Послематчевое общение тренеров с журналистами в большинстве клубов НХЛ регламентировано пресс-службами достаточно строго. Вопросы — только по завершившемуся матчу, а все более глобальное — после тренировок, в дни между матчами.
И все же несколько вопросов о российских хоккеистах «Лос-Анджелес Кингз» — одном бывшем и одном нынешнем — задать их главному тренеру удалось. Тодд Маклеллан, конечно, пребывал далеко не в эйфорическом настроении — только что его команда, один из аутсайдеров Западной конференции, дома потерпела очередное поражение. Причем далеко не от фаворита: «Коламбус» по составу сейчас далеко не тот, которым был в прошлом плей-офф, без Панарина и Бобровского, Дюшена и Дзингела. И еще без половины оставшихся хоккеистов, которых выкосил дикий вал травм, — включая ведущего форварда Аткинсона и оставшегося основным голкипером экс-дублера Бобровского Корписало.
Тем не менее команда, в которой 24-летний новичок НХЛ Владислав Гавриков уже уверенно занял положение защитника второй пары (к первой, созданной из монстров Джонса и Веренски, пока не подберешься) и в этом матче даже перешел отметку в 20 минут, идет очень близко к зоне плей-офф — исключительно, как говорится, на морально-волевых. Джон Торторелла проделывает почти невероятную работу.
А Маклеллан пытается построить новый «Лос-Анджелес», при этом не имея возможности ничего сделать со старым чемпионским высокооплачиваемым костяком, который с их многолетними контрактами, перегретыми (по уважительной двукратно чемпионской причине) зарплатами и пунктами на запрет обмена уже годами никуда не сбыть. Уезжать же из Города ангелов с его климатом и тусовкой ни один ветеран, у которого в этих благословенных условиях живут семьи и растут дети, по доброй воле не захочет. Особенно если они уже все в этой жизни выиграли — в отличие от Ильи Ковальчука.
И если вокруг Анже Копитара и Дрю Даути (и то у которого «минус 10») еще можно что-то строить, то Джонатан Куик, Джефф Картер («минус 12») и Дастин Браун — да, легенды, двукратные обладатели, но уже давно из царства хоккейных теней. Они явно держат раздевалку, но держать игру давно уже не в состоянии. И есть при этом в команде Ковальчук или нет, имеет мало значения.
Тем не менее выглядел в этот вечер «Лос-Анджелес» по игре небезнадежно, даже перебросав «Блю Джекетс» в полтора раза и насоздавав немало моментов. Неплохо смотрелся и Николай Прохоркин, которого Маклеллан поставил в одно звено к тем самым «дедушкам» — 35-летним Картеру и Брауну. Видимо, чтобы добавить им в тройку хоть какой-то молодой энергии — хотя и россиянину, пусть и дебютирующему в этом сезоне в НХЛ, уже 26. Раза три-четыре за игру очки Прохоркин мог набирать вполне, действуя в этих эпизодах достаточно остро, технично и агрессивно. Но переиграть латыша Элвиса Мерзликина так и не сумел. А пару раз здорово открывался в свободных зонах под пасы чуть назад, но партнеры тонкости не оценивали, попросту не замечали.
Мне вдруг подумалось, что в этом матче друг против друга играют два олимпийских чемпиона Пхенчхана-2018 — оплот обороны той команды Гавриков и центрфорвард третьего звена, автор дубля в ворота сборной США Прохоркин. Всего их сейчас в НХЛ четверо, и все экс-питерские армейцы — еще Ковальчук с Никитой Гусевым. Тогда как у Егора Яковлева с Богданом Киселевичем в прошлом сезоне не задалось, и они вернулись в Россию. Если с Гавриковым этого летом не произойдет на сто процентов, то с Прохоркиным — думаю, на 70-80.
Первый на два года моложе и адаптируется к НХЛ предсказуемо легче (ярославца и до отъезда уверенно называли самым готовым к лучшей лиге мира российским защитником), но и второй очевидно превосходит ожидания большинства экспертов. По крайней мере, ни о каком возвращении в КХЛ, право на которое у Прохоркина теоретически есть с 1 ноября прошлого года, речи в принципе не идет. И хотя среднее игровое время у него чуть больше 12 минут, в последнее время эта отметка держится в районе 15, а с «Баффало» он отыграл даже больше 17.
