FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

31 августа 2017, 16:00

"За "Спартак" болеет вся Россия". Ржига - о красно-белых, СКА и уровне КХЛ

Евгений Белоусов
Корреспондент
Один из самых харизматичных тренеров КХЛ Милош Ржига, тренировавший красно-белых, "Атлант", СКА и "Авангард", а ныне возглавляющий "Слован", поделился мнением о развитии лиги

КХЛ ДВИЖЕТСЯ ВПЕРЕД НЕБОЛЬШИМИ ШАГАМИ

– Вы начали сезон с двух поражений при разности шайб 4-16 (разговор состоялся в прошлую субботу. – Прим. "СЭ"). Успеете нагнать соперников?

– Каждая секунда на вес золота, а каждый день – ценой в неделю. Такого в моей карьере еще не было, но это отличный опыт. За этот месяц нам нужно подготовить костяк команды, чтобы потом не думать о будущих приобретениях. Мы ведь продолжаем комплектоваться. По сути, продолжается предсезонная подготовка. Первые три недели мы начали с юниорами, а сейчас приходят все новые хоккеисты, у которых не было игровой практики. Мы все делаем, чтобы "Слован" составил достойную конкуренцию.

– В КХЛ вы работаете с самого ее основания. В последние годы не наблюдаете тенденции к спаду ее уровня?

– Считаю, что лига движется вперед небольшими шагами. Сначала был большой бум, когда хотели подняться до уровня НХЛ. После финансового кризиса уровень немного понизился, а сейчас все стабилизировалось. Некоторые участники покинули лигу, но их заменили новые команды.

– Как отнеслись к исключению "Кузни"?

– Если у "Металлурга" все было в порядке, то жаль терять такой клуб. Чем больше стабильных команд, тем больше молодых смогут раскрыться. Даже если команда претендует только на невысокие места.

– Почему тогда считаете, что лига прогрессирует?

– В КХЛ остались звезды – Дацюк, Мозякин и Ковальчук, каждый год приходят известные иностранцы и открываются молодые таланты. Организация в клубах на высоком уровне.

– Российские игроки НХЛ возвращаются, в основном, в два армейских клуба.

– У ЦСКА и СКА широчайший выбор исполнителей. Посмотрим, преследуют ли они больше интересы сборной или же скупают всех лучших, потому что позволяет бюджет. В любом случае хоккеистам нужна игровая практика, поэтому полезнее было бы всех кандидатов рассредоточить по 10 командам. Они бы развивались сами и поднимали бы уровень лиги. Выбор у тренеров сборной стал гораздо шире.

– Вам в стартовом матче было интересно противостоять СКА?

– Я не думаю, что против питерцев у нас нет шансов. Просто у нас продолжается предсезонка, и мы не были готовы к матчу. Можно играть даже с суперзвездами из СКА, они тоже люди, но серию у них вряд ли возьмешь. Когда тренировал "Спартак", в Питере была колоссальная команда, а мы дважды выбили их из плей-офф. Просто нужна подготовка, уверенность и дисциплина, а еще равные условия.

– Вы – про судейство?

– Нет. Посмотрите на календарь других команд. У одной – пять выездных матчей, у другой – спокойный график без заскоков.

– В "Словане" пытались согласовать с лигой изменения по вашему календарю?

– Каждый год мы сталкиваемся с этими проблемами, как и другие клубы. Все идет от загруженности ледового дворца. КХЛ могла бы чуть больше слушать клубы при составлении календаря, чтобы всем было комфортно.

Милош РЖИГА и Олег ЗНАРОК. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Милош РЖИГА и Олег ЗНАРОК. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

НАЧИНАЕМ СО "СЛОВАНОМ" НОВУЮ ЭРУ

Штепанек, Мазанец и Янус – голкиперы серьезного уровня. С основным вратарем еще не определились?

– Чемпионат стартовал, но комплектовать команду мы продолжаем. В межсезонье ушло 90 процентов игроков, и мы подбираем новых. Конечно, у нас пока трое классных вратарей. С прошлого сезона остался только один защитник, все остальные – новички. Недавно вернулся Кэм Баркер. Делаем все, чтобы еще больше усилить команду, и это принесет результат. Матчи с такими сильными командами, как СКА и "Локомотив", идут только на пользу. Лучше поучиться на ошибках в играх с фаворитами, чем с командами твоего уровня.

– Почему решили подписать Симона Депре, в прошлом сезоне практически не выступавшего из-за травм?

