Чемпионат мира. Статьи

22 мая 2010, 04:20

Разведка не подвела

ЧМ-2010. Плей-офф. 1/4 финала

О том, что стало залогом победы сборной России над командой Канады (5:2) в четвертьфинале, рассказывает корреспондент "СЭ".

Андрей КУЗНЕЦОВ
из Кельна

"Мы взяли реванш у финнов за поражение в четвертьфинале Ванкувера. Надеюсь, отомстите и вы", - похлопал меня по плечу Яромир Ягр и отправился в гудящую победными песнями раздевалку чешской сборной. Что ж, прошло три часа после обнадеживающего прогноза суперзвезды "Авангарда", и финальный свисток матча Россия - Канада отправил родоначальников хоккея домой, а Ковальчука и Ко - в полуфинал против Германии.

Радости от победы наши, правда, на публику не выносили. Особенно контрастно это выглядело на фоне ликования чехов. Ягр и его партнеры свой успех разве что шампанским не отметили - хотя Ролинек с Вокоуном старшего тренера Йозефа Яндача пивом все-таки облили. У нас были строгое лицо Быкова и реплика Гончара в микст-зоне: "Вообще-то я приехал сюда не обыгрывать Канаду, а побеждать на чемпионате мира". Один Малкин признался, что предматчевый показ видео-фрагментов рокового олимпийского четвертьфинала здорово задел хоккеистов за живое и сделал итоговый успех гораздо слаще.

Полноценной местью за Ванкувер эту победу считать, конечно, нельзя. Но нельзя и забывать о том, что в четверг наш хоккей избавился от мыслей о собственной "нефартовости", неполноценности. Словом, от всех малоприятных чувств, которые возникают в большой хоккейной стране, вылетающей с главных турниров года задолго до финала.

Вспомните, какой позор пришлось испытать шведам после поражения от белорусов на Играх-2002, - забыть ту оплеуху скандинавы смогли только после победы в Турине-2006. У "Тре Крунур" возвращение на вершину получилось долгим - и во многом потому, что был упущен шанс на скорую реабилитацию: через два месяца после провала в Солт-Лейк-Сити шведы собрали мощнейшую команду, нацеленную на золото домашнего чемпионата мира - и не добрались до высших наград, проиграв словакам полуфинал. Дай бог, чтобы сегодня таким же неприятным аккордом не завершился ЧМ-2010 для команды Быкова.

Ей, этой команде, победа над канадцами была нужна даже больше, чем остальной хоккейной России. Я, честно говоря, очень боялся сенсационного исхода нашего четвертьфинала. В первую очередь потому, что обстановка внутри российского лагеря в Кельне и без того была наэлектризована до предела. Страшно подумать, как выглядел бы взрыв этого котла кипящих эмоций в случае поражения. Вполне возможно, что наш хоккей расхлебывал бы последствия обидной осечки едва ли не до олимпийского Сочи.

Похожими опасениями делились в кулуарах и некоторые члены российской делегации. Да и сам Быков после того, как "Кленовые листья" были повержены, признался (и эти его слова растиражировали, наверное, все средства массовой информации нашей страны): команда ощущала себя штрафбатом.

Что ж, сенсационного вылета из плей-офф мы избежали. Избежали общероссийского поиска "стрелочников", превращения части звездной команды в новых отказников. 14 олимпийцев Ванкувера в Кельне победили не только Канаду, но и тот трагический сценарий, по которому рисковали развиваться их будущие отношения со сборной.

УРОКИ ВАНКУВЕРА

После четвертьфинала нельзя обойтись без комплиментов тренерскому штабу сборной России. В первую очередь - за желание исправить олимпийские ошибки. Без которого, возможно, "маленький реванш" пришлось бы отложить до лучших времен.

Уже на старте ЧМ было видно, что Быков с Захаркиным сделали выводы после провала в Ванкувере. С первых матчей в Кельне они восстановили первое звено сборной квебекского образца. Тем самым признав, что эксперимент с разведением Федорова и связки Овечкин - Семин по разным тройкам стал на Играх неудачным ходом. И уже в групповом турнире голы этого звена принесли победу в нескольких матчах.

Но настоящий плюс от возвращения Федорова в роли диспетчера в звено к Овечкину стал виден чуть позже, когда в Кельн прилетел Малкин. Тренерский штаб получил возможность "скрестить" форварда "Питтсбурга" с Ковальчуком и Дацюком. Эта супертройка стала настоящим открытием турнира - и именно она сделала результат в главном пока для России матче чемпионата с Канадой.

Вашингтонских снайперов "Кленовые листья" не мытьем, так кулачным "катаньем" закрыли - свой гол пятерка Федорова забила лишь тогда, когда бывшие вице-чемпионы мира уже, по сути, бросили играть в хоккей. Предыгровое обещание канадского олимпийца Перри перекрыть кислород Овечкину сбылось - но с Ковальчуком и Малкиным соперник ничего поделать не смог.

