НХЛ. Статьи

8 октября 2016, 14:00

Питер Дебур: "Будь я тренером России на Кубке мира, Ковальчук точно был бы в составе!"

Игорь Рабинер
Обозреватель
Главный тренер "Сан-Хосе Шаркс" – финалиста последнего розыгрыша Кубка Стэнли, помощник Тодда Маклеллана в сборной Северной Америки на Кубке мира-2016 дал интервью обозревателю "СЭ".

Игорь РАБИНЕР
из Сан-Хосе

До прошлого сезона "Акулами" из Сан-Хосе руководил харизматичный Тодд Маклеллан. Каждый, кто имел счастье вживую наблюдать за пресс-конференциями главного тренера молодежной сборной Северной Америки на недавнем Кубке мира, не мог не быть очарован тем, как ярко, образно и эмоционально этот прирожденный трибун формулировал свои мысли и убеждал аудиторию в собственной правоте. Так же ярко играли и его "Шаркс". Каждый год они претендовали на выигрыш Кубка Стэнли, но выше полуфинала забраться при нем так и не смогли.

Когда в позапрошлом сезоне "Акулы" впервые за много лет не попали в плей-офф, генеральный менеджер калифорнийского клуба и первый капитан в его истории Даг Уилсон пошел на труднейший шаг – отставку Маклеллана, которого в Сан-Хосе любили. Вместо него "Шаркс" возглавил Питер Дебур, в своем дебютном сезоне в НХЛ, 2011/12, доведший "Нью-Джерси Дэвилз" до финала Кубка Стэнли и лишь там уступивший "Лос-Анджелесу". Первый год во главе "Акул" вышел у него как под копирку – опять финал и опять поражение, только теперь от "Питтсбурга". Плей-офф команда Дебура провела шикарно, с ее большинством никто ничего не мог поделать, – но с "Пингвинами" Сидни Кросби и Евгения Малкина сладить не смогла и она.

В нашем российском понимании Маклеллану следовало ревновать Дебура к его успеху, которого Тодд в свое время заслуживал в не меньшей степени. И уж совсем с трудом при таких раскладах представляется работа двух этих тренеров в одной упряжке. Но она состоялась – на Кубке мира! Один канадец из "Сан-Хосе", Дебур, согласился работать там под началом другого, Маклеллана (тренирующего ныне "Эдмонтон"), во главе команды Северной Америки. Вот так оно все там делается.

Сделать эксклюзивное интервью с тренером-финалистом Кубка Стэнли оказалось несложно. Устная просьба сотруднику пресс-службы – и на следующий же день после раскатки перед выставочным матчем с "Анахаймом" Дебур, сначала ответив на текущие вопросы местных коллег, в отдельной комнате тренировочного катка Sharks Ice дал интервью "СЭ".

С Кубка мира, собственно, и начали.

Питер ДЕБУР. Фото REUTERS
Питер ДЕБУР. Фото REUTERS

У РОССИИ – ПРЕКРАСНАЯ СИСТЕМА ИГРЫ

– Те 6 минут 14 секунд матча с Россией, за которые Северная Америка пропустила четыре шайбы, останутся в вашем сердце навсегда?

(Грустно улыбается.) – Давайте не забывать: Россия – очень хорошая команда. Перед тем, как Кубок мира начинался, фаворитами считались Канада и США. Но и Россия котировалась близко к ним. Молодые североамериканские ребята показали, что способны конкурировать с этими командами. Не знаю, лучше они были или нет, но по крайней мере показали, что могут играть с ними на равных. И это уже достижение само по себе.

– Как вам кажется, сборная России на Кубке мира сыграла на максимуме своих возможностей?

– Россия, как и Канада с США, рассматривалась как вероятный участник матчей за золото. Если этого не произошло – думаю, это разочарование. Рассуждаю как канадец: всякий раз, когда мы вылетаем из того или иного турнира до финального матча, испытываем это чувство. Это стандарт, который установили для себя не только канадцы, но и россияне, и американцы.

– Вы видели Евгения Малкина на Кубке мира, и видели его в финальной серии Кубка Стэнли против своего "Сан-Хосе". Почему в двух этих случаях он был таким разным?

