Как уже сообщал "СЭ", на прошлой неделе гостями нашей редакции были первый вице-президент Федерации фристайла России, генеральный директор Ассоциации лыжных видов спорта Сергей Король и новый старший тренер нашей сборной по акробатике Дмитрий Кавунов, воспитавший олимпийскую чемпионку Лиллехаммера-1994 Лину Черязову из Узбекистана
- Работа Ассоциации лыжных видов спорта для многих остается загадкой. Расскажите поподробнее о деятельности этой организации.
- В FIS может быть представлена только одна структура от страны, а у нас, как вы знаете, существуют четыре федерации, - рассказывает Король. - Вот почему еще во времена СССР был создан Союз лыжных видов спорта, в 1992 году преобразованный в ассоциацию. В каждом комитете FIS должны присутствовать россияне, а для осуществления международных функций и была создана ассоциация. Она призвана обеспечивать коммуникации между FIS и нашими федерациями, делать заявки на международный календарь. В основном ассоциация выполняла представительские функции, поэтому о ее существовании мало кто слышал.
Когда на июньском конгрессе FIS в Турции Леонид Тягачев потерял место вице-президента этой организации, на Ассоциацию лыжных видов спорта были наложены санкции, как финансовые (в размере 194 000 швейцарских франков), так и административные. Говоря прямо, нас могли дисквалифицировать за большое количество допинговых случаев. Как известно, чаще всего на употреблении запрещенных препаратов попадались представители Федерации лыжных видов спорта. А поскольку была оштрафована ассоциация, которую к тому времени возглавил Андрей Бокарев, соответственно возникло много вопросов. Мы начали погружаться во все эти проблемы и поняли следующее. Во-первых, имеет место дефицит нормативной документации. Во-вторых, наши федерации очень плохо знают международные правила. Сейчас мы тесно работаем с FIS. Приняли участие в заседании в Цюрихе, где провели встречу с президентом FIS Джанфранко Каспером, на которой доложили о нашей деятельности. 1 ноября должен быть готов доклад в письменной форме. И тогда они решат, что с нами делать. Либо снимут санкции, либо, если посчитают нашу работу недостаточной, каким-то образом накажут. Но мы имеем волю и поддержку государства в борьбе с допингом. Уверен, сможем убедить в этом и FIS.
- В ходе нашей встречи с Каспером около года назад он сказал прямо: Россия находится на крючке у FIS. Реальная опасность санкций сейчас существует?
- Недавно президенту Всемирного антидопингового агентства задали вопрос: "При условии того, что все программы, которые вы отрабатываете, осуществятся, вы можете гарантировать, что допинговых случаев не будет?" На что он ответил: "Нет, конечно. Существует ведь человеческий фактор". Речь идет о некоем недоверии спортивного сообщества к ФЛГР. По правилам дисквалифицированный человек не может появляться на официальных мероприятиях. Но кое-кто приезжает в форме сборной России, и у многих складывается впечатление, что нашей стране на правила плевать.
- Вы намекаете на Анатолия Чепалова?
- Да. Наверняка FIS вел диалог с ФЛГР, которая убедить Анатолия Михайловича не смогла. Возможно, реальную угрозу для лыжных видов спорта мы не оценили. На сегодняшний день ассоциация вошла в состав учредителей WADA. Совместно с Российским антидопинговым агентством мы работаем над созданием общей антидопинговой программы ассоциации. Мы обращались в Министерство спорта с просьбой отозвать аккредитацию у ФЛГР, но оно нас в этом вопросе не поддержало. В министерстве считают, что это излишне жесткая мера.
- К слову, история об отзыве аккредитации у ФЛГР была неоднозначно воспринята в мире спорта. Проясните мотивы решения ассоциации.
- Думаю, попытка отзыва была неоднозначно воспринята не в мире спорта, а конкретно в президиуме ФЛГР. У лыжных тренеров существуют разные точки зрения. А мотивы были просты: за день до отчетно-выборной конференции ФЛГР мы получили обращение FIS, где четко было прописано, что и как надо сделать в смысле решения допинг-проблем. Поэтому мы просили перенести конференцию на осень, дабы получить время для разбирательства. Прежние руководители ФЛГР к этому не прислушались. Более того, все они вошли и в новое руководство. Сегодня мне трудно сказать, кто там главный. А наша мера принуждала федерацию детально разобраться с теми, кто вошел в руководство. Кто из них причастен и виновен, а кто - нет? И, если понадобится, вывести людей, себя дискредитировавших. Это решение не единоличное, а принятое комиссией из представителей всех федераций. Данный акт был призван продемонстрировать FIS нашу деятельность в борьбе с допингом. К сожалению, мы не были услышаны. Теперь только время покажет, насколько руководство ФЛГР готово бороться с этим явлением. Увы, отдельные случаи происходят до сих пор. Например, история с Николаем Панкратовым. Пусть у него сложный характер, считаю этого спортсмена по-прежнему перспективным. Мне его жалко. Но к моменту, когда он попался на швейцарской границе, лыжник уже не был членом сборной России.
