28 июля 2015, 15:40
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА. СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани
Весь предыдущий день на "Казань-Арене" штормило. Началось все еще в воскресенье, когда, комментируя техническое выступление россиян, главный тренер команды Татьяна Покровская назвала судейство безобразным. Тему подхватил присутствовавший на комментаторской позиции министр спорта России Виталий Мутко, заявивший в эфире, что намерен потребовать от Международной федерации плавания тщательного разбирательства по инциденту.
Сам инцидент заключался в том, что российский дуэт, имевший в предварительном турнире первый результат с отрывом от США в 2,14, в финале проиграл, получив более низкую оценку за более качественное, нежели накануне, выступление.
26 июля, Казань. Александр МАЛЬЦЕВ и Дарина ВАЛИТОВА. Фото AFP
В синхронном плавании не любят скандалы. Несмотря на предельную эмоциональность вида (что поделаешь – женщины!), здесь давно научились не позволять эмоциям оттеснять здравый смысл на второй план. Был случай, когда на одном из чемпионатов мира два известнейших тренера сцепились прямо на пресс-конференции на глазах у журналистов – не сошлись во мнении, кто у кого какой элемент украл и кто вообще должен был стать чемпионом. Однако подавать протест по этому поводу потерпевшие отчего-то не посчитали нужным.
Протест на моей памяти за последние пару десятков лет вообще был подан лишь однажды – на чемпионате мира-2005 в Монреале. Бассейн для синхронного плавания оказался непривычно мелким, и "нижняя" девочка в канадской группе, выстраиваясь в подводную пирамиду перед выполнением поддержки, встала обеими ногами на дно, что было зафиксировано всеми подводными камерами. Нарушение было слишком вопиющим, чтобы не обратить на него внимание. Поэтому протест был удовлетворен, а канадцы оштрафованы.
26 июля, Казань. Техническое выступление Александра МАЛЬЦЕВА и Дарины ВАЛИТОВОЙ. Фото REUTERS
Что до судейства, к нему всегда было приковано особое внимание. Слишком большая степень субъективизма изначально заложена в результате: 30 процентов общей оценки составляет техническая сложность, еще 30 начисляется за исполнение и 40 – за артистизм. Если вдруг оценка того или иного судьи начинает казаться рефери необъективной, он вправе вынести на специальную комиссию FINA предложение отстранить такого судью от дальнейшей работы. Так, кстати, было на Олимпийских играх в Сиднее: после исполнения дуэтами технической программы была освобождена от своих судейских обязанностей опытнейшая американка Джуди Макгоун: ее оценки "выпадали" из общего ряда более чем на полбалла в минус – для россиянок и в плюс – для соотечественниц.
Возмущенных воплей тогда было много. Но официального протеста со стороны США тоже не последовало – в глубине души все понимали, что меры приняты абсолютно по делу.
Другими словами, большая иллюзия полагать, что судьи в синхронном плавании это некая группа неприкасаемых, которым позволительно делать все, что они захотят. Разборы оценок судейской комиссией практикуются в синхронном плавании до сих пор, и все они, как правило, предельно жесткие.
26 июля, Казань. Билл МЭЙ и Кристина ДЖОНС. Фото REUTERS
Понятно, что реакция спортивного министра страны, принимающей чемпионат, не могла пройти бесследно. Разбор был более детальным, нежели обычно, и завершился комментарием главы технического комитета FINA Стефании Тудини.
– Абсолютно никаких проблем с судейством на турнире смешанных дуэтов не было, – сказала она. – Я работаю в синхронном плавании на протяжении уже 40 лет, причем последние 30 – на международных турнирах. После квалификационного турнира судьи всегда общаются с членами технического комитета, объясняя свои решения и какие-то спорные моменты. По поводу судейской оценки россиян Валитовой и Мальцева у нас не возникло и тени сомнения.
Но что же произошло на самом деле?
Технически российский дуэт действительно оказался в финале на высоте. Но техническая оценка россиян и была высокой. Она на 0,49 превысила технические баллы американцев и оказалась на 0,35 выше той, что Мальцев и Валитова получили в предварительном выступлении.
А вот с художественной точки зрения программа россиян судей не впечатлила. Возможно, сыграло роль то, что предварительные соревнования и финал обслуживались разными группами арбитров. Но скорее причина заключалась в другом. Убедительно выиграв первый бой, российские дебютанты растратили слишком много эмоций. И попросту перегорели к финалу, предвкушая, как получат вожделенные золотые медали. Думаю, в реальность этого золота верили не только они. Награды-то были совсем близко, почти в руках. Поэтому и реакция на поражение оказалась крайне болезненной.
26 июля, Казань. Выступление российского дуэта. Фото REUTERS
Как я уже написала в одном из первых репортажей, ты никогда не заведешь зал и не получишь от него ответной энергии, если просто выполняешь некий набор технических действий, пусть даже безукоризненных. Могло финальное выступление российского дуэта эмоционально не "зацепить" судей? Да запросто!
Как человек, достаточно тесно знакомый с судейской кухней, я вполне допускаю, что в этом финале мог иметь место и некий антироссийский настрой, вследствие которого Мальцев и Валитова проиграли сущую ерунду. В таких случаях даже не говорят "проиграли" – просто не повезло. Речь-то идет о вкусовщине чистой воды.
Только опять же нельзя не признать, что повод к придиркам спортсмены дали сами. Это для нас военная тема – святое, а фильм "Семнадцать мгновений весны" всенародно любим и изучен многими поколениями до последней музыкальной ноты. Но в понедельник, например, я выслушала огромное количество самых разных точек зрения от своих иностранных коллег, которые искренне недоумевали: ну ладно, Россия, война, погоны. Но глаза-то офицеру красить зачем, превращая трогательный облик – в кич? К чему сей достаточно спорный имидж на чисто спортивном мероприятии? Неслучайно ведь в том же фигурном катании партнеру категорически запрещен подобный макияж.
Билл МЭЙ и Кристина ДЖОНС. Фото AFP
На самом деле скандал случился очень вовремя. Именно сейчас, когда новый вид только обрел свое место в программе мировых первенств, стоит задуматься о том, что он должен иметь свои, отличные от классических правила, которые помимо всего прочего поощряли бы те элементы, которые в силу физических возможностей не способны выполнить женщины. Другими словами, которые оправдывали бы присутствие в дуэте мужчины.
А иначе зачем все это?