27 октября 2014, 20:30
Самый полезный и результативный защитник ЦСКА в интервью "СЭ" рассказал о первых шагах в спорте, поделился впечатлениями о своей нынешней команде и планами на следующий сезон
В ЦСКА НУЖНО ПРИХОДИТЬ ГОТОВЫМ ИГРОКОМ
22-летний Никита Зайцев – товар штучный. Защитники такого плана – с катанием от Павла Буре, пластичный, праворукий, резкий и техничный – в КХЛ наперечет. В атакующем потенциале с ним могут соперничать разве что Кирилл Кольцов и Виктор Антипин. При Дмитрии Квартальнове Зайцев всегда на первых ролях – так было в "Сибири", так сейчас и в ЦСКА.
– Мне крайне симпатична игра защитника "Вашингтона" Майка Грина, – признавался Зайцев еще до дебюта в КХЛ. – Мне тоже нравится участвовать в атаках, выходить в большинстве. Но как защитник я не должен забывать и о своих обязанностях в обороне. Если хочу играть в КХЛ и НХЛ, нужно стать сильнее, набрать мускулатуру и ждать своего шанса. Верю, что у меня все получится.
И ведь действительно получилось.
– Катание мне ставил первый тренер Сергей Иванович Касьянов – он до сих пор в школе "Крыльев" с детишками занимается, – вспоминает Зайцев. – Плюс родители возили к тренеру Владимиру Крамскому на дополнительные занятия. Наконец, в Чехию ездил на специальные сборы над катанием работать.
– Игорь Расько – тренер, выпустивший вас из школы "Крылья Советов", рассказал, что в команде вы были самым худым.
– Так и есть. Разве что Саша Федосеев со мной мог посоревноваться. Я никогда не был крупным. Только годам к 18 начал мускулатуру набирать.
– В ЦСКА так же, как в НХЛ, надо попадать созревшим, а не молодым?
– Чтобы действительно играть, а не сидеть на лавке, то да, нужно быть готовым, а не перспективным. Особенно сейчас, когда клуб ставит серьезные задачи.
– В этом плане то, что на драфте КХЛ вас взял не топ-клуб, а середнячок "Сибирь", – идеальный вариант?
– Да. В Новосибирске помогли начать взрослую карьеру, давали расти постепенно.
– Слышал, что после драфта в Новосибирске вас встретили по-королевски, чуть ли не машиной у трапа самолета.
– Помню даже, с кем летел тогда. Это Михаил Анисин, Владимир Логинов, Алексей Шкотов. Сразу в отель отвезли, а там разложен полный комплект спортивной формы, экипировали с ног до головы.
"КРЫЛЬЯ" НЕ ЗАБЫВАЮ
– Самые яркие воспоминания за три сезона в "Сибири"?
– Пожалуй, чемпионство с молодежной сборной. И, наверное, последний сезон, когда капитаном назначили. Команда дружная была, в плей-офф с "Авангардом" семь матчей провели, чуть-чуть не хватило.
– Недавно в Новосибирск с ЦСКА приезжали, так вас арена овациями встретила.
– Сумасшедшие ощущения, не передать словами. Хорошо, что есть хотя бы один город в России, где меня все любят. Ну, по крайней мере, восемь тысяч – точно. А как болеют! Кричат, поют, топают ногами. Атмосфера потрясающая. Для полного счастья только новой арены не хватает.
– Родные "Крылья" не забываете?
– Раз в год в межсезонье всегда захожу во дворец. Раньше брат Арсений там тренировался. Надеюсь, возродят клуб.
– Арсений по вашим стопам пошел?
– Нет. Хочет быть вратарем, в школе "Пингвины" занимается. Ему восемь лет, пока у него не особо получается.
СОСТАВ АРМЕЙЦЕВ ПОМОЛОДЕЛ
– Дмитрий Квартальнов такой же, каким был в "Сибири"?
– В принципе да: те же требования, правила. Эмоционально очень сильный человек, фанат своего дела, отдается работе полностью.
– ЦСКА прошлогодний и нынешний - будто две разные команды.
– Во-первых, состав помолодел, сейчас костяк состоит из игроков, которые, что называется, в самом соку. Плюс другая система игры, правила жизни. И главный тренер теперь по-русски с командой общается, а это более эффективно в плане донесения им своих идей.
– Почему, на ваш взгляд, в прошлом сезоне у Джона Торчетти не сложилось в ЦСКА?
– Мне кажется, североамериканская система не подходит для наших людей, "коробок", самого хоккея. Возможно, чуть позже она заработает.
– Как вам новые удлиненные зоны?
– Не почувствовал особой разницы. А вот гибридный проброс – другое дело. Постоянно назад бегать надо, да я и сам им пользуюсь: забрасываю шайбу вперед, если вижу, что наш нападающий может догнать ее первым.
– Выступление ЦСКА в нынешней регулярке впечатляет: 17 побед в 21 матче – сто лет такого не было.
– Это и работа, и удача, и мастерство ребят. Наконец, мы провели отличную предсезонку, с первых матчей начали выполнять установку тренера.
– Кто из соперников на старте сезона доставил больше всего неприятностей?
– "Сибирь". Наглая, скоростная команда, отменно готова физически. У Питера понравилось нападение.
– А как же "Ак Барс", "Магнитка", которые вас обыграли?
– Чего ждали от них, то и увидели. В поражениях сами виноваты.
– Многие болельщики жалуются на календарь. Мол, неинтересно, когда одни и те же команды в гости приезжают. Что скажете?
– Нынешний календарь хоккеистам вполне подходит. Физически тяжело со всеми в два круга играть – слишком много перелетов.
ЛЕТОМ СОБИРАЮСЬ В НХЛ
– Вы один из самых стабильных защитников лиги, но в сборной толком никак не закрепитесь. Почему?
– Об этом лучше спросить у тренеров. Когда Зинэтула Билялетдинов вызывал, недостаточно опытный был. Когда Олег Знарок в Минск пригласил, неважно себя чувствовал после скомканного сезона: не хватало ни сил, ни эмоций. В этом сезоне постараюсь закрепиться.
– На приеме в Кремле из рук президента России вы получили орден за победу на ЧМ-2014, а золотой чемпионский перстень вам, в отличие от других триумфаторов, почему-то не дали.
– Не заморачиваюсь по этому поводу. Не считаю, что слабее тех ребят, которые играли, когда я сидел на трибуне в Минске. Но у других людей свой взгляд. Это нормально. Мое дело – работать.
– Впереди Кубок "Карьяла", куда вас должны вызвать.
– Пока о сборной не думаю, сосредоточен на ЦСКА. Вот вызовут, тогда переключусь.
– После окончания прошлого сезона вы собирались попробовать силы в НХЛ. Говорили о "Филадельфии", о трехлетнем контракте.
– В Филадельфии меня давно ждут, с руководством "Флайерз" постоянно на связи. Я мог уехать туда летом, но решил остаться, так как Квартальнов в ЦСКА пришел. Контракт с армейцами будущим летом заканчивается, так что собираюсь поехать в НХЛ. Раньше за океаном у меня были любимые игроки, а сейчас уже никого не осталось. Я их всех рассмотрел, и оказалось, что нет там кумиров.
– Любимый 22-й номер и в НХЛ сохраните?
– Хотелось бы. Под этим номером играю с детства. Когда с другом-соседом ходил в "Крылья" на тренировки, его отец купил два свитера – 21-й номер и 22-й. Мне дали 22-й. С того дня этот номер для меня счастливый.