21 января 2017, 00:15
Всего-то 92 матча понадобилось Коннору Макдэвиду, чтобы набрать свои первые 100 очков. Лишь трое из действующих игроков – Александр Овечкин (77 игр), Сидни Кросби (80) и Евгений Малкин (89) – сделали это быстрее. Солидная компания, причем они свои сотни выбивали, когда результативность резко подросла ввиду значительных изменений в правилах, принятых во время локаута-2004/05. Так или иначе калибр понятен. В 20 лет, в свой первый полноценный сезон, Коннор уверенно ведет "Эдмонтон", долго ассоциировавшийся не иначе как исключительно с цирком, к первому за 11 лет выходу в плей-офф. Да как ведет – будучи лучшим бомбардиром НХЛ.
Помню, как внимательно следил за ним и позиционировавшимся как его главным соперником Джеком Айкелом на молодежных чемпионатах мира 2014 и 2015 годов, наблюдал за американцем и на взрослом ЧМ-2015. Честно говоря, Айкел казался мне более интересным. Более разнообразным в первую очередь. К тому же он обладает классным броском, чего нет у Макдэвида.
Лишь потом, когда у Коннора появились более или менее постоянные партнеры, я разглядел то, что делает его уникальным – потрясающий игровой интеллект. У него фантастическое понимание игры. Он видит ее насквозь. Абсолютному большинству подобный уровень недоступен в принципе. Потому и играть с ним может не каждый. Он не готовит передачи. Он их просто отдает. Зачастую – тончайшие. На льду он мыслит настолько быстро, насколько это вообще возможно. И что самое главное, его техническое оснащение позволяет ему воплощать задуманное на космической скорости.
Такое очень редко встречается, но с шайбой он быстрее, чем без нее. Он одинаково хорошо контролирует ее на абсолютно любой скорости. У него нет нужды ее снижать, если он собирается сделать передачу или бросить по воротам. Нечто подобное некогда демонстрировал Уэйн Гретцки, которому приписывали способность останавливать время. По факту, понятно, ничего он не останавливал, а просто мог вытворять с шайбой что угодно на какой угодно скорости, не опуская головы. Как сейчас Макдэвид. И это сделало Уэйна величайшим из величайших.
Другое дело, что сейчас средний уровень мастерства очень сильно подрос. Физподготовка на заоблачной высоте по сравнению с 1980-ми. Хоккеисты нынче не то что не пьют и не курят – они правильно питаются, применяют высокие технологии для восстановления – криосауны, например, тщательнейшим образом соблюдают режим. А что творят вратари? Любой из нынешних дал бы сто очков форы Гранту Фюру. Поэтому даже таких уникальных навыков не хватает для того, чтобы набирать очки сотнями и забивать по шайбе за игру.
Правда, пусть голов и стало меньше, пусть количество набранных очков у лидера лиги не поражает воображения, но, черт побери, не голами же едиными богат хоккей. Иной опасный момент с эстетической точки зрения может оказаться значительно ценнее заброшенной шайбы. А Макдэвид их создает пачками. Практически каждый матч "Ойлерз" являет собой Коннор-шоу. Колыхающийся от скорости свитер с номером "97" просто застревает у тебя в голове, стоит тебе разок увидеть такое представление.
Представьте себе, некоторые игроки, например, Брендан Галлахер из "Монреаля", смотрят матчи "Эдмонтона", когда у них есть такая возможность. Потому что там всегда есть на что посмотреть. Даже если у "Нефтяников" игра не идет. Стоит шайбе оказаться на клюшке у прозванного в Альберте "Макджизусом" (намек на мессию) центрфорварда, как все тут же меняется. И свет становится поярче, и арена пошумнее, и лезвия коньков начинают искриться.
Макдэвид – определенно явление. Он заводила нового поколения и будет вести НХЛ за собой еще долгие-долгие годы. В этом просто нет сомнений. Потому что он не электричка, а маглев (поезд на магнитной левитации), которому рельсы не нужны. Он летает по быстро меняющимся траекториям, и из-за этого его крайне трудно изловить. Травма, полученная в прошлом году, – чистой воды случайность. Ну и ментально этот парень очень и очень крепок. То, что он выдержал такой сумасшедший пресс – его же буквально рвут на части, об этом свидетельствует. Так что это далеко не последняя сотня. Лишь первый шаг на пути как минимум к тысяче. Коннор определенно слеплен из материала, позволяющего рассчитывать на очень заметное место в истории.