Сегодня Александр Емельяненко проведет боксерский бой с Вячеславом Дациком — в Москве, на турнире Hardcore Boxing. Понятно, что сейчас 41-летний Александр находится не в своей оптимальной форме, пик давно пройден. В этом же материале — воспоминания о Емельяненко, когда он был на пике, — то есть плюс-минус 15 лет назад. Причем воспоминания не о том, каким он был спортсменом, а зарисовки из жизни.
Арман Гамбарян, в нулевые выступал с Емельяненко за Red Devil:
— Что касается Феди и Саши — это два разных человека. Просто Федя сам по себе дисциплина, а Саша мог отбиться, отвлечься, загулять. А так в команде все было нормально, ни с кем из нас он не конфликтовал. Все люди разные. Расскажу историю. Утром вышли на разминку — на улице стоят ребята из сборной по греко-римской борьбе. Я знал многих ребят, там были даже олимпийские чемпионы — Бароев, Самургашев. Нас человек 12, их человек 20. Саша говорит покойному Воронову: «А давайте мы сейчас этих с поломанными ушами поломаем!» Владимир ему: «Саша, ты что? Почему говоришь такие вещи?» — а Александр ему: «Да ладно, на каждого по два-три человека, и нормально. Мы же их не боимся». Все думали: «Лишь бы сейчас ничего такого не было».
Был еще момент с Кро Копом. Я был на боях, когда Александр дрался с Кро Копом. Я был в раздевалке. Саша, когда тренировался, тренировался хорошо. Но, после того как у нас закончились сборы в горах, нужно было провести еще две недели в зале. И эти две недели явно показали, что Саша гулял. Когда он ехал на бой с Кро Копом, у него был перегар. Федя в этом плане дисциплинированный, он таких вещей никогда не допустил бы. Саша в этом плане чуть-чуть любил погулять.
Андрей Былдин, бывший тренер Russian Top Team:
— Позвал его наш товарищ из Старого Оскола, он высокую должность занимал в милиции. Звонит и говорит: «У нас такая ситуация получилась, что Емельяненко Александра реанимация забрала в больницу. У него случился конфликт с местными ребятами в кафе, его ударили бутылкой шампанского по голове. Он в бессознательном состоянии в реанимации. Наверное, до утра не доживет».
Мы, конечно, все переживали, как такое получилось? Храбрая вода-то многих сгубила. Потом утром этот товарищ звонит и говорит: «Утром он пришел в себя, повытаскивал из руки все капельницы и ушел домой». Через месяц он уже дрался, выигрывал.
Расскажу еще об одном моменте. Когда Сашу приняли (в 1999 году. - Прим. «СЭ»), милиция посадила его к какому-то злому грузину, который всех дубасил в камере. Короче, этот человек кричал, чтобы Сашу от него убрали, потому что Саша его там отдубасил.
Михаил Малютин, в нулевые выступал с Емельяненко за Red Devil, затем представлял его команду — AE Team:
— Я у него дома жил, его жена мне готовила, он мне очень сильно помогал в жизни, даже несмотря на тяжелые моменты, о которых вспоминать не хочу. Александр мне дал машину в Петербурге, финансы. Он помогал мне с экипировкой, на сборы меня всегда брал. Я помогал ему собирать бойцов под команду, а Александр занимался финансированием. У нас, в AE Team, были очень высокие на тот момент гонорары, у каждого бойца — в три раза выше, чем у любого другого бойца в России. Это все организовывал Александр. Это были 2008-2009 годы.
Если брать 10-балльную шкалу, то я бы поставил 9 баллов за то, сколько хорошего он сделал, о чем умалчивается. Только 1 балл — за то, что... У всех нас есть свои слабости. Может, где-то позволял себе отдохнуть. Но я бы отметил провокаторов. Их было очень много. Мы просто сидим за столом, едим, ну, выпили вина. И ни разу не было такого, чтобы к нам кто-то не подошел. Каждый раз Александру говорили: «Давай померимся силами». Он отвечал: «Я отдыхаю, уйди». 10 раз из 10 такое было. Люди продолжали: «Да ладно, ты что, боишься что ли?» Конфликт разрастался. А потом эти люди бежали и писали заявления.
