissotel просто так не зайти. Хотя однажды на моих глазах фотографа провели, чтоб он справил нужду - не за угол же бежать. Самое смешное, что в "Балчуге" было наоборот. Заводили избранных, в туалет "не того человека" не пустили бы ни за что.

Сам Капелло по договоренности с РФС дает примерно одно интервью в месяц в формате один на один - заявки присылают в федерацию. На данный момент он держал ответ перед двумя телеканалами и двумя печатными изданиями, одно из которых - "Спорт-Экспресс". О временах Адвоката с Хиддинком, которые отчитывались перед коллегами по полтора часа после каждой весомой игры, остается мечтать. Но ведь для итальянца самое важное - результат. Выиграет у всех - и тогда о Капелло точно хорошо напишут.

7