FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

29 апреля 2013, 00:15

"20 Кокаревых - и обыграем Канаду"

Юрий Голышак
Обозреватель

КХЛ. КУБОК ГАГАРИНА

Говорили мы за день до интересных событий. Генеральный директор чемпионского "Динамо" Андрей САФРОНОВ оказался великим конспиратором.

Я спросил наугад, без задней мысли – кто из игроков "Трактора" вписался бы в нынешнее "Динамо".

Сафронов задумался на секунду. И сказал: "Скоро ждите интересные новости". Я еще подумал: "надо же! Кого же "Динамо" хочет? Не Глинкина ли?"

Глинкин мне казался идеальным хоккеистом для этой команды.

Тем же вечером Сафронов улетел к морям, а наутро грянула буря. Ничушкин – в "Динамо"! По всему выходило, уведомил самого яркого юниора России о переходе генеральный директор "Динамо" через минуту после того, как закрылась дверь за мной. Знал бы я, задержался бы в приемной. Может, долетели какие слова.

День спустя я отправил к морям теплую SMS – необходимо что-то сказать. Такое событие.

Но что-то говорить о переходе Ничушкина директор отказался. Кто знает почему.

А до этого было вот что...

"ДВАДЦАТЬ КОКАРЕВЫХ – И МОЖНО ПОБЕЖДАТЬ КАНАДУ"

Два телефона генерального директора "Динамо" Андрея Сафронова разрывались. Сначала звонил капитан чемпионов Юрий Бабенко.

– Гуляй смело, Юра, до 12-го числа, – ответил генеральный директор.

Следом Виктор Дробыш.

– Могу, Виктор Яковлевич, дать только совковую лопату, – ответил Сафронов.

– Что просил? – переспросил я.

– Клюшку…

ТРЕЩИНЫ И ПЕРЕЛОМЫ

– Кому в вашей команде чемпионство далось особенной кровью?

– У Соина, Сопина, Конькова, Мосалева трещины и переломы кистей. Горохов играл с трещиной в голеностопе. Убедились – подтверждать тяжелее, чем завоевывать. Первый Кубок нам дороже – как первый ребенок. Тогда Яласваара шел с коробкой пива – а сейчас такого не было. Скупая радость: "Мы. Сделали. Это".

– У вас молодежь удивила. Тот же Андрей Миронов.

– Правильно ему Горохов написал на майке, а я завизировал подписью: "Мирончик, у тебя все впереди. Терпение и труд все перетрут. Учись!" Очень мужественный, правильный и настоящий. Надеюсь, прочитает и помутнения не произойдет.

– Злой такой.

– У нас вся команда злая. Свое не отдаст и на чужое посматривает.

– Вы говорили, появились у "Динамо" новые традиции.

– За два дня до начала плей-офф мы со Знарком повезли команду на Ленинские горы. В "Динамо" случаются собрания из прошлой жизни, патриотические. С призывом. Говорю им: "Ребята, отсюда начинается Москва. Позади университет, впереди вся столица. Отступать нам с вами некуда. На Ленинских горах много людей клялось в искренности, смелости и преданности, и все добивались результата. Если кто не знает про декабристов, фильм "Бригада" смотрел каждый в вашем поколении. Перед вами страна, за которую мы должны воевать". Отошли со Знарком в сторону и видим удивительное. Пасмурный день. Вдруг появляется белый голубь, садится в центр команды. Рядом с Квапилом. Знарок меня толкает в бок: "Николаич, смотри!" – "Я вижу. Это к чему-то…" Думаю, у многих наших ребят эта птица осталась на айфоне. Великий знак, команда поняла!

– Кажется, всей командой перед финалом смотрели фильмы из старых?

– Изюминка из ХК МВД, перешедшая в "Динамо". В плей-офф перед каждым соперником монтируем кадры из старых фильмов. Перед "Трактором" смотрели "Операцию "Сатурн".

– Отличное кино.

– Там много интересных диалогов. У меня уже было мало слов, а этот фильм все сказал. Еще сделаем документальное кино про этот сезон. Все расскажем. Петружалеку на шлем сразу после сирены в последнем матче установили камеру. Скоро увидите кино из "жизни сумасшедших".

– Прежде какой фильм команду особенно заводил?

– Хорошо шла "Первая перчатка". В прошлом году у иностранцев стояли слезы. В этом сезоне завел фильм "Свинарка и пастух". Битва в горах – где Зельдин защищает отару. А потом – песня про Москву.

– У вас есть ответ – почему Омск закидал вас монетами, а Челябинск в ладоши хлопал?