Правда, 13 матчей подряд без голов — ничего хорошего в этом для Прохоркина, до того забросившего три шайбы за четыре встречи, конечно, нет. Но 15.02 среднего игрового времени в увиденном мною из ложи прессы полупустого и вяловатого Staples Center говорят о том, что доверие Маклеллана к россиянину — по-прежнему есть.
На эту тему мы с ним тоже поговорили. О Ковальчуке же, и то с огромным трудом по приведенной выше причине, удалось задать только один вопрос. Сам же Маклеллан, известный своей общительностью еще со времен «Сан-Хосе», к счастью, его развил, но выяснить хотелось гораздо больше. Может, это еще и удастся — пока же читайте то, что есть. И учтите, что вопроса на тему того же Ильи, который был бы сформулирован негативно и даже остро, невозможно было задать в принципе — во-первых, пресс-служба не дала бы ответить, во-вторых, забанила бы меня от дальнейшего задавания любых вопросов.
В действительности начал я из стратегических соображений с темы Прохоркина, но сейчас вправе поменять вопросы местами и стартовать с Ковальчука — на смысл сказанного это в любом случае никак не повлияет.
— Как лично оцените опыт работы с Ильей Ковальчуком? — спрашиваю Маклеллана.
— Кови? Замечательно! Для меня было честью работать и проводить время с ним. Настоящий профи. Обстоятельства не сработали в его пользу в Лос-Анджелесе в том смысле, какова сейчас команда и сочетание игроков в ней. Но если вы спросите меня и кого угодно в этой комнате, никому из нас не удастся найти достаточно слов о его профессионализме. О том, как он относится к себе и своему организму.
Большинство из вас, ребята, — тут Маклеллан обратился к собравшимся местным журналистам, с интересом слушавшим ответ на этот вопрос, — те, кто находились здесь постоянно, видели все это. Снимаю перед Ковальчуком шляпу. Я отправил ему теплую эсэмэску, пожелав ему всего наилучшего в «Монреале». Надеюсь, сегодня он дебютировал достойно. Даже уверен в этом.
— «Плюс два» и голевая передача при счете 2:3 (матч в Монреале закончился прямо перед началом встречи в Лос-Анджелесе, и подробностей Маклеллан еще не знал — пришлось ему их сообщить, — Прим. И.Р.).
— «Плюс два»? Ну вот, пожалуйста! Хорошая работа!
— И почти двадцать минут игрового времени, — добавил американский коллега.
— Это отлично для него! При таких раскладах он будет в форме. Потому что сам по себе он работает очень напряженно.
— Какую оценку поставили бы Николаю Прохоркину за то, как он адаптируется к НХЛ и проявляет способность играть на уровне этой лиги?
— Николай пережил сложное время, когда сюда приехал. Когда-то он в Северной Америке уже был, но это был очень короткий срок, и ему все равно нужно привыкать к новой обстановке, тренерам, языку, партнерам. Убежден, что возможность стартовать с АХЛ была для него ценной, хотя сам он так не считал. Когда его вызвали, сперва была небольшая пауза — но с тех пор Прохоркин трудится так, как требуется, и стал частью команды.
Парням нравится видеть его рядом. Он работает над своей игрой, обеспечивает для команды техническую составляющую. То есть первый и очень важный этап становления в этой лиге он прошел. Но при этом уверен, что извлечь из него можно намного больше. И мы будем подталкивать его для того, чтобы это «вытащить».
— То, что вы сегодня вы поставили Прохоркина с заслуженными-презаслуженными Картером и Брауном, у которых в «Кингз» четыре перстня на двоих, говорит ведь и о доверии с их стороны. Абы кого рядом с собой они не потерпят.
— Да, и он уже оказывался в таких ситуациях. Теперь мы используем его в большинстве. Доверяем ли мы ему? Абсолютно! Намного больше, чем в начале сезона. В таких вопросах всегда есть две стороны — игрок и тренерский штаб. Нам нужно было время, чтобы лучше узнать друг друга. Чем лучше узнаем — тем больше растет доверие. Мы определенно рады видеть его здесь. Считаю, что Прохоркин — настоящий игрок НХЛ, который может стать еще лучше. При условии, что и мы будем его к этому подталкивать, и он — себя.
«СЭ» благодарит факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA за помощь в организации командировки нашего спецкора в США.