– Малкин – один из элитных и самых талантливых хоккеистов в мире. Даже в те вечера, когда игра у него не идет, он все равно предельно опасен. Поэтому в любом случае считаю его идеальным игроком.

– Многие североамериканские, да и не только, журналисты, считают, что российской команде не хватило опыта тренеров из НХЛ. По-вашему, на турнире, проходившем по энхаэловским правилам и на энхаэловской площадке, он необходим?

– Уважаю тренеров со всего мира и понимаю, что хорошая тренерская школа существует не только у нас. Работал на трех или четырех чемпионатах мира – и увидел, что за пределами НХЛ есть немало сильных специалистов. Поэтому не думаю, что наличие тренера из НХЛ – обязательное условие успешного выступления на таком турнире. Считаю, что у России – прекрасная система.

– Если бы вам предложили войти в штаб сборной России или даже возглавить его – согласились бы?

– Раньше я тренировал Илью Ковальчука – и точно могу сказать, что если бы я был тренером (сборной России. – Прим. И.Р.), то он был бы в команде! (Смеется.)

Илья КОВАЛЬЧУК. Фото AFP
Илья КОВАЛЬЧУК. Фото AFP

КОВИ – ОЧЕНЬ ПАТРИОТИЧНЫЙ ПАРЕНЬ, ПРЕДАННЫЙ РОССИИ

– Ваше сотрудничество с ним в "Дэвилз" считаете абсолютно успешным? Не было никаких проблем?

– Вообще никаких. Мне очень нравилось работать с Ильей, и для меня он входит в пятерку самых талантливых хоккеистов в мире. Получал удовольствие от каждой минуты, которую мы провели вместе, и когда Ковальчук уехал, мы стали другой командой. Считаю, что он по-прежнему является исключительным талантом и нужен хоккейному миру.

– Его отъезд в КХЛ, несмотря на долгосрочный контракт с "Нью-Джерси", стал для вас шоком?

– Шоком – нет, но удивлен я был. Илья был большой частью нашей команды. Его семья давно освоилась в Северной Америке. Поэтому его решение – с учетом такого уровня и статуса, которым Ковальчук обладал, – вызвало у меня удивление. В то же время понимаю некоторые причины, которые побудили его уехать.

– Что он вам объяснил?

– Думаю, в какой-то мере это объяснялось семейными причинами. Его мама поселилась в Санкт-Петербурге, и жить в одном городе с ней для него было очень важно. Что я еще понял о Кови – он очень патриотичный парень, очень преданный России. И тот факт, что его родная страна принимала Олимпиаду, сыграл свою роль. Он испытывал гордость от того, что может поднять КХЛ на другой уровень.

Александр ОВЕЧКИН и Сидни КРОСБИ. Фото REUTERS
Александр ОВЕЧКИН и Сидни КРОСБИ. Фото REUTERS

КАНАДА НЕПОБЕДИМА? НЕПОБЕДИМЫХ НЕТ

– Разговаривали ли с вашим капитаном, а также капитаном сборной США Джо Павелски, что стряслось с ними на Кубке мира?

– Да, немного говорили. Это короткий турнир. Если ты проигрываешь первый матч, а потом играешь с Канадой, – ты, по сути, в ауте. На Кубке мира при таком формате очень маленький допуск для осечки. К сожалению, они провели плохую игру (против Европы. – Прим. И.Р.) в самый неудачный для того момент.

– Канада непобедима?

– Непобедимых нет. Их вообще не бывает. Как только ты начинаешь думать, что непобедим, – тебя обыгрывают. Это доказано уже многократно. Канада, США, Россия, Швеция, Финляндия в разные годы показывали, что могут выиграть когда угодно что угодно. Есть много соперников, которым ты можешь проиграть в плохой для себя вечер.

– Хотите, чтобы команды Северной Америки и Европы продолжили свое существование и на следующем Кубке мира, через четыре года?

– Мне очень понравился формат нынешнего Кубка мира. Полагаю, он был идеальным. Если бы поинтересовались моим мнением, я бы не стал менять в нем абсолютно ничего. Может быть, у игроков иной взгляд, они смотрят на все со своей точки зрения, но я недостатков у нынешней формулы и состава участников не увидел. Это было великолепно.