– Знарок – челябинский. Команда у них из своих воспитанников. Все от понимания хоккея. Второй год мы весь плей-офф проезжаем с Мальцевым. От матча до матча. В Челябинске сели, он говорит: "Вот здесь настоящие болельщики…" А Омск Мальцев до сих пор вспоминает. Мы, победители, бежали с поля битвы под градом монет.

В Челябинске был настоящий праздник. Низкий поклон людям этого города. Плакат с воробьем смотрелся великолепно. И снова все шайбы летели в одни ворота!

– Кроме последней.

– А не надо было им воробья перевешивать в овертайме за ворота Еременко. Люди хоккея суеверные. Вон, в маленьком муляже Кубка Гагарина у меня лежат четыре карамельки. Весь плей-офф держал их в правом кармане. А в левом – два телефона. Почти до мая ходил в счастливой зимней куртке. А один из наших руководителей – в пуховике.

– Так под своды арены этот пуховик.

– Насчет пуховика – не знаю, а с моей курткой ничего не выйдет. Подарил папе Знарка прямо в Челябинске. Со словами: "Наконец-то можно снять…"

– Самый интересный диалог со Знарком в этом сезоне?

(Берет телефон.) Сейчас попробую найти… Когда уехали Бэкстрем, Овечкин и Комаров, у нашего дизелька двигатель чуть затроил. Олег стал мне объяснять в каких-то деталях, почему игра не идет. Я ответил: не поэтому. Надо просто перестроиться. Вот, нашел свою SMS: "Чтоб идти вперед, всегда нужна интрига. Убери свою правоту на небольшую паузу!" В ответ пришло: "Я понял". Знарок защищал ребят, а я стоял на своем: они должны понять, что не на кого больше облокотиться.

– Кошка без премиальных не осталась?

– Сосиски питерские съела. Такие кошки не могут остаться без премиальных.

– В центральный офис ее не перевели?

– Нет, сидит на Малой арене. Ждет Знарка. Каждый должен заниматься своим делом.

У НАС ВСЕ – СРЕДНЕНЬКИЕ

– Прежде была рубрика "Капитан о своей команде". Давайте про некоторых персонажей из нынешнего "Динамо".

– Кто вас интересует?

– Бабенко, например.

– Очень человечный, правильный. Сотрудники клуба вспоминают о нем с большой добротой. Расставаясь с ХК МВД, явился в офис с коробкой шампанского, конфетами и фруктами. Раздал девчонкам клуба и бухгалтерии. Вчера снова пришел с шампанским в офис. Вроде ничего особенного – а за всю нашу историю таких случаев было два-три. Настоящий капитан.

– Новак, мне казалось, такой же.

– Новак это вообще очень русский человек. Хоть и иностранец. Совсем русский характер.

– Мосалев?

– Это Сушинский для "Динамо". Трудом и большим терпением всего добился. Никто не верил, а он: "Я все равно буду…" "Динамо" без Мосаля себя не мыслит. Думаю, Магнитка кусает локти – почему когда-то такой игрок был там списан с корабля.

– Наверное, тогда поверил, что он действительно игрок средненький.

– А у нас все – "средненькие"!

– Цветков?

– После окончания чемпионата мне супруга сказала: "Цветков-то как изменился, стал взрослым. Серьезный, ответственный". Уходил он из "Динамо", как я люблю выражаться – "одной ногой пишет, другой зачеркивает". В какой-то момент у него голова закружилась – а сегодня он настоящий. Вскочил на последнюю подножку уходящего поезда. Я ребятам сказал про Цветкова и некоторых других: "При Советской власти дважды Героям ставили бронзовый бюст на родине. Так вот вы бьетесь за бюст, а они за ту шапку, которую не получили в прошлом сезоне. Помогите Цветкову, Касянчуку, Князеву…"

– Кокарев.

– Дениска – трудоголик. Двадцать Денисов Кокаревых, и можно обыгрывать сборную Канады.

– Какую мелочь не учли, приглашая Гюнге? Что было не так?

– Гюнге начал очень сильно, отыграл с блеском Кубок мэра. Начало чемпионата – такое же. Потом заболел, и выяснилось – парень мнительный. А в этой команде надо терпеть. Когда выздоравливаешь – ждать места.

– Мягковатый?

– Нет, тут другое. Жизнь в России нельзя начинать с интервью: "Я не собираюсь учить русский мат". На русском мате мы выиграли все войны и запустили Гагарина в космос. Словом, не подошел нам Гюнге.

ЕРЕМЕНКО – СОИН – 55:45

– Еременко в сборной нет. Вам не странно?