Все начиналось с армрестлинга. Кто ни подойдет: «Давай на руках!» Он сначала не хотел, потом заводился, клал их. Сначала Александр говорил: «Давай на что-то». Они сразу как-то начинали уходить от темы. Болтуны были. Если подходишь как мужчина, то отвечай за слова. Хорошо помню историю, как один предложил: «Давай на ящик лимонада». Проиграл. Александр ему: «Отыграться хочешь?» Он: «Да». Опять проиграл. Александр: «Давай неси два ящика». А этот: «У меня нет денег». Александр начал: «Ну и кто ты после этого? Урод ты, что ж ты пришел, грозился, кричал, а сам проиграл?» Дал ему подзатыльник и отправил от нас подальше. А он побежал и заявление написал. Только предысторию не рассказал. Были такие неприятные случаи.
Тем не менее Александр делал очень много хорошего. Детдомам, ветеранам, что-то постоянно делал, какую-то экипировку раздавал. Он взял один детдом на содержание. Постоянно туда приезжал, давал мастер-классы, поставлял экипировку, привлекал кого-то для помощи. Жертвовал деньги на лечение детям. Постоянно такое было.
Николай Кудряшов, основатель клуба Red Devil:
— Был случай: француз дрался с русским, я тот бой судил, а Федя с Сашей и Ромой [Зенцовым] сидели в первом ряду. Наш парень прилично нахватал. Я сказал тренеру этого парня: «Давай тормознем, хватит», но тренер не согласился. Про себя подумал: «Ну ты вообще, конечно». А Федя понимал, что происходит, встал и сказал тренеру: «Слышь, ты что творишь? Не видишь, что ему уже не надо больше?» Тренер что-то возразил, произошел конфликт.
Тут же подскочили Саша и Рома, перекрыли телами — там же везде камеры. Произошла беседа, после которой тренер все понял и объявил, что его боец сдается. Феде было не все равно, он понимал, что нужно тормозить, хотя мог спокойно сидеть и орать: «Давай дальше! Детский спарринг можно и на тренировке посмотреть. Давай экшен!» А тут вот так. Федор этого парня знать не знал. Но никто слова не сказал, кроме него.
По тому, что я видел, — Александр уважительный парень. Может, когда выпьет — другой. Одно дело, когда приходишь в гости и разговариваешь, а жизнь — другое дело. Как в жизни — не знаю, а так — приятный парень. Федю в той ситуации поддержал и шел бы до последнего, если что. Когда я узнал об их конфликте — очень удивился. Они друг за друга были готовы умереть. Казалось, что это несокрушимая сила, а тут...
Михаил Заяц, в нулевые выступал с Емельяненко за Red Devil:
— Были неприятные моменты. Мы с ним одногодки, но он рано созрел и вел себя по отношению к молодым ребятам... Скажем, где-то над ними издевался. Например, был спарринг. Он стоял в паре с парнем весом 80 килограммов. Парень бил лоу-кики. Александру было неприятно. Он решил поставить парня на место. И ударил его пару раз в область лица. У парня образовался фингал. Он у Александра спрашивает: «Сань, блин, ты весишь 110 килограммов, а я 80, зачем ты так сильно бьешь?» — «Ой, да так получилось». Потом они пересеклись в столовой. Саня говорит: «А что, тебя пчела в глаз укусила?» Такая издевка. Некрасивый момент. Конечно, маленького легче обидеть. Попробовал бы так побить человека, который 100 килограммов весит. Федя, например, тоже бьет сильно. Но ведет себя адекватно. Не издевается над людьми, не спрашивает, пчела ли тебя в глаз укусила.
Юрий Разумов, тренер по боксу, работал с Емельяненко и AE Team во второй половине нулевых:
— Мы проработали три года, он всегда со мной разговаривал на «вы», всегда все было четко и вовремя. С дисциплиной было все в порядке. Да, слухи до меня доходили иногда, я ему вопросы задавал, а он отвечал: «Это злые языки». Александр относился ко всем [в AE Team] очень щепетильно, профессионально. Чтобы все были одеты, накормлены, чтобы сборы были. Как наседка, скажем так. Оберегал.