Майк Бэбкок считает, что еще лучше турнир мог бы стать, если бы он проводился сначала по круговой системе, и лишь затем – полуфиналы и финал. При этом проходил бы в двух городах и включал в себя только вечерние матчи.

– А мне, повторяю, все понравилось. И болельщикам, как мне показалось, формат пришелся по душе. О том же говорит и мое общение с игроками (сразу четверо из "Шаркс" – Торнтон, Власич, Кутюр и Бернс – играли за Канаду, Бедкер – за Европу, Павелски – за США, Донской – за Финляндию, Хертль – за Чехию. – Прим. И.Р.).

– После матча североамериканцев со шведами, который ваша команда выиграла в овертайме, но в итоге не прошла дальше, ряд североамериканских журналистов критиковал ваш штаб за то, что вы не посвятили игроков во все сложные расклады. Мол, тогда бы они более яростно бились за победу в основное время. Сейчас не поступили бы иначе?

– Когда тренируешь таких молодых парней, речь идет о стремлении к победе без каких-либо дополнительных расчетов. Вне зависимости от каких-либо опций они должны вложить в игру все, что у них есть. Поэтому не думаю, что я бы хотел что-либо изменить.

– Изменила ли вас как тренера работа на Кубке мира с североамериканской молодежкой? Что вы из нее вынесли?

– Когда ты работаешь в штабе с другими хорошими тренерами – всегда из этого что-то черпаешь. На этом турнире в той или иной роли были лучшие тренеры мира. Попав в такое окружение и такую обстановку, невозможно не стать лучше.

Николай ГОЛДОБИН. Фото REUTERS
Николай ГОЛДОБИН. Фото REUTERS

В ОБОРОНЕ ГОЛДОБИН СТАНОВИТСЯ ЛУЧШЕ С КАЖДЫМ МАТЧЕМ

– Стал ли для вас особенно болезненным проигрыш с "Сан-Хосе" в финале Кубка Стэнли в связи с тем, что это была уже вторая ваша финальная серия, и, как и в "Нью-Джерси", она не оказалась победной?

– Да, это было болезненно. Когда ты проходишь так далеко, то понимаешь, как это сложно – проделать весь путь до финала. Остается лишь один шаг, и когда ты его не делаешь – внутренне это очень тяжело. А у меня это случалось теперь уже дважды. Тем не менее очень горжусь нашей командой.

– Какие уроки вы извлекли из финала против "Питтсбурга"?

– Самые разные. Каждая серия, каждый матч на таком уровне тебя чему-то учит. Но я до сих пор не знаю ответов на все вопросы. Просто надеюсь, что мы проделаем этот путь еще раз и получим еще один шанс.

– После почти триумфального первого сезона в "Нью-Джерси" во втором вы не вышли в плей-офф. Чему вы научились тогда и постараетесь не повторить сейчас?

– Во втором сезоне в "Дэвилз" был локаут, и он был наполовину сокращен. Это сделало его несколько иным, чем обычные регулярные чемпионаты. Ко всему прочему, как раз тогда нашу команду покинули Зак Паризе и Кови. Думаю, здесь у нас совсем другая ситуация. Вижу, что все парни взволнованы нашей новой встречей, рады быть здесь – и мы с нетерпением ждем старта нового сезона.

– Российских болельщиков интересует, как проявляет себя в тренировочном лагере 21-летний форвард Николай Голдобин.

– Он старается сделать шаг вперед, и пока мне нравится, как он проводит этот тренинг-кемп. В выставочных матчах у него случались и по-настоящему хорошие игры, и те, где он немного отсутствовал. Ему, как и многим молодым ребятам, нужно работать над стабильностью, над тем, чтобы в каждом матче играть в одинаковый тип хоккея.

– В прошлом сезоне его хвалили за действия в атаке, но ждали большего при обороне. В этом компоненте Голдобин прибавляет? И планируете ли вы оставить его в первой команде на старте регулярного сезона?

– Да, в оборонительном компоненте он становится лучше с каждым разом, как выходит на лед. Мы даем ему, как и вратарям (в "Шаркс" идет активная борьба за место резервиста "под" Мартином Джонсом. – Прим. И.Р.), столько времени, сколько возможно, прежде чем принять решение. Голдобин еще сыграет в контрольных матчах.

1