5 марта 2019, 22:00
КХЛ. Кубок Гагарина-2019. 1/4 финала. Западная конференция.
Четвертый матч. "Спартак" - СКА - 2:3 ОТ. Счет в серии - 2:2
Все мои коллеги из отдела хоккея написали замечательные тексты о судействе в четвертом матче серии СКА – "Спартак". Единственное, что явно просматривается в их заметках – пристрастие. Кто-то болеет за "Спартак", кто-то против СКА, кто-то – за интригу в плей-офф, так как армейцы Петербурга, положа руку на сердце, явно сильнее красно-белых. Мне лично наплевать и на одних, и на других, но хоккей мне интересен, и я с удовольствием порассуждаю о нынешнем плей-офф абсолютно беспристрастно.
Что нового о хоккее мы узнали из поступка судьи Николая Акузовского, пославшего на три буквы вратаря Гудачека и в довершении всего назвавшего его ослом? Если вы недавно смотрите хоккей, или давно, но редко, то конечно, такое поведение судьи для вас – явное откровение. Я не работаю плотно с хоккеем, но слежу за ним очень давно. Так вот, такие случаи в игре происходят сплошь и рядом много лет подряд. В НХЛ судья так же жестко может приложить как игрока, так и чересчур эмоционального тренера. Вообще, за океаном немного другое восприятие человека в полосатом. Там его персона скорее равна представителю закона, например, полицейскому. А попробуй в Америке ослушаться полицию – на практике такое лучше не проверять.
Попрошу комментариев у @khl, готов ли ваш арбитр прийти на трибуну и повторить то, что читается по губам? А самое главное, как часто он ходит туда, куда отправляет Гудачека. К кому, мы знаем pic.twitter.com/IKdHbeVnYs
– maksspartak (@maksspartak) 4 марта 2019 г.
В нашей стране арбитр – это изначально всеобщий объект для унижений. Болельщиков, тренеров, игроков. "Слышь", "алё", "иди сюда", "ты поплыл?", "тебя надо снять с игры" – уже не просто неуважительные выражения – это фразы тренеров, еще с советских времен ставших классическими при обращении к судьям. Иногда арбитры не выдерживают и отвечают хоккеистам так же жестко, как и сами игроки на протяжении всего матча обращаются к ним.
Вот редкий пример, попавший в СМИ, но давно позабытый. В 2011 году судья грубо ответил 19-летнему Жене Кузнецову, будущей суперзвезде НХЛ. Было это в матче "Авангарда" и "Трактора".
– Здорово помериться силами с таким сильным соперником, как "Авангард". Я сам здесь играл, мне приятно выступать на этом льду… Но вот кто оставил немного двоякое впечатление, так это судья. Я ему задаю вопрос, а он меня посылает на три буквы! Два раза сегодня было! Я не намерен это терпеть, нужно как-то решать эти вопросы. Мне 19 лет, но это не значит, что меня можно посылать. Это некрасиво – я ему на "вы", а он в ответ такое. Жизнь-то продолжается, где-нибудь ещё с ним обязательно встретимся, – сказал тогда Кузнецов официальному сайту "Трактора".
Судила ту встречу бригада Алексея Раводина и Дениса Наумова. Судя по замашкам, сделал это именно Раводин. Любопытно, что именно он вместе с Акузовским обслуживал тот самый матч "Спартака" и СКА. Потому что именно в словах Николая чувствуется влияние старой школы.
Вспомним и другой эпизод. Когда арбитр Акузовский работал в КХЛ первый год, ему в голову игрок кинул клюшкой. Сделал это Лукаш Кашпар в матче его "Югры" против "Северстали". Чешский легионер, играя в меньшинстве, принял на себя шайбу, скорчился от боли и упал. Шайба осталась у череповчан, и судьи, в частности, Акузовский не остановили встречу.
Помимо правил хоккея есть и судейские установки. Если нет явной травмы, последствия которой могут быть тяжелыми, судья может не останавливать встречу. Например, когда тяжелую травму получил Сергей Калинин в матче "Авангарда" и "Барыса", игроки обеих команд, несмотря на то, что шла игра плей-офф, разом прекратили игру и бросились на помощь к Сергею. То есть, такие моменты сразу видно.
Часто бывает, что защищающимся игрокам прилетает в меньшинстве по ногам, но они встают и на одной ноге продолжают встречу. Иногда такое происходит в ситуации "три на пять", но судьи и не думают свистеть. Так что Акузовский поступил правильно, за что ему чуть не прилетело клюшкой по голове – он просто вовремя увернулся. А злоба, как известно, имеет свойство накапливаться.
Официальные лица не имеют право грубить
В довершении темы про осла. Я полностью согласен с мнением Михаила Зислиса, что официальные лица так себя вести не должны. Приведу слова главного арбитра КХЛ Алексея Анисимова:
– Отмечу, что любой хоккеист – это касается не только Гудачека – не имеет права оспаривать судейское решение, каким бы оно ни было. Для этого по правилам хоккея есть капитан, который может подъехать и обсудить эпизод. Но, конечно, этот эпизод Николая не красит.
Судьи – официальные лица, от которых никогда не ждут подобного, но есть и другая сторона медали – с арбитрами тоже иногда пытаются общаться таким образом, и на это тоже надо обращать внимание. Николай лояльно отнесся и не стал удалять вратаря. Хотя было понятно, что не в очень приятной манере ему что-то высказывали. В другой ситуации Гудачек мог бы получить и дисциплинарный штраф. Мы неоднократно просили арбитров быть поспокойнее.
У меня, как и многих болельщиков, очень часто возникают вопросы к судьям. Но к чести главного арбитра, который в столь горячие деньки не стал прятаться от коллеги по "СЭ" Сафина, а ответил на вопросы, Анисимов объяснил все четко. Вопрос остался только к Акузовскому – если на тебя так сильно давит игрок, явно нарушающий правила хоккея, его нужно удалить до конца игры. И не так важно, что это ответственейший матч плей-офф, а перед тобой – основной вратарь.
Действуй профессионально, как судья: либо удаляй, либо молчи. Вот именно за это Акузовский и пострадает. Но по-человечески его понять можно. "Факи", аппеляции, оскорбления он с 99-процентной вероятностью слушал от игроков "Спартака", а, может даже, и от СКА, весь матч. То есть, Деточкин, конечно, виноват, но он – не виноват. Пожалейте его, товарищи читатели.
Кубок Гагарина-2019: сетка, расписание и результаты игр плей-офф КХЛ