17 октября 2016, 09:00
Андрей БАЗДРЕВ
За 10 дней, что прошли с того самого турнира c детскими боями ММА по взрослым правилам в Грозном, ситуация не просто вышла из-под контроля, она развивалась стремительно и совсем не в том направлении, где в конце пути бывает дружба, взаимное уважение и примирение сторон. И дело вовсе не в культурных различиях и разных кодах поведения.
В течение недели стороны обменивались резкими заявлениями, устраивали публичную разборку, втягивая в процесс массу других людей, временами помимо их воли. И уже трудно понять, обсуждается реально вопрос детских боев, вопрос показательных или подставных поединков, национальный вопрос или вопрос, кто и перед кем должен отчитываться и извиняться.
В прежние времена участники, наверное, стрелялись бы на дуэли. Сейчас дело дошло до нападения на 16-летнюю дочь Емельяненко, и все говорит скорее о том, что кто-то, возможно какая-то третья сторона, хочет дальнейшего развития конфликта. Потому что там, где страдают дети и замешаны вопросы крови, нет и не может быть терпимости к недоразумениям...
Ближайшая попытка разрешить конфликт пройдет 18 октября, когда с ситуацией будет разбираться специальная комиссия Минспорта. Но надо сказать, что конкретного решения по данному делу мы не ждем. Уж больно сложный вопрос. Да и опыта выхода из подобных положений нет.
Если запретить бои детей младше 12 лет – тогда нужно запретить и тренировки, потому что там травмы получают гораздо чаще. Да и кто будет контролировать, собирать информацию, запрещать и применять санкции? Так недолго и до разгона детских соревнований с участием ОМОНа. Ну а что, подготовленные дети могут и некоторым взрослым "вломить", наверное.
В реальности в этой истории нет состава преступления, потому что не сказано ничего конкретного о том, можно ли проводить показательные бои. И нигде не найдешь формулировки, чем бой показательный отличается от подставного. Детские омбудсмены, конечно, инициировали проверку, но нарушений прав там тоже, кажется, не обнаружили. Зато представляющие борьбу Александр Карелин и Михаил Мамиашвили выступили с заявлением, которое тянет на программное.
– Это следствие системного сбоя, так как ММА – это система проведения состязаний, а не вид спорта, – отметил Карелин и призвал лишить MMA государственной аккредитации как вид спорта.
ФЕДЕРАЦИЯ-ЗАГАДКА
Биологи до сих пор бьются над загадкой происхождения жизни на Земле. По одной из версий, все формы жизни произошли от одноклеточного организма, который напоминал то ли вирус, то ли бактерию и питался энергией от химических процессов. Никто не знает, правда это или нет. Со смешанными единоборствами все обстоит чуть проще, потому что нечто похожее на борьбу изображено в наскальных рисунках эпохи палеолита.
Государственной аккредитации тогда у боев не было, это не мешало людям драться. Как не мешает отсутствие такой аккредитации существовать в нашей стране профессиональному боксу. Любительский бокс как вид спорта существует, получает госфинансирование. Профессиональный контролируется общественной организацией, и вот уже около 25 лет ничего ему не мешает развиваться и достигать каких-то результатов.
К слову, Виталий Мутко уже обратил внимание на Федерацию любительского бокса, где в очередной раз были перенесены выборы нового главы. "Мне пока непонятно. Эта федерация – для меня загадка", – так выразился министр спорта. То, что ММА – не меньшая загадка, видимо, станет ясно ближе к 18 октября.
Смешанные единоборства в этом смысле гораздо ближе к профессиональному боксу, чем к борьбе, бегу или любительскому боксу. Мощная шоу-составляющая, антураж, эстетика – это продукт, который создавался для зрителей, для телевидения, чтобы на этом зарабатывать, а вовсе не для того, чтобы определять сильнейшего и бороться за место в олимпийской программе. Правила появлялись по ходу, сначала весовые категории и перчатки, затем все остальное – потому что это был единственный возможный путь: сначала легализоваться и выйти из-под запрета, а затем попасть на ТВ и в мейнстримную культуру. Результат мы знаем: лига смешанных единоборств UFC – это бизнес с фантастическим оборотом, сама организация этим летом была продана основателями за 4 миллиарда долларов, и это именно то, ради чего все затевалось. А не для того, чтобы проводить детские турниры и развивать спорт.
