Интервью "СЭ" дал один из самых именитых новичков СКА этого межсезонья.
Разговор с 35-летним форвардом состоялся после тренировки армейцев, в которой Яшин принимал участие наравне со всеми, а в скоростных упражнениях, как показалось со стороны, и вовсе стал одним из лучших.
ДО ПРИЕЗДА В ПЕТЕРБУРГ ЗНАЛ ПОЧТИ ВСЕХ
- Ваше знакомство со СКА началось раньше, чем вы приехали в город на Неве. Главный тренер армейцев Бэрри Смит в интервью "СЭ" рассказывал о вашей совместной работе с его братом, тренером по легкой атлетике.
- Программа Дэвида довольно необычная для России. В НХЛ она типична, там подготовка к сезону происходит по схожим принципам. В том числе и для травмированных игроков.
- Как вы получили повреждение?
- После двух недель работы в Швейцарии с Юрзиновым вернулся в Америку и там на тренировке травмировался. Первые 3 - 4 дня, когда со СКА находился в Финляндии, работать не мог. Сейчас все в порядке, постепенно восстанавливаюсь.
- Ваш переезд в Питер стал довольно неожиданным. Казалось, что в "Локомотиве" со спортивной точки зрения у вас все шло гладко. Новый вызов в карьере?
- Для любого профессионального хоккеиста, даже если в прошлом сезоне он выиграл Кубок Стэнли или чемпионат КХЛ, каждый новый год - это вызов. Нельзя стать чемпионом мира двадцать лет назад и потом все двадцать лет это вспоминать.
- Чем привлекли армейцы?
- Разговаривал с несколькими командами, но СКА действительно хотел, чтобы я здесь оказался. Клуб был очень заинтересован в моих услугах.
- Согласитесь, было бы довольно странно, если бы к такому игроку, как Алексей Яшин, российские клубы не проявляли повышенного интереса?
- (Улыбается.) Тем не менее это было важным. Еще один плюс СКА - в составе много игроков, которых хорошо знаю. До переезда в Петербург знал процентов восемьдесят будущих партнеров. С Каспарайтисом дружим много лет, с кем-то из ребят пересекались в Северной Америке. Молодые армейцы приезжали в Швейцарию на сборы, там мы успели подружиться. А с Жиру, например, летом катаемся.
- Какова была роль Каспарайтиса в вашем переезде на берега Невы?
- Переговоры с клубом и подписание контракта - вещь довольно индивидуальная. Конечно, с Дарюсом мы разговаривали. И вообще было здорово оказаться с ним в одной команде. Последний раз мы выступали за один клуб лет пятнадцать назад. Но с динамовских времен всегда поддерживали дружеские отношения.
ЛИДЕРОВ ВСЕГДА КРИТИКУЮТ
- Вы заговорили о динамовских временах, но в современном хоккее такие понятия постепенно забываются. Хотя и Сергей Зубов после объявления о переходе в СКА заметил, что всегда был армейцем. Интересная у вас компания подбирается - динамовцы Яшин и Каспарайтис, спартаковец Рыбин, армейцы Брылин и Зубов…
- Сложно сказать, как такое деление воспринимают молодые игроки. Я в "Динамо" получил основную "закваску", заложил базу, благодаря которой потом шла вся карьера. В том числе двенадцать лет за океаном.
- Петербург в смысле клубных пристрастий - город особенный. Здесь, главным образом по футбольным причинам, к некоторым командам и их болельщикам относятся негативно.
- Какая-то подоплека в этом всем, наверное, присутствует. И для прессы такие вещи наверняка интересны. Но когда начнется сезон, болельщики будут переживать за СКА, а не против отдельных его хоккеистов - Яшина, потому что он играл за "Локомотив", или Рыбина, потому что он бывший спартаковец и в прошлом сезоне выбил армейцев из плей-офф. Слышал, что в Питере за хоккей переживают не так сильно, как за футбол, но на наших товарищеских матчах малая арена "Юбилейного" была заполнена. Мне это очень понравилось.
- На первом матче с "Сибирью" вам достались самые громкие овации от поклонников команды. Уверен, и в Ярославле к вам относились также. А за океаном статус игрока Яшина был звездным?