– Нам было известно о сотрясениях, из-за которых Депре не играл, но до травм он здорово показал себя. У нас не так много денег, чтобы потянуть запросы Стефана Эллиотта, который тоже был в нашем списке. На такую зарплату мы подпишем двух-трех игроков.

– Вместе с Депре приехал израильтянин Элизер Щербатов.

– Эти двое шли в паре. Одним из условий подписания канадца был контракт с Щербатовым. Мы дадим ему шанс закрепиться в первой команде. Если не получится, отправим в фарм-клуб.

– Как отразился на "Словане" уход генерального менеджера Мароша Крайчи?

– Время покажет. Марош проделал огромную работу – подготовил всю организацию к выступлению в КХЛ. Сейчас на этих наработках мы начинаем новую эру. Всегда после ухода такого человека из клуба люди будут говорить: "Если бы был Марош, то не проиграли бы СКА 1:7". Все привыкли к нему, и трудно переходить к новому руководству.

ПИССУАР В РАЗДЕВАЛКЕ ПОМОГ РАЗРЯДИТЬ ОБСТАНОВКУ

– Два года назад писали, что в раздевалке "Слована" установили писсуар. В него до сих пор макают клюшки?

– Уже нет. Помню, когда пришел в команду мастеров, игроки тогда по собственной инициативе макали клюшки в ведро. В "Словане" мы долго не могли забить, и та шутка с писсуаром просто разрядила обстановку. Потом его сразу вернули в туалет. В России же иногда зовут батюшку, который освещает клюшки, но это нельзя сравнивать (улыбается). Хоккей – тяжелая работа, но спорт должен приносить радость. Нельзя просто "убивать" игроков. Нужно разряжать ребят психологически, радоваться и учиться.

– Почему вы стали менее эмоциональным в последние сезоны?

– Эмоциональность осталась, но сейчас этим ничего не добиться. Зачем же тратить нервы? Да и нельзя подводить команду. Лучше отпустить ситуацию и потерпеть. У меня контракт до конца сезона, и я чувствую себя комфортно. Руководство раскрывает передо мной все карты. Результата пока нет, но все понимают сложившуюся ситуацию. Мы делаем все, чтобы вернуть "Слован" к прежним высотам, а болельщиков – на трибуны.

– В декабре вы говорили, что иностранцы лучше переносили финансовые проблемы "Слована", чем чехи и словаки.

– К нам перешел игрок, который после двух матчей стал жаловаться на боль и отказывался играть. Именно от таких хоккеистов информация о наших финансовых проблемах стала достоянием общественности. Все понимали, что проблемы были не только у нас. Клуб – это семья, и мы всегда честно рассказывает игрокам о проблемах с бюджетом, хотя в "Словане" всегда рассчитываются по зарплате за полгода или год, но об этом же не пишут. Мы не удерживаем игроков, а по-честному предлагаем им сменить клуб.

– Сейчас ситуация стабилизировалась?

– В этом году мы нацелены не только успешно выступить в КХЛ, но и вывести клуб на самоокупаемость, чтобы в следующий раз начать комплектоваться не в июне, а в конце чемпионата. Мы готовы сделать серьезный скачок в ближайшие два сезона, и хотим сделать клуб привлекательнее для всех игроков лиги. Если выйдем на "ноль", сможем составить конкуренцию лидерам КХЛ. В Словакии "Слован" всегда был чемпионом, все его уважали и ненавидели, как "Спарту" в Чехии и ЦСКА в СССР.

Милош РЖИГА. Фото Валерий ДУДУШ, photo.khl.ru
Милош РЖИГА. Фото Валерий ДУДУШ, photo.khl.ru

ИСПОЛНИТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЯГРА И РАЙХЕЛА В ЧЕХИИ ПОКА НЕТ

– С чем связан кризис в словацком хоккее?

– Началось все с ухода Юрая Широки, возглавлявшего федерацию и "Слован" более 20 лет. Он руководил организациями не только с помощью своих денег, но интуицией и харизмой. Из сборной ушли сильные игроки, и результат пропал. Три команды покинули Экстралигу из-за нестабильности и отсутствия призового фонда. Словацкие хоккеисты перебираются в Чехию, Швейцарию, Швецию, Финляндию и КХЛ, молодые сбегают в Швецию и Америку.

– Как исправить положение?

– Во все клубы пришли бывшие игроки, однако им нужно немного поучиться, ведь хоккеист – это не тренер и не функционер. Новым людям нужно время, чтобы вникнуть в работу и вернуть словацкий хоккей на высокий уровень. На пост генменеджера сборной пришел Мирослав Шатан, но ему нужно собрать команду единомышленников, которая будет заниматься возвращением словацкого хоккея к прежним высотам. Проблемы нужно решать сообща.