- Не пожалели ли вы после победы в четвертьфинале, что на Олимпиаде не выпускали тройку Дацюка в нынешнем виде? - спросил я Захаркина.

- На самом деле мы пытались свести их уже в Ванкувере. Но там ребятам банально не хватило времени, чтобы сыграться. Да и вылезти из психического пресса не получилось. Хотя, сыграй мы такими звеньями матч против Канады на больших площадках еще там, на Играх... Но, впрочем, давайте не будем об этом.

Долго, видимо, будет жить в российских хоккейных душах досада по погибшей олимпийской мечте. Кстати, четвертьфинальная победа стала ярким свидетельством еще одного выученного в Ванкувере урока. К детальному изучению соперников наш штаб на кельнском ЧМ подошел гораздо тщательнее. Едва ли не с первых дней турнира разведчиком в Мангейм отправился главный тренер молодежки Валерий Брагин. Владислав Третьяк в разговорах с автором этих строк расхваливал вдумчивую аналитическую работу тренера еще по ходу группового турнира. После матча против Канады стало ясно, что комплименты от президента ФХР сыпались не зря. Сразу стало видно: игроки сборной России досконально знают, чего ожидать от соперника.

О большой роли Брагина в подготовке к "маленькому реваншу" публично заявил и Быков. Кстати, оба возможных соперника нашей команды по финалу ЧМ - шведы с чехами - также выступали в Мангейме, на глазах нашего "разведчика". Так что за "матчасть" перед решающим поединком турнира в случае победы над немцами можно не беспокоиться.

ДРАТЬСЯ С КАНАДОЙ РОССИЯ НЕ ЗАХОТЕЛА

Очень порадовала и эмоциональная сдержанность нашей сборной. Канадцы, потеряв все шансы спасти матч, во второй половине четвертьфинала сбились на откровенную грубость. Однако впутать в кулачные бои наших лидеров так и не смогли. Ни одна из многочисленных провокаций соперника не закончилась неприятными последствиями в виде матч-штрафов и дисквалификаций перед главными поединками чемпионата.

Очевидно, что такой эмоциональный стержень существует только внутри уверенной в себе и отлично управляемой команды. Ведь те же чехи по ходу встречи с родоначальниками хоккея были куда менее уравновешенными. Канадцы сумели подбить братьев-славян на массовую драку после финального свистка. Попытки Ягра и главного тренера Владимира Ружички успокоить команду оказались безуспешными, а в итоге еще за день до четвертьфинала над многими лидерами чехов висели угрозы длительных дисквалификаций.

У нас обоюдные штрафы схватили только Афиногенов с Федоровым. Но, как признал Захаркин, в условиях размена с хоккеистами соперников, да еще при счете 4:0, поводов для волнения они не дали.

Cемен ВАРЛАМОВ: "КАНАДСКИХ ДАУНИ МЫ ПЕРЕТЕРПЕЛИ"

Секретами моральной устойчивости сборной России с корреспондентом "СЭ" поделился основной вратарь Семен Варламов.

- Больше всего по ходу матча возмущали постоянные попытки канадцев нанести травму Овечкину, - признался он. - Даже наш одноклубник по "Вашингтону" Лайх, словно забыв о Сашкином статусе "неприкасаемого" в НХЛ, постоянно норовил ударить его побольнее. После матча он, конечно, пожелал мне удачи и победы на чемпионате мира. Но неприятные впечатления все равно остались, особенно после грязного приема Перри. При счете 3:0 в нашу пользу тот напал на Овечкина с такой яростью, словно хотел, чтобы для Сашки чемпионат мира завершился раньше, чем для Канады.

- Единственный канадский олимпиец почти не вылезал со скамейки штрафников.

- Да, он вел себя просто безобразно. Наравне с Перри грубил только Дауни. Но тот вообще показал, что его фамилия не зря навевает на русском языке ассоциации с умственно неполноценным человеком.

- Множество канадских выходок остались вне поля зрения арбитров.

- А они умеют очень грамотно, незаметно провоцировать. У них здорово получается делать это исподтишка. Обычно подъезжают и начинают городить на словах всякую ерунду. Могут и про родственников твоих вспомнить, хотя в английском языке у серьезных оскорблений немного другой акцент.

Другое дело, что не замечать провокаций было одним из игровых заданий на матч, - продолжил Варламов. - Мы понимали, что ни в коем случае нельзя сбрасывать краги и старались избежать дисквалификаций на следующую игру. Каждый игрок сборной России может повести себя так же грубо, как канадец, но зачем это при победном счете нужно? Ребята думали только о хоккее и перетерпели соперника.

- На первых минутах четвертьфинала вы не позволили сопернику реализовать несколько отличных шансов.

- Мне скорее повезло. Пара бросков из убойной позиции в неприкрытый угол прошла мимо.