- К популярности привыкаешь быстро, но нельзя забывать, что она накладывает большую ответственность за командный результат. Я нахожусь в этом состоянии на протяжении всей карьеры. Может, только в "Автомобилисте", когда начинал играть, был на вторых ролях, за спинами более опытных товарищей. Зато уже на второй год в "Динамо" стал игроком первого звена и вместе с Сергеем Петренко и Яном Каминским нес ответственность за результат. В "Оттаве" был под пристальным вниманием, что объяснимо, когда получаешь высокий номер драфта и большие ожидания, связанные с этим. В НХЛ мне говорили, что нельзя делить восемь десятков матчей регулярного чемпионата на важные и не очень, первые и последние. Допустим, человек один раз купил билет и попал, скажем, на шестьдесят пятую игру. Если он не увидел того, на что рассчитывал, он больше не придет.
- А если команда все же не добивается результата?
- Тогда и проявляются отрицательные стороны нашей профессии. Лидеры всегда получают дозу критики. У меня такой период был в "Айлендерс", когда после нескольких лет выхода в плей-офф результаты пошли вниз. В этом плане такая у спортсменов карьера: всего нахлебаешься - и хорошего, и плохого.
- В России ситуация такая же?
- В Ярославле болельщики очень помогали и поддерживали. В этом плане возвращение на родину было кстати. Последние сезоны в "Айлендерс" не складывались, и для меня был важным момент, чтобы болельщики приняли мою игру.
БОГАТЫЕ ВЫИГРЫВАЮТ НЕ ВСЕГДА
- В лиге произошло довольно серьезное расслоение между командами по финансовому признаку. Есть группа клубов, которые заметно укрепились в межсезонье. Не скажется ли это на интересе к турниру?
- Законы и в НХЛ, и в КХЛ одни и те же. Есть богатые клубы, а есть бедные. Такая градация неизбежна. Другое дело, что правила могут уравнивать шансы. За океаном - это ограничения по контрактам молодых хоккеистов, которые три года играют за небольшие деньги и помогают небогатым командам занимать высокие места. У нас тоже возможна ситуация, когда в конкретном сезоне клуб с не самым большим бюджетом может показать хороший уровень хоккея за счет молодежи или людей, по тем или иным причинам не раскрывшихся или недооцененных. В этом вопросе многое зависит от политики клуба в вопросах селекции. Если вы посмотрите на плей-офф последних лет, то далеко не всегда богатые легко добивались успеха.
- За время, проведенное в Санкт-Петербурге, уже успели столкнуться с вниманием к вашей персоне на улицах?
- Люди подходили, желали удачи, просили автографы. В этом плане здесь все, как везде. Но я спокоен относительно подобных вещей. Узнали - хорошо, не узнали - тоже неплохо.
- Как оцените свою сегодняшнюю форму?
- Небольшая травма, о которой мы уже говорили, заставила отступить от намеченной программы подготовки. Но времени до сезона достаточно. Я уже сыграл один матч против "Сибири", хотя для меня это довольно рано. Обычно контрольные матчи проходят ближе к сезону, но это тоже не проблема. К старту чемпионата буду в полном порядке.
- Вашими партнерами по звену стали Чаянек и Королюк. В этом вопросе изменения будут или сочетание можно считать окончательным?
- Я всегда подчиняюсь тренерским решениям и не обсуждаю их. Мои нынешние партнеры - очень хорошие исполнители, с которыми всегда можно обсудить любые хоккейные проблемы. И еще для меня важно, что они - хорошие люди, так как в свое время довелось поиграть с несколькими хоккеистами, которым, что ни сделаешь, все плохо.
- Смит, наверное, немного слукавил на первой пресс-конференции нового сезона, когда сказал, что в СКА не будет первого звена? Трудно представить себе Яшина, выходящего во второй или третьей смене?
- Для меня это абсолютно не принципиально. Я много лет провел в системе, когда играешь строго в зависимости от того, что нужно команде. Подход к этому никак не сравнишь с советской системой, когда была безоговорочная градация на пятерки - первую, вторую… В современном хоккее это выражено менее четко.
- С момента начала предсезонной подготовки Смита одолевают вопросами, кто станет капитаном СКА. И тренер впервые проведет выборы. Готовы к тому, что партнеры выберут именно вас?
- В команде много ребят, которые в разное время в разных командах были лидерами и капитанами. Однако не столь важно, кто именно станет капитаном. Гораздо ценнее, чтобы команда стала единым целым. Случается, что даже у хороших капитанов как таковой команды нет. Но сегодняшняя атмосфера в СКА мне нравится. Я всего вторую неделю в Питере и уже ощущаю командный дух.