26 августа 2014, 09:20

Саулюс Мейлутис: "Победа на Олимпиаде не изменила Руту"

Владимир Иванов
Обозреватель

17-летняя литовка Рута Мейлютите на прошлой неделе легко выиграла золотую медаль на юношеских Олимпийских играх и сразу после плавательного турнира в Нанкине помчалась в аэропорт. Прилетев на чемпионат Европы в Берлин, она победила на "полтиннике" брассом уже среди взрослых. Ни одного слова о тяжелом перелете или накопленной к концу августа усталости от Руты никто так и не услышал. О том, как Мейлютите удается выдерживать такой темп, корреспонденту "СЭ" рассказал отец олимпийской чемпионки на дистанции 100 м брассом.

– Вы отлично говорите по-русски. Дочь этим похвастаться не может.

– Это плохо. Правда. Я очень сожалею, что русский язык убрали из литовской школьный программы. Убежден, что это большая ошибка. А дома было учить некогда.

– Но у Руты есть немало других достоинств. Какими из них особенно гордитесь?

– Самое важное ее качество для меня – добросердечность. Плюс к этому Рута всегда в хорошем настроении. Это здорово.

– Чего желаете дочери в первую очередь?

– Главное, чтобы она была здоровой и сохранила свое сердце. Все остальное, включая медали, второстепенно.

– Рута пошла в бассейн из-за проблем со спиной?

– У нее была асимметрия мышц на спине, и врачи порекомендовали ей больше плавать. А у нас, к тому же, такая семейная политика, что каждый должен уметь плавать. Вот так Рута с семь лет впервые попала в бассейн.

– Сразу выделялась?

– Она была крепкой девочкой! Как-то в девять лет на тренировке она подтянулась 17 раз. Меня это мало удивляло, поскольку она росла в натуральных условиях. У нас в Каунасе собственный участок, на котором растут большие деревья. Рута все детство по ним лазила со старшими братьями. Она росла гиперактивной – постоянно тянулась за Маргирисом и Миндаугасом. Вместе с ними ходила играть в футбол и баскетбол. А как-то зимой, помню, она долго не возвращалась со школы. Мы начали волноваться, вышли на улицу – а она лопатой снег со двора выгребает…

– Помните день, когда Рута выиграла свои первые соревнования?

– Нет, это были какие-то местные соревнования. А вот ее первый международный старт, на котором она завоевала бронзу, я помню. Это было в Италии в 2008 году. Она стала третьей на дистанции 100 м вольным стилем. А в 2009 году она установила три рекорда Литвы для девочек до 13 лет.

– Вскоре вы уехали в английский Плимут? Почему?

– Из-за кризиса 2008 года я потерял работу. Вот и решил отправиться в Англию на заработки. Все-таки у меня трое детей. Вскоре нашел себе там дело. Через некоторое время нашел в интернете бассейны, которые были рядом. Оказалось, что в соседнем Плимуте есть хороший клуб. Мы пообщались с тренером, и уже через месяц после моего приезда в Британию Рута переехала ко мне. Это был 2010 год. Тем же летом, в 13 лет, она побила взрослый рекорд страны, который принадлежал Лине Кочушите.

– А уже в 2011-м Рута блистала на Европейском юношеском фестивале в Турции.

– Все правильно, там она в 14 лет выполнила норматив "А" на Олимпийские игры. Из-за статуса соревнований его тогда не засчитали, но Рута повторила эти секунды через полгода на соревнованиях во Франции.

– Но и тогда вы, наверное, не предполагали, что она может выиграть медаль в Лондоне? Тем более – золотую.

– Накануне соревнований я прочел одну статью, где Руту нарекли "темной лошадкой". Ее тренер Джон Руд говорил, что она способна попасть в финал, а если все сложится – может зацепиться и за бронзу. Однако уже в предварительном заплыве она сбросила две секунды…

– Вы были на трибунах?

– Нет, следил за стартами из дома.

– Какие мысли возникают в голове родителя, когда его дочь в 15 лет выигрывает Олимпиаду?

– Кто-то у меня спросил: Саулюс, а что дальше? Какие теперь задачи? Главное, чтобы она не потеряла своей души. И она справляется! Золото Лондона абсолютно никак ее не изменило. Разве что добавило зрелости. Рута очень добрая. Я с самого детства учил ее не судить о человеке по его возрасту, полу, национальности, социальному положению, и прочему и она впитала эти истины. Для нее главные критерии – честность и открытость.

– Как в Литве поощряют олимпийских чемпионов?

– Руте выделили 400 тысяч лит. Для нашей страны это очень большие деньги. Также была встреча с президентом. Рута получила какой-то орден.

– Правда, что первый литовский тренер Руты попросил себе премию за ее успехи?

– Да, но так ее и не получил.

– Какой подарок для вашей дочери самый лучший?

– На две недели вернуться в Литву, съездить с семьей на озеро, сходить за грибами. После Олимпийских игр национальный комитет предлагал всей семье отправиться отдыхать чуть ли не в любое место на Земле, но Рута от всего отказалась. Предпочла побыть дома. К дорогой жизни она не стремится.

3