- После Ванкувера Панкратов хотел сменить спортивное гражданство и выступать за команду Белоруссии. Почему добро на это он так и не получил?
- Этот вопрос лучше задать президенту ФЛГР. До первого сентября Панкратов был членом подмосковной федерации, а, как известно, советником Бориса Громова является Елена Вяльбе. Панкратов ехал через границу с приборами для внутривенного вливания, что отнесено к категории запрещенных методов. Очень недальновидный поступок.
- На него будет наложена дисквалификация?
- Не могу сказать. По моим сведениям, это решится в середине ноября.
* * *
- А во фристайле допинговая проблема существует?
Кавунов: - Лично я никогда не сталкивался. Но во времена СССР отдельные случаи бывали. Случалось, спортсмены принимали сомнительные лекарства. Но в акробатике допинг в принципе не нужен.
- Почему вы решили уехать из благополучной Америки?
- Поступило хорошее предложение. Это другой уровень по сравнению с тем, что был у меня там в последнее время. Я долго работал в Союзе, а когда он распался, уехал к себе в Узбекистан. Продолжал работать в советском пространстве, только последние десять лет провел в Северной Америке.
- Тяжело дался переезд?
- Пока сложно сказать. Я только приехал, посмотрим.
- Хорошо знакомы с возможностями наших спортсменов?
- Неплохо. Мы же все вместе ездим по этапам Кубка мира, наблюдаем друг за другом. Россияне каждый год приезжают в Америку.
- Бронзовый призер туринской Олимпиады Владимир Лебедев, пропустивший Игры в Ванкувере из-за травмы, восстановился?
- Да. Уже начал прыгать. После операции еще не прошел период, когда можно приступать к полным нагрузкам, но он идет по графику.
- По меркам акробатики Лебедев не так молод. Стоит ли делать ставку именно на этого спортсмена?
- В данной ситуации возраст не имеет главенствующего значения. Все будет зависеть только от него.
- А какой возраст критический?
- Согласно моей философии, такого нет. Существуют ведь ребята, которые и после тридцати прыгают хорошо. А некоторые в двадцать три считают себя стариками. Все зависит от личности: насколько готов физически, как подходишь к подготовке.
- Вы можете объяснить феномен Белоруссии, сильнейшей в мире акробатической державы?
- Очень хорошо знаю тренера белорусов Колю Козеко, с которым дружу еще со времен Союза. Белорусы никогда не забывали о юношеском спорте. Да и вся система у них очень толково выстроена. Заметьте: ребята из ударного звена там примерно одного возраста. Любой из пяти-шести человек может выиграть Олимпийские игры. Посмотрим, какая у них молодежь.
- На что, с вашей точки зрения, способен сегодняшний состав сборной России?
- Пока что говорить нелегко, ведь сразу несколько человек только вернулись в строй после тяжелых травм. Важно избежать ошибки при восстановлении, которые в акробатике встречаются частенько. Люди неправильно возвращаются после реабилитации, в результате чего пропадают с орбиты. Ну а наша молодежь только начала выступления. Хочется, чтобы результат был. Да я для этого и пришел.
- При подписании контракта ставили ли перед вами медальный план на Сочи?
- Конкретики не было. Настраиваемся на достойное выступление.
* * *
Король: - Судя по всему, в скором времени мы начнем культивировать лыжный хаф-пайп. Это совершенно новая для нас дисциплина, и даже специалистов мы пока не имеем. Однако хаф-пайп будет представлен на Юношеских олимпийских играх-2012, а в декабре, по нашим сведениям, FIS будет обращаться в МОК с предложением о включении этого вида в олимпийскую программу. Поэтому в ближайшем будущем назначим старшего тренера и будем готовить спортсменов, которых наберем из молодежи.
- Олимпийский календарь наводнен большим количеством дисциплин фристайла и сноуборда, некоторые из которых не слишком распространены. Оправданна ли, на ваш взгляд, эта политика?