ПОТЕШНЫЕ ЗРЕЛИЩА
Сделать ММА видом спорта сумел у нас Федор Емельяненко, и никто так и не понял зачем. А тот, кто понял, – молчит. Это эксперимент, казавшаяся поначалу удачной попытка создать нечто новое там, где ничего вроде бы не было, но это ошибка, потому что путь смешанных единоборств как спорта начался сверху, искусственно, синтетически. ММА ведь появилось не на пустом месте – там были турниры по самбо, рукопашному бою, разным видам восточных единоборств, национальной борьбе. Нет никакого логического обоснования того, что нужны были детские и юношеские турниры по ММА, для того чтобы развивать спорт. Спорт развивался и так. Просто появился еще один свод правил и регламентов, по которым можно определять победителя. А нужно ли?
Нужно примерно так же, как "профессиональные" бои с участием детей – затея, абсурдная уже в своем замысле. Потому что хотя в принципе бои уже стали чем-то социально приемлемым на ТВ и на спортивных аренах, но по сути это все то же физическое уничтожение оппонента, где финальная задача – нокаутировать, задушить, взять на болевой прием, рассечь, сломать ребра и пр. Не детская игра.
Должно ли это быть в ведении Минспорта, вот вопрос. Раз уж это спортом не является. В США атлетические комиссии официально санкционируют все бои, назначают судей, а еще снимают процент с гонораров и продаж билетов и ТВ-прав, включая и показательные поединки. В России скоро появится вице-премьер по спорту, туризму и молодежной политике, в ведении которого окажется не только легкая атлетика, ММА и программы ГТО, но и, например, фестивали со всяческими этническими и историческими развлечениями вроде игры в городки или лапту и кулачных поединков стенка на стенку.
Вот тогда новому вице-премьеру и нужно будет решить, куда относить ММА – к официальным и аккредитованным видам спорта или к "потешным" зрелищам. И тогда уже стоит выяснять, кто и какими инструментами должен будет контролировать бои, их честность, финансовую прозрачность, а заодно и снимать свой процент со всех операций.
Геннадий КАПШАЙ, главный тренер сборной России по MMA:
– Если лишить MMA госаккредитации, этот вид спорта снова вернется в подполье, что вызовет еще больше проблем в регулировании. Для того чтобы подобных проблем, как в ситуации с детскими боями в рамках Гран-при "Ахмат" 2016, больше не возникало, нужно просто законодательно отрегулировать MMA. Прописать все до мелочей. В любом случае я не вижу существенных поводов для того, чтобы снова отбросить этот спорт на задворки. К нам приходит все больше молодых людей, которые любят MMA. И ставить их за рамки признанного вида спорта было бы неверным.
Олег ТАКТАРОВ, президент Федерации MMA России:
– В MMA накопилось много проблем. Для нас важно, чтобы все люди, которые руководят ассоциациями смешанных единоборств в России, собрались вместе и постарались решить, как дальше развивать спорт в целом. Но лишать MMA аккредитации нельзя. Ведь в каждой секции по MMA изначально преподаются основы борьбы, ставится удар, ставится базовая техника традиционных боевых видов спорта.
Вадим ФИНКЕЛЬШТЕЙН, глава Международной ассоциации смешанных единоборств (WMMAA):
– Смешанными единоборствами занимаются в каждом уголке страны и во всем мире. Сейчас речь идет не о том, чтобы лишить Россию такого спорта, как смешанные единоборства, а о признании этого спорта олимпийским видом. Допустим, во всемирную федерацию, которую я возглавляю, входит более 60 стран, и Россия – один из лидеров. Популярность этого вида спорта растет. К нам все больше и больше приходит молодых ребят, которые предпочитают этот спорт той же самой борьбе. Как это можно остановить? Нужно просто прописать законодательно правила проведения детских боев. Насколько мне известно, Минспорта сейчас этим как раз и занимается.