6 октября 2014, 14:11

Восемь хитов юбиляра Михайлова

Владислав ДОМРАЧЕВ
Корреспондент

Сегодня легендарному капитану ЦСКА и сборной СССР, знаменитому тренеру исполнилось 70 лет. "СЭ" вспоминает самые яркие эпизоды карьеры юбиляра.

ГОЛ КОНОВАЛЕНКО

– Для меня не было заколдованных, неудобных вратарей, – вспоминает Блорис Михайлов. – Я забивал всем и не единожды. Помню первый гол Виктору Коноваленко. Я еще в "Локомотиве" играл. Вратарь накрыл шайбу ловушкой, а я ударил клюшкой по его перчатке. Виктор отдернул руку, и я протолкнул шайбу в ворота. Судья гол засчитал, а Коноваленко за мной погнался с клюшкой наперевес: "Убью, салага!".

КАК Я ОБИДЕЛ ДЗУРИЛЛУ

– На Олимпиаде-72 в Саппоро я в первом же матче получил травму левого колена, надрыв боковой связки, мениск, – рассказывает Михайлов. – Боль адская, не мог ступать на левую ногу. "Чтоб через три дня был в строю", – приказал Тарасов. Два матча пришлось пропустить. А на поляков меня поставили. Ездил, опираясь на клюшку, даже ухитрился забить. После двух периодов взмолился: "Снимите меня, не могу больше". Это услышал Аркадий Иванович Чернышев и настоял, чтобы меня сняли с игры.

Борис Михайлов: "Фидель
меня ждет"

Однако на последний матч с чехами меня поставили. Нас устраивала ничья, чехов вроде бы тоже – тогда у них было бы серебро. В первом периоде бросаю с центра поля, шайба от клюшки вратаря Дзуриллы влетает в сетку. А мне говорили, что не доброшу до ворот с синей линии. После первого периода все было кончено – 3:0. Итог – 5:2. У нас золото, серебро – у американцев, которые тогда выступали на чемпионатах мира в группе Б, у чехов – бронза.


1972 год. Олимпиада в Саппоро. Фото "СЭ"

После матча наш босс Валентин Сыч расщедрился: "Водки дам столько, сколько захотите". Сидим, отмечаем победу. В качестве стола используем… дверь в комнату. Вдруг появляется Дзурилла, чуть не плачет: "Меня во всем обвинили". – "Не переживай, Владо. Садись, выпей за нашу победу".

ДВА ГОЛА КАНАДЦАМ В СУПЕРСЕРИИ-72

– Фил Эспозито сказал, что в сборной СССР не уважает только меня, – рассказывает юбиляр. – Как же он факал он на меня, а я ему клюшку между ног вставил и провернул ее там, как отвертку. Думаю, вывел его из себя в Ванкувере, когда в четвертом матче серии забил два гола Драйдену с пятачка, подправляя шайбу после бросков издалека. Не любят канадцы, когда их побеждают их же оружием.


14 апреля 2002. Москва. Россия - Украина - 5:4. Фото - Алексей Иванов, "СЭ"

СОТЫЙ ГОЛ НА ЧМ-73

– На домашнем чемпионате мира наша сборная забила ровно 100 голов, – напоминает Михайлов. – В последнем матче турнира, когда мы уже досрочно стали чемпионами, нам надо было забросить шведам шесть шайб. Пять влетели в ворота соперника. А шестая – никак не хотела. И тут наш тренер Борис Палыч Кулагин говорит: "Тому, кто выбьет сотню, приз". Забил я. И получил… бутылку армянского коньяка. После игры вместе распили.


 20 декабря 2001. Москва. Кубок "Балтики". Россия - Швеция. Фото - Александр Федоров, "СЭ"

КАК В БОСТОНЕ Я ВСПОМНИЛ ТАТЬЯНУ

– Матч в Бостоне решал судьбу клубной Суперсерии-75/76, – повествует Михайлов. – Если мы побеждали, НХЛ проигрывала серию. Во втором периоде Саша Мальцев забил гол, я находился за воротами. Как вдруг в глазах потемнело. Очнулся, когда надо мной склонился Валерка Васильев: "Петрович, ты что разлегся, вставай, а то Танька увидит и разнервничается. Моей жене Татьяне волноваться нельзя, она на сносях была. Кое-как встал, хотя спина ныла. Рассказали, что канадец Кэшмен со всей силы засветил мне сзади клюшкой. ЦСКА выиграл 5:2, и вскоре у нас родился сын Егор.


Фото - Анатолий Бочинин

ОРДЕН ЛЕНИНА

– В последнем матче на ЧМ-78 в Праге нам нужна была победа над чехами в две шайбы, – рассказывает Михайлов. – Тогда мы становились чемпионами мира. Весь второй период играем в меньшинстве. В средней зоне Фетисов вывел нас с Петровым вдовеем на одно защитника. Я рукой остановил шайбу и на ложном замахе выложил ее Владимиру Владимировичу. Тот не промахнулся по пустым воротам. Счет стал 2:0. В итоге мы победили 3:1 и стали чемпионами мира. Рассказывали, что на следующий день в Кремле генсек ЦК КПСС Брежнев начал заседание с хоккейной темы. Восхищался нашей победой и предложил наградить героев Праги. Мне и Третьяку вручили орден Ленина.


1978 год. Сборная СССР - сборная Чехословакии. Фото - Анатолий Бочинин

ЗОЛОТАЯ КЛЮШКА

– Так назывался трофей, учрежденный газетой "Известия" для лучшего хоккеиста Европы, – напоминает Борис Петрович. – В 1979-м его вручили мне. Думаю, за Кубок Вызова, где соперничали сборные СССР и НХЛ. Три матча в "Мэдисон Сквер Гарден", в Нью-Йорке. Первый мы проиграли – 2:4, второй выиграли – 5:4. Все решалось в третьем. У нас не вышел травмированный Харламов. Не было в сборной Якушева и Мальцева. В воротах Третьяка заменил неопытный Мышкин. В первом периоде голов не было. А во втором я от правого борта бросил по воротам Чиверса и оказался в объятиях партнеров. Итог вы знаете – 6:0. Мой гол оказался победным. Думаю, за это мне и дали эту "Золотую клюшку". В 34 года!


Фото - Анатолий Бочинин

ДВА ПРОЩАЛЬНЫХ ГОЛА ЧЕХАМ

– В десятых числах сентября 80-го наша сборная проводила три матча в Чехословакии на призы газеты "Руде Право", – вспоминает Михайлов. – Первая встреча в Праге проходила со скрипом. Я выходил в тройке с Харламовым и Крутовым. Петрова не было, в центре играл Харлам. В конце мне удалось забить две шайбы и наша сборная победила 5:3. А уже через три месяца, в декабре, я попрощался с хоккеем. Хотя мог еще год-другой играть на высоком уровне. Принял СКА и уехал в Ленинград.


Фото - Юрий Голышак, "СЭ"