Авто

6 сентября 2022, 08:00

Тормоза: почему ломаются и как надо обслуживать

Дмитрий Юрасов
Приглашенный автор
Разбираемся в возможных неисправностях одной из главных систем автомобиля: кто виноват и что делать.

Мы не будем углубляться в технические тонкости устройства тормозной системы, где могут быть дисковые или барабанные механизмы, разные суппорты, сплошные или вентилируемые диски и т. д. Самые распространенные проблемы у всех общие, и выявить их мы можем посредством четырех чувств из пяти, исключая вкус (если, разумеется, не дегустировать тормозную жидкость). Начнем со зрения: если на панели приборов загорелась соответствующая лампочка-индикатор (как правило, это красный восклицательный знак в кружке с символическим изображением тормозных колодок) — нужно тормозить и разбираться. У разных автомобилей это может говорить о различных неполадках, но самые распространенные причины — не до конца разблокированный стояночный тормоз и пониженный уровень той самой жидкости. Как бороться с первой причиной, понятно, хотя иногда бывает, что просто не срабатывает концевой выключатель.

Во втором случае самое простое — долить «тормозухи» и при первой же возможности выяснить причину утечки. Само собой, лучше использовать жидкость, рекомендованную для данной модели, но не беда, если в дороге под рукой не окажется «родной» жидкости: практически все продукты класса DOT-4 совместимы независимо от производителя, а на безрыбье можно использовать и более дорогую DOT-5.1 Встречается еще маркировка DOT-6, но на самом деле это жидкости четвертого класса, улучшенные путем добавления присадок (лучшая стойкость к окислению, более высокая температура кипения и т. д.). Главное правило — доливать жидкость более высокой категории, чем та, что использовалась ранее. Особняком стоит лишь DOT-5: эта жидкость, окрашенная в красный цвет, имеет совсем другую основу и используется, как правило, на спортивных машинах. Кстати, о цвете: вопреки расхожему мнению небольшое потемнение жидкости в бачке допустимо, а необходимость замены определяется не визуально, а хронологически, с промежутками в два-три года.

Менять тормозную жидкость необходимо в связи с ее гигроскопичностью, то есть способностью поглощать влагу из воздуха, а присутствие воды можно почувствовать, что называется, на ощупь. Ощущение не из приятных: когда вода закипает (как правило, при интенсивном торможении и высокой температуре воздуха), образуется пар. Сжимаясь, он не позволяет жидкости передавать усилие, фактически выводя из строя гидропривод, и тормозная педаль проваливается. Вот тут и может пригодиться «ручник», имеющий механический привод (если, конечно, он исправен), или торможение двигателем с помощью быстрого переключения передач «вниз».

Впрочем, странное поведение педали может объясняться не только перегревом: наличие в системе воздуха, разбухание или повреждение шлангов, биение дисков, заклинивание поршней в суппортах... Последнее часто происходит при предельном износе тормозных колодок или дисков и может проявляться также снижением эффективности торможения, неприятным скрежетом и запахом гари. Хотя некачественные колодки могут «поджариться» или даже загореться просто при активном торможении, а самое неприятное и опасное — когда фрикционная накладка отрывается от металлического основания.

Здесь мы подходим к теме выбора правильных тормозных колодок, приобретающей сейчас особую актуальность. На фоне санкционной неразберихи на рынке появляется огромное количество контрафактных запчастей, зачастую маскирующихся под продукцию именитых производителей, и именно колодки подделывают очень часто. Визуально оценить качество непросто, лучше ориентироваться на репутацию продавца и на стоимость: хорошая импортная деталь не может быть дешевой. А еще лучше предпочесть модному зарубежному бренду не столь раскрученный отечественный — так меньше риск нарваться на подделку.

Впрочем, не любой шум говорит о смертельной опасности: например, иногда при торможении раздается довольно громкий скрип, вызываемый микроколебаниями трущихся деталей. Если эффективность торможения при этом не падает, не стоит бить тревогу, тем более что при прогреве тормозов скрип, как правило, прекращается. Исключение — индикаторы износа, которыми снабжаются некоторые колодки: когда они начинают «визжать», пора искать замену, хотя по поведению машины такая необходимость может быть и неочевидной.

Однако есть случаи, когда кратковременное снижение эффективности тормозов не говорит о серьезной неисправности. Например, это может произойти после попадания в глубокую лужу, — чтобы просушить диски и колодки, достаточно нескольких легких торможений, и некоторые дорогие модели делают это автоматически, незаметно для водителя. Правда, от перепада температуры диск может, что называется, повести, о чем водителю, опять же, сообщат органы чувств. Кроме того, в редких случаях на рабочие поверхности может попасть масло, а иногда на неровной дороге тормозной путь увеличивается из-за особенностей настройки АБС, — несколько лет назад с такой проблемой столкнулись владельцы некоторых моделей Volkswagen.