Эта проблема неубедительной игры в дебюте, на которую косвенно намекнул Варламов, - пожалуй, последний недостаток нашей сборной, который предстоит исправить перед главными игровыми днями ЧМ. Ведь безыскусным, но страстно играющим при заполненных домашних трибунах немцам другого шанса "зацепиться за счет", кроме пары быстрых шайб в дебюте, не представится. Кстати, о желании сделать ставку на первый период вчера на официальной пресс-конференции говорил и главный тренер сборной Германии Уве Крупп.

 Игра без шансов для Канады

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Кельна

Наблюдатели российской сборной Валерий Брагин и Борис Майоров появились вчера на тренировке российской команды раньше всех и заняли места на трибуне.

- Есть какая-то разница в том, наблюдаете вы за игрой как простой тренер, или же как человек, который должен предоставить информацию для национальной сборной? - поинтересовалась я у Брагина.

- Не сказал бы, - ответил он. - Отмечаешь ведь одни и те же вещи. Любой тренер прежде всего ищет, где и как можно ударить соперника по слабым местам.

- Как строилась ваша работа наблюдателя?

- Канадцев я впервые увидел в матче с Норвегией. И был просто ошеломлен. Даже позвонил в Кельн Борису Майорову и сказал об этом. Они выглядели фантастически. Практически без слабых мест. Другое дело, что так могло казаться на фоне норвежской сборной. Но впечатление тем не менее было сильным. Моя задача заключалась в том, чтобы найти в игре этой сборной сильные и слабые стороны. Это касалось абсолютно всех компонентов. Развития атаки, игры в обороне, в атаке, большинство и меньшинство, все было разложено по полочкам.

- Вы принимали участие в предматчевой разработке тактики российской сборной?

- Нет. Только поставлял информацию.

- Что, с вашей точки зрения, означает победа над канадцами в четвертьфинале?

- Для меня очень важный момент заключался в том, что наши тренеры и игроки блестяще учли и реализовали все рекомендации, которые я изложил в своем отчете. Испытал при этом очень большое удовлетворение, скажу вам честно. Взять даже игру канадцев в большинстве. 37 процентов реализации - а именно таким был показатель Канады до матча с Россией - это не просто внушительная цифра, а невероятная. Считайте, каждое второе удаление - гол. Но в четвертьфинале мы закрыли канадцев полностью - у них вообще никакой реализации не получилось. Нам удалось создать сопернику проблемы и с началом атак. После счета 3:0 концентрация немножко потерялась, на мой взгляд, но в целом игра получилась без шансов для Канады.

- Когда у соперника высокий процент реализации, это сильно давит психологически?

- Когда я играл сам, мы вообще не обращали на такие вещи внимания. Как-то не приходило в голову. Самое главное, что канадцы не сумели перестроить игру, когда у них "не пошло". Растерялись.

- Олимпийский вариант наоборот?

- Не могу утверждать. Сам я в Ванкувере не был. Хотя прекрасно понимал, что для канадцев проиграть на Олимпиаде - смерти подобно. Им бы никогда этого не простили. Сколько лет выиграть не могли!

- У меня такое чувство, что как игрок вы не видите в том поражении какой-то чрезмерной трагедии.

- Это спорт, где обязательно кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть.

- Сейчас просто рана зажила немножко, - присоединился к нашему разговору Майоров. - Вначале она, безусловно, здорово кровоточила. Это касается и тренеров сборной, и руководителей российского хоккея, и самих игроков, и болельщиков. Другой вопрос, что журналисты привыкли раздувать подобные вещи до невероятных размеров. Я вот в Германии постоянно смотрю телевизор и вижу, как нагнетается обстановка вокруг национальной сборной этой страны по футболу, которая будет играть в Южной Африке. Показывают сюжет о травме Баллака, и этот сюжет длится 18 минут! Там и интервью с Баллаком, и интервью с врачом, повторы момента травмы... Думаю, что нация во многом воспринимает происходящее в спорте, опираясь именно на то, что предлагают ей журналисты. Чем сильнее накручивают народ, чем более красочно преподносится какая-то надежда, тем тяжелее потом пережить поражение. Мы ведь ждали от нашей команды в Ванкувере исключительно победы.

- Но разве это плохо, что от команды ждут только максимального результата?

- Конечно, хорошо. Но надо уметь оценивать при этом как реальную ситуацию внутри команды, так и реальную силу соперника.

- В Ванкувере ведь действительно сыграло роль то, что матча с Канадой мы ждали три дня, - добавил Брагин. - Это очень много. Не то чтобы перегораешь, но бывает трудно вернуться в нужное игровое состояние.

- Что вы ждете от матча с Германией?

- Что этой команде будут сильно помогать родные стены.

- Так считается ведь, что родные стены иногда, напротив, мешают: не случайно ведь чемпионами почти никогда не становятся те, кто играет дома.

- Так и Германия вряд ли им станет, не находите?