– В Чехии смена поколений прошла более плавно.

– Да, там мы среагировали чуть раньше. Старая гвардия потихоньку уступила место в руководстве хоккейного союза. Бывшие игроки постепенно подключаются. Организация осталась на высоком уровне, но упало качество исполнителей. Исполнителей уровня Ягра и Райхела пока нет.

Пастрняк, Жадина, Хытил могут со временем стать звездами НХЛ?

– Да, но их стало значительно меньше из-за падения наборов в школы. Нужно работать. Раньше в команду 6-летних приходили 120 детей, из них выбирали половину, а сегодня – всего 30, у которых может не быть спортивных данных. У нас нет столько детей и клубов, как в России.

В СТРАНАХ БЫВШЕГО СОЦЛАГЕРЯ СПОРТ И ПОЛИТИКА НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ

– Хотели бы еще поработать с российским клубом?

– Конечно. Просто одно время существовал негласный запрет на приглашение иностранцев. Хотя я уже могу себя считать русским (смеется). Мне очень нравилось здесь работать. Очень импонируют российский хоккей и ваш менталитет. В первую очередь нужна заинтересованность со стороны клуба. С "Салаватом" недавно все оставалось на уровне слухов, и до конкретных предложений не дошло.

– Рады, что главным тренером "Спартака" стал хорошо знакомый вам Вадим Епанчинцев?

– "Спартак" был моей первой длительной работой. Это больше, чем "Слован" для Словакии. Нужно было поднять команду и великое имя. За красно-белых болеет вся Россия. Всегда рад увидеться со Старшиновым, Шадриным и Якушевым. Сейчас туда пришли люди из Мытищ и Воскресенска. Для Вадика, Андрея Потайчука и Вити Костюченка – это прогресс. Здорово, что "Спартак" дал шанс своим воспитанникам.

– Кого назовете самым мастеровитым хоккеистом, с которым вы работали в КХЛ?

– Серегу Мозякина. Это хоккеист с "большими глазами" и блестящей техникой. Начал работать с ним в Мытищах, когда команда шла на 20-м месте. Перед этим он всегда здорово выступал в регулярке, но в плей-офф пропадал. Я был первым тренером, который посадил Мозякина на лавку, несмотря на почти 500 матчей в лиге. Он прекрасно все воспринял, и вскоре начал здорово выступать и в плей-офф. Сергей видит, как работают остальные, и не отстает. Год за годом он остается одним из лучших в КХЛ и продолжает давать результат.

– Тогда ваш "Химик" стал открытием сезона в Суперлиге.

– Мы его собрали из хоккеистов, которых погнали из других команд. На первой тренировке у всех было по 20 килограммов лишнего веса, а я подумал: "Что я здесь делаю?" (улыбается). Но потом они провели гигантскую работу, все начали играть, и вскоре многих взяли богатые клубы. Всегда уважал людей, готовых биться за команду.

– Несмотря на приближение 60-летнего юбилея, желания работать у вас предостаточно.

– Мотивация не уходит. Когда приезжаешь в команду и видишь желание ребят, то это заряжает тебя как аккумулятор. Поработав с ними какое-то время, ты уже готов сделать все, чтобы парни сделали все возможное и невозможное. За что берусь, нужно доводить до конца. Остается желание добиться успеха и учить – не только играть, но и работать. Если перед игрой поздоровается игрок, которого тренировал в эти 10 лет, хочется продолжать. Многие же не верили, что могут выступать на высшем уровне. Нынешние игроки уже не проходят через нагрузки, которые мы давали раньше.

– Какие основные тенденции развития современного хоккее вы заметили, помимо снижения нагрузок?

– Игра стала быстрее, организованнее и агрессивнее, мы уходим от драк. Проходных матчей практически не стало, даже выставочных. Иностранной команде нельзя проигрывать русским. В хоккей приходят бизнесмены, которые далеки от спорта. Лига идет вперед, но нужно развивать молодых игроков и фарм-клубы, чтобы не так много выпускников школ завершали карьеру.

– Недавно китайцы заявили два клуба в ВХЛ.

– Они идут по своему пути. В Словакии они организуют олимпийский лагерь, в котором будут готовиться 80 китайских игроков с 14 лет. Все это идет от экономики. Думаю, за политикой нельзя забывать о спорте. Тем более в странах бывшего соцлагеря эти два направления неразрывно связаны.