16 июля 2018, 00:05
КАРЬЕРА
Темнокожий голкипер был выбран на драфте 2001 года под 99-м номером "Оттавой". В составе "Сенаторз" он и дебютировал в НХЛ в сезоне-2002/03, сыграв за клуб из столицы Канады три встречи. Чуть позже карьера Эмери пошла в гору. Он отлично зарекомендовал себя в фарме "Оттавы" – "Бинхэмптоне", не раз принимал участие в Матчах звезд АХЛ, а также признавался лучшим голкипером месяца.
Первый полноценный сезон в НХЛ Эмери провел в сезоне-2005/06, сыграв за "Сенаторз" 39 матчей. С тех на протяжении трех лет он был основным голкипером "Оттавы", после чего перебрался в мытищинский "Атлант". В тот год клуб из Подмосковья играл в только появившейся КХЛ, а канадский вратарь хорошо выступил в плей-офф, став лучшим в лиге по проценту отраженных бросков (94,1). "Атлант" сумел добраться до второго раунда Кубка Гагарина, а Рэй после удачного сезона вернулся в НХЛ, где выступал до 2016 года. После чего завершил профессиональную карьеру.
ВРАТАРЬ-ТАФГАЙ
Эмери был одним из самых атлетичных вратарей в НХЛ и обладал внушительными антропометрическими данными. Помимо того, что он был наделен природной силой и выносливостью, Рэй долгое время профессионально занимался боксом и всегда был готов за себя постоять. Он не боялся ни тафгаев, ни других вратарей. Чего только стоит его бой с известным провокатором Джошем Грэттоном, которому голкипер не побоялся дать жесткий отпор.
Пострадал от рук Эмери и другой вратарь Брэйден Холтби. Шансов в бою с голкипером-тафгаем у нынешнего обладателя Кубка Стэнли не было. Рэй умело связал руки своему оппоненту и несколько раз отправил того в нокдаун.
Вместе с тем, в обычной жизни Эмери был добрым, общительным и улыбчивым человеком. Однако если он заводился, остановить его было практически невозможно. Успел от него получить и врач мытищинского "Атланта" Роман Соколов, решивший надеть кепку на замененного по ходу матча с "Локомотивом" голкипера. Эмери на эмоциях ударил Соколова в лицо. Правда, потом извинился перед ним, и конфликт был исчерпан.
"НАСТОЯЩИЙ АТЛЕТ"
Несколько слов об Эмери сказал его партнер по "Атланту" Дмитрий Яковлев, который был третьим голкипером подмосковного клуба в сезоне-2008/09.
– С Эмери мы познакомились на предсезонных сборах. Он тогда только прилетел из-за океана в Мытищи, мне было очень интересно вживую понаблюдать за игрой голкипера из НХЛ. Все-таки на тот момент в России еще не выступали вратари столь высокого калибра, как Эмери.
Поразило, в какой отличной форме Рэй приехал в команду. Он был настоящим атлетом без грамма лишнего веса. Эмери отлично двигался в воротах, обладал хорошей реакцией и быстротой. Все эти факторы позволяли ему без особых проблем отражать не только первые броски, но и успевать реагировать на добивания.
В те годы многие вратари старались больше двигаться в "рамке", а не играть только за счет выбора позиции в более статичном положении. Эта мода тогда пришла к нам из-за океана, и Рэй был одним из тех, у кого можно было поучиться каким-то важным элементам. Он очень здорово играл клюшкой. Всегда был готов выйти из ворот и начать атаку, что существенно облегчало работу защитникам.
В команде он вел себя абсолютно спокойно. Не было никакого пижонства и хвастовства. По крайней мере, за то время, что я находился в расположении "Атланта", ничего подобного не замечал. Да, Эмери был заводным голкипером. Он не любил пропускать шайбы. Как только это происходило, он зачастую терял над собой контроль и мог выместить злобу на ком-то из соперников. Для него не было проблемой сбросить блин и ловушку и подраться. Помню, как-то читал интервью Антона Волченкова, где он сказал, что Эмери не тот вратарь, за которого нужно заступаться. Он сам мог навалять любому тумаков. Что, в общем-то, нередко и делал за океаном.
Из минусов могу отметить не самую уверенную игру Эмери на буллитах. Изначально Федор Канарейкин в серии штрафных бросков больше доверял Рэю. Но, после того, как у канадца несколько раз не пошло, передал это право его сменщику Виталию Колеснику. К счастью, Виталик, напротив, очень здорово выглядел в очных дуэлях и подменял Рэя именно на буллитах. В сезоне Эмери играл чуть чаще Колесника. Канарейкин доверял канадцу, а тот, в свою очередь, здорово провел плей-офф и стал лучшим в КХЛ по проценту отраженных бросков.
Честно говоря, пристально за карьерой Рэя после его ухода из "Атланта" я не следил. Знаю, что он выиграл вместе с "Чикаго" Кубок Стэнли, где был сменщиком Кори Кроуфорда. Однако мне он почему-то больше запомнился по выступлениям за "Филадельфию". Очень обидно, что Рэй ушел из жизни так рано и при таких нелепых обстоятельствах.