- Мы сильной радости от возможного внесения того же хаф-пайпа в олимпийский список не испытываем. Что ж, будем аргументировать свою точку зрения. Ведь в случае положительного решения по данному вопросу у нас попросту не останется времени для подготовки к Играм. Сегодня спорт до предела коммерциализирован. Основные спонсоры МОК базируются в Соединенных Штатах, и спортивное сообщество вынуждено с ними считаться. Во многом из-за этого и появляются новые для нас виды спорта. Наша основная задача - уловить тенденции и понять свое отношение к этому. Отстаивая свои интересы в традиционных для нас дисциплинах, нельзя забывать и о новых. Иначе будем постоянно проигрывать на Олимпийских играх.
- Тот же ски-кросс дебютировал еще в Ванкувере, но развивать его по большому счету начали только сейчас.
- Не совсем так. Россияне были представлены на Играх в этом виде.
- И заняли места в конце третьего десятка.
- А все потому, что несвоевременно уловили тенденции, вовремя не набрали тренеров и не подготовили спортсменов. Хотя и здесь есть положительные сдвиги. Так, на августовском юниорском чемпионате мира в Новой Зеландии наши в ски-кроссе взяли две бронзы. На мой взгляд, прежний старший тренер команды Алексей Иванов за год проделал неплохую работу. Ну а на ближайший олимпийский цикл, как вы знаете, мы пригласили австрийца Марио Райфетцедера.
- Недавно президент ОКР Александр Жуков публично одобрил привлечение федерациями специалистов из-за рубежа. В нынешний момент иностранные тренеры с той или иной степенью успеха трудятся почти во всех зимних видах спорта. Но как получить адекватную вложенным средствам отдачу?
- Приезжающий на работу в Россию тренер очень мотивирован, причем отнюдь не в финансовом плане. Думаю, в США уровень тренерских ставок такой же. Если человек воспитал плеяду выдающихся спортсменов, он будет получать больше. Причем независимо от того, кто он - россиянин или иностранец. С нашей точки зрения, сегодня к этой работе в большей мере готовы иностранцы. Но и у нас есть неплохие специалисты, и все они будут задействованы. При выборе старших тренеров в первую очередь обращали внимание на показатели каждого специалиста в минувшем сезоне. Что же касается ответственности тренеров, то определенные нормы прописаны в контрактах. Если у кого-то не будет получаться, к этому человеку возникнут вопросы. Но надеемся, что все будет нормально.
- Доводилось слышать о том, что причиной отставки предыдущего главного тренера Андрея Гребенникова послужил конфликт с Лебедевым.
- В данном случае существовал целый комплекс причин. При этом я считаю, что, если тренер не может выстроить взаимоотношения со спортсменами, его это неким образом характеризует. Так же как и спортсмена: он тоже должен уметь подчиняться воле тренера. Правда, не я принимал это решение и не готов его комментировать.
- Каковы сейчас условия для подготовки российских фристайлистов?
- К сожалению, вынужден констатировать: у нас хороших зимних баз для подготовки на сегодняшний день нет. Я не имею в виду Новогорск. Негде проводить летнюю прыжковую подготовку. На сегодняшний день в этом плане лучшие страны - США и Швейцария.
- Но строительство планируется?
- В том же Новогорске собираемся построить бассейн, наши специалисты уже участвовали в совещании с проектировщиками, обдумывали, как все это быстрее сделать. Надеемся, к следующему году бассейн будет готов. Параллельно прорабатываются еще два места, в том числе и в Сочи. Надеюсь, мы сможем перенести центр тяжести подготовки в Россию.
- Как нам известно, в планах Федерации фристайла России значится привлечение под знамена отечественной команды по акробатике двух сильных спортсменов из Белоруссии - Ассоль и Тимофея Сливец. Приоткроете завесу тайны?
- С этими лыжниками существует договоренность. Ассоль 28 лет, это очень хороший профессионал. Для нас она представляет интерес и как спортсменка, и, в будущем, как тренер. Ассоль, как и ее брат Тимофей, хочет перейти к нам. А Тимофей, несмотря на свои 25 лет, уже топовый и крайне способный спортсмен.
- Но спортсмены, поменявшие спортивное гражданство, обязаны пройти двухлетний "карантин".
- Существуют нюансы. Сейчас мы оформляем российское гражданство спортсменам, а потом проведем переговоры с белорусской федерацией. Если она будет возражать, Сливец в течение двух лет за нас выступать не смогут. Если же мы с нашими коллегами сможем договориться, спортсмены приступят к выступлениям. У нас очень хорошие отношения с белорусской стороной, и, думаю, она вряд ли будет создавать нам препятствия.
Дмитрий ОКУНЕВ