6 марта 2020, 18:00
Пять заброшенных шайб в одном матче, включая победную в овертайме, это стопроцентный повод обессмертить свое имя в хоккейной истории. Швед стал всего лишь вторым таким игроком за все время существования НХЛ, повторив достижение Сергея Федорова, датируемое декабрем 1996 года. В остальных 60 случаях голеадоры обходились без гола в дополнительном периоде.
Сам Зибанежад долгое время считался игроком крепкого уровня без претензий на звездный статус. Только в нынешнем сезоне 26-летний форвард вышел на график «больше очка за игру» и все прекрасно знают, кого за это он должен благодарить. Без Артемия Панарина не было бы и нынешнего достижения. Зибанежад благодаря своему открытому характеру легко находит общий язык с русскими хоккеистами как на льду, так и за его пределами. Так было с Павлом Бучневичем в прошлые годы, когда их тройка, где третьим выходил травмированный сейчас Крис Крайдер, оставалась чуть ли не единственным светлым пятном на фоне беспросветных «Рейнджерс». Когда-то он совсем юным пересекался в тренировочном лагере «Оттавы» с Никитой Филатовым, быстро с ним сдружившись.
На льду же россиянам от Зибанежада нередко доставалось. Соучастником его рекорда сегодня стал вратарь «Кэпиталз» Илья Самсонов. Восемь лет назад швед огорчил не только русскую пятерку «Вашингтона», а целую страну. Именно он в финале МЧМ-2012 в Калгари забросил в овертайме единственную шайбу в ворота Андрея Макарова, воспользовавшись несогласованностью в действиях Игоря Ожиганова и Никиты Кучерова. Долгое время Зибанежад ассоциировался именно с тем золотым голом.
Его на драфте годом ранее «Оттава» выбрала под высоким шестым номером. Тогда это выглядело как жирный аванс, ведь от крепкого сбитого физически, хорошо обученного шведа с неплохими броском и отношением к делу в лучшем случае ждали выход на уровень игрока второго звена. Элитный центральный нападающий для сдерживающей тройки, способный при случае выйти и на краю, тоже неплохой расклад.
Зибанежад ожидания, как видно, уже превзошел. Добился он этого не в «Оттаве», где понемногу прогрессировал с каждым годом, а в «Рейнджерс». Летом 2016-го во время драфта его из столицы Канады обменяли на Бродвей, получив взамен Деррика Брассара. Объяснить чем-то иным, кроме финансовых причин, ту сделку было сложно. Канадец котировался выше, но у шведа, который на шесть лет моложе, оставалось еще достаточно времени для роста.
Поговаривают, что менеджмент «Оттавы» уже тогда вынужденно проявлял скупость из-за позиции владельца Юджина Мельника. Контракт Зибанежада истекал через год и, видимо, стороны понимали, что найти компромисс будет тяжело. Его пятилетнее соглашение с «Рейнджерс», заключенное в июле 2017-го, обошлось клубу в 5,35 миллиона долларов в среднем за сезон. Брассар же получал «всего» 5, но не задержался в «Оттаве» даже на два полных сезона, отправившись в «Питтсбург». Даже с учетом этих обстоятельств тот обмен оценивается одним из худших в НХЛ за последние несколько лет.
Зибанежад — швед только по месту рождения. Его отец — иранец (участвовал в войне с Ираком в 80-е против своей воли) и христианин, в начале 80-х покинувший родину в поисках лучшей доли. Сейчас он трудится в Швеции инженером в IT-компании, работающей на правительство. Мать Мики — финка. Может, именно с происхождением следует связать тот факт, что в отличие от подавляющего количества соотечественников на площадке Зибанежад отличается бойцовским характером и готовностью лезть в горячие точки.
Его старший сводный брат по материнской линии Монир Калгум тоже был хоккеистом с неплохими задатками. Он забивал на молодежном чемпионате мира за сборную Швеции, но на взрослом уровне поиграл на родине только за клубы второго дивизиона, а также в Австрии и Польше. После завершения карьеры Калгум подался в агентский бизнес, представляя интересы младшего брата. Именно Монир вел переговоры по контракту Мики с «Рейнджерс» три года назад.
Зибанежад напрямую обязан брату своим главным увлечением вне хоккея. Значительную часть свободного времени нападающий «Рейнджерс» проводит за диджейским пультом. Увлекся этим делом он еще в 16 лет, увидев колонки, записывающее устройство и прочие прибамбасы дома у Калгума. Сейчас Мика (или DJ ZBad) пишет музыку и даже принимает участие в музыкальных фестивалях, как было прошлым летом в Гетеборге. Он делил сцену с такой известной фигурой из мира электронной музыки, как Tiesto, который на своих сетах сам играл композицию, созданную Зибанежадом. Собственных треков у хоккеиста не слишком много, ведь он пишет их в первую очередь для души. Кажется, что после приступа вдохновения, посетившего его во время матча с «Вашингтоном», швед обязан придумать новый музыкальный хит.