– Я прекрасно понимаю Билялетдинова: "Уверен в этих, пойду дальше с ними". Знарок такой же. У Еременко все в порядке – два года подряд MVP.

– Против ЦСКА для вас с неожиданной стороны открылся Соин. А против "Трактора"?

– Квапил и Петружалек. Яша попал в запас – я к нему подошел: "Друг мой, здесь команда бьется от "а" до "я". Не нравится – сиди и смотри". Он понял. Еще удивил тот же Серега Соин. Ему не низкий, а нижайший поклон. С переломом фаланги пальца сыграл великолепно. Я бы еще подумал, кому давать MVP.

– Сами дали бы Соину?

– Еременко – Соин, 55:45. Вот так. Когда приглашали, он был лидером "Северстали", капитаном, но до сегодняшнего блеска было далеко. Оказался бриллиантом.

– Не считая Артема Чернова, самый большой нераскрывшийся талант в "Динамо" за последние годы?

– Мне очень жаль, что не получается у чемпиона мира среди молодежи Никиты Двуреченского. Но самая большая зарубка – Чернов. Огромный талант. Даже не знаю, где он сейчас.

– Вы смотрели на "Трактор". Какой их хоккеист точно вписался бы в вашу особенную модель игры?

– Там много "рабочих" ребят, которые нравятся и мне, и Знарку. Глинкин, Карпов, Попов… Есть над чем работать. И есть кем. Думаю, позже узнаете много нового и интересного.

"МАГНИТКА" И ВИТОЛИНЬШ

– "Зенит" начал омоложение с Семака. Те, с кого начнете омоложение вы, уже об этом знают?

– Недавно разговариваю с Олегом Куприяновым: "Очень хочется омолодиться и пойти через 2 – 3 года на новый результат". А он ответил: "Омолаживаться надо, но не так, как хотите вы. Если резко – можно упасть и больше не подняться. Только точечно, оставляя костяк команды. Чтоб приходящие знали, кто вожак".

– Есть мысли, как праздновать чемпионство?

– Вообще никаких мыслей. Пустота и усталость. Вернусь 2 мая – и мысли побегут. Пока даже победные фотографии в компьютере не желаю пересматривать. После финала случалось так – вскакиваю в 3 часа ночи. Ставлю чай, заснуть не могу…

– Было что-то в прошлогоднем празднике, что не очень понравилось?

– Общепит. Ребята заслуживали другого стола.

– В нынешней победе есть ложка дегтя?

– Маленькая-маленькая. Не получилось феерического праздника с прилетом, как год назад. Во Внукове болельщики нас встречали у трапа, летчик махал динамовским флагом, Кудашов вынес кубок… А сейчас приземлились в Шереметьеве – и никаких болельщиков у трапа. Нас отвезли на автобусе, прошли стеклянный коридор и только там попали в руки встречающих. Немножко нас подвела компания-перевозчик.

– Кто в чемпионском самолете особенно хорошо пел?

– Пели в прошлом году. В этом – спали.

– В прошлом году к вам пришел прощаться Горохов, собрался в Ярославль. Вы удержали. Сейчас не придет с новыми прощаниями?

– Вот это – не знаю. Большой вопрос.

– Про то, как у вас пытались увести Знарка, все знают. Витолиньша переманивали еще чаще?

– Точно знаю, что пыталась Рига, "Лев" и Магнитка. Но пытаться-то можно все что хотите.

– Магнитка?!

– Мне звонил уважаемый агент, сказал: "Геннадий Величкин очень хотел видеть Витолиньша главным тренером".

ДИЗЕЛЬ ДОЕХАЛ

– Что такого есть в Знарке, чего нет в других тренерах?

– Скажу так: встретились два одиночества…

– Как интересно.

– …развели у дороги костер. А костру разгораться не хочется. Но они его заставили гореть. Знарок, как и Сафронов, не привык проигрывать. Любыми путями выиграть – хоть с матом, хоть с художественной литературой.

– Знарка видно не было из-за бороды. А вы брились.

– Зато не стригся. И Мальцев тоже. Говорил: "Я таким заросшим даже в молодости не был".

– Помните первую зарплату Знарка в ХК МВД?

– Помню. Но не скажу.

– У Шуплера в Риге было, кажется, 12 тысяч евро.

– У Знарка даже меньше. Ведь 15 тысяч долларов – это меньше?

– Меньше.

– Я вам ответил, а закончим не деньгами. Вот что скажу: "Легенда №17" – величайший фильм. Я смотрел и думал: нынешнее "Динамо" – частичка советского хоккея. Никто в нас не верил. Никто не писал про "Динамо". А этот дизель на солярке пыхтел. И доехал.