31 июля 2013, 15:48
ЧМ-2014. Отборочный турнир. 14 августа. СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ – РОССИЯ
Запись первая
В преддверии матча между Северной Ирландией и Россией в Белфасте находится спецкор "СЭ".
Сейчас там проходят Всемирные игры пожарных и полицейских
Юрий ГОЛЫШАК
из Белфаста
Лондонский аэропорт Хитроу я ненавидел и боялся. Это там когда-то пережил худший день в жизни. Отравился сушеными грибочками на чемпионате мира в ЮАР. Ладно б, мог отлежаться – так надо было вылетать тем же днем. Насилу пережил десять часов до Лондона – и там, в Хитроу, натурально принялся отдавать богу душу. Обставил грядущую кончину театрально – набивал в компьютере последнюю записку, вспоминая, что рассказывали мне хоккейные знакомые про Анатолия Тарасова в падающем самолете. Заглянули через плечо – Анатолий Владимирович выводил в блокноте полное скорби: "Жаль умирать, не все сделано. Такие были планы!"
"Жаль, не все сделано" – вывел и я, оглянувшись.
А потом вдруг отпустило. Я равнодушно стер последнее письмо – и отправился искать нужный терминал. Рейс на Москву еще ждал.
Тогда-то и понял: есть на свете вещи пострашнее грибочков из ЮАР. Лучше б я отдал богу душу там, в зале прилета. О, что это за аэропорт! Кто так строит?!
На сей раз был мудрее. С пищей не экспериментировал. Запасся схемами всех пяти терминалов. Лететь в Белфаст с аэродромными схемами – самое оно, чтоб сойти за террориста. Если попросят вывернуть карманы.
Но все оказалось просто – будто специально для меня расчертили все стены указателями. Клянусь, три года назад ничего этого не было. По счастью, и карманы никто не выворачивал. Хватило отпечатков пальца и сканирования глазной сетчатки. Черная дама с волнующими формами пыталась о чем-то расспросить – но в роли допрашиваемого я оказался абсолютно безнадежен. Не поняв и половины.
Дама перешла к облегченной программе:
– Что вам делать в Белфасте?
– Игры полицейских…
– Ага! Вы полицейский?
– Нет, – обрадовался я. Ухватившись за ниточку понимания. Обрадовалась и она.
Душа моя полнилась торжеством – до Белфаста было рукой подать. Хитроу прощально отсалютовал: на 400 евро выдали мне горстку мелких фунтов. Придавив сверху медяками с лицом бабушки Елизаветы. Елизавета подмигнула лукавым глазом, поймав лучик света. Я облегченно выбросил все схемы, рассованные по карманам. Жизнь хороша. И пусть на мою майку с видами будапештского кладбища Керпеши смотрят, усмехаясь, даже арабы…
***
Крохотный самолетик до Белфаста ревел от натуги. Кажется, даже помахивал крыльями, словно аист. Что-то мне тот рев напоминал. Вспомнил не сразу – ну, конечно же, пижонскую третью модель "Жигулей". Первый автомобиль в жизни.
В хвосте веселилась группа подтянутых французских полицейских и огнеборцев. Веселилась так, что я проверил бы их на допинг. А стюарды, создавая обстановку, разбрелись по салону. Подсаживались к пассажирам – и развлекали беседами. Видели вы еще где-то такое? Единственная стюардесса ворковала в окружении французов…
В крохотном аэропорту вместо чемоданов кружило на черной ленте отломанное от чьей-то тележки колесико. И ничего кроме. Неподалеку сидела тучная грузинская делегация. Скорби в глазах было столько – будто это их багаж променян был судьбой на это колесико. Увидев подтянутых французов, стали еще мрачнее.
Французы же с хохотом достали телефоны, снимали все вокруг – кружащее колесико, нелепо косматого Мухтара, натасканного на поиски гадостей и грузинскую делегацию. Глядящую исподлобья.
***
Минут через десять отпустило головокружение от левостороннего движения. Стало казаться: а может, так лучше? Главное, привыкнув к нему за неделю Игр, не поехать точно так же в Москве. А то рассказывал мне знаменитый форвард Сергей Ребров – как привыкал заново после Лондона к Киеву…
А города Белфаста нет – есть милейшая деревня. Ни одного здания выше двух этажей. Запах коров и лошадей преследует даже в центре. К одной лошадке я подошел с фотоаппаратом – из-под ног ее метнулись в разные стороны огромные зайцы. Только чтоб увидеть вот это – стило ехать на край земли, к холодному морю.
Странно представить, что среди этих лугов могут набрать одиннадцать стоящих футболистов и дать бой сборной Капелло.
Быть может, чтоб заглушить запах коровника, все здесь обдают духами. Попросил принести в номер европейскую розетку – доставили тотчас. Принюхался – в духах и она!
Деревня деревней, а в хоккейной лиге играют себе восемь команд. У самой могучей, "Белфастских гигантов", шикарный дворец "Одиссей" на пять тысяч зрителей. В бортах прорези для фотокамер, как в НХЛ. Фотограф российской делегации был в шоке от такой роскоши.
***
В холле встречаю генерального директора московского "Динамо" Андрея Сафронова. Вот он-то мне расскажет про игры полицейских все, сам играет за сборную "45+" не в первый раз.
– Сегодня играли с Норвегией, – сказал Сафронов.
– Удачно?
– Выиграли 11:0. У нас, наверное, забил каждый сотрудник. Но особенно здорово сыграли ребята из Управления внутренних дел Москвы. У норвежцев было всего девять человек. Неполный комплект. Но вот следующий матч серьезнее, будем встречаться с полицейскими Монреаля. Вот те – серьезные.
– У них – не девять человек?
– Нет, хоккеистов пятнадцать. А у нас три полные пятерки и два вратаря.
– Народ ходит?
– Пока официального открытия не было, больше детей на трибунах. Из других делегаций. Открыли турнир мы, хоккеисты. Больше зимних видов спорта здесь нет. Зато много летних – даже регби. Участвуют 52 страны, представляете? Практически вся олимпийская цепочка. В нашей гостинице живут регбисты из Новой Зеландии. Их точно узнаете, не ошибетесь. "Одиссей-арена" меня поразила – современная, компактная, с мягкими креслами… Нам дали раздевалку хозяев – просто пять баллов!
– Сами в скольких играх участвовали?
– Квебек, Ванкувер, Нью-Йорк. Получается, четвертые. Но эти игры особенные – городок крохотный, 150 тысяч человек. Весь город – частный сектор. Максимум – два этажа. Северная Ирландия вообще особенная. Здесь спортом не очень интересуются. Больше их занимают виски и пиво. Может, еще расшевелятся. Но что меня поразило – сами говорят, что крикет у них на третьем месте. Первые – футбол и хоккей. Думаю, 14 августа попытаются навязать нам силовую игру. Но наши должны справиться.
– Что-то интересное в Белфасте увидели?
– Поехали всей командой на пристань в музей "Титаника". Здесь его конструировали. Очень любопытно – металл с корабля, часть верфи, где его строили. Образец каюты. Сходите обязательно.