Лондон-2012. Виды спорта. Фехтование

Лондон-2012

4 августа 2012, 00:42

Алексей Якименко: "Я плачу - только вам этого не видно"

LONDON-2012 // ФЕХТОВАНИЕ. Сабля. Мужчины. Командные соревнования

После поражения от Италии в поединке за бронзу в олимпийских командных соревнованиях саблистов (40:45) лидер сборной России Алексей Якименко изложил в разговоре с журналистами свою версию произошедшего.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Лондона

- Медали мы проиграли не итальянцам - румынам, в полуфинале. Они фехтовали плохо, а мы еще хуже, - считает Якименко. - Совершили кучу ошибок, которых не должны были совершать. Не справились с нервами и по инерции провалили матч за третье место. И все же две медали - уже прогресс по сравнению с Пекином. У российской сабли есть будущее - при условии, что нашим тренером останется Кристиан Бауэр.

- Объясните, что происходит: стрелки, фехтовальщики выигрывают чемпионаты мира, а потом приезжают на Олимпиаду и остаются без наград. Куда все уходит?

- Ответственность другая. Или, к примеру, пресса нас немного оглушает. Вы хотите дать информацию, рассказать о нас полнее. Не говорю, что это плохо, но это непривычно, потому что о нас вспоминают раз в четыре года. Для многих видов спорта такое ураганное внимание - как гром среди неба. А еще сам спортсмен может себя перекручивать. Все-таки Олимпиада - главный старт четырехлетия.

- Профессионалы обязаны справляться с такой нагрузкой.

- Вот я перед вами стою, уставший, и вижу: даже разговаривая со мной, вы нервничаете. А мы, поверьте, нервничаем во время выступления гораздо сильнее. Фехтование - чистая психология, мы даже коснуться соперника не можем, мы должны его почувствовать. Тяжело по горячим следам сказать, что и почему. Я плачу - только вам этого не видно. Для меня это поражение - большая психологическая травма, поверьте. В Пекине я упал, встал и пошел - вроде все проще выглядело. Но повторения всего пережитого себе не желал. Пройти еще раз этот четырехлетний путь... Мысль вертится: "Может, хватит?", и никуда от нее не деться сейчас. И все же надо продолжать. Останется Бауэр - все у нас будет хорошо. Если уж возрастные итальянцы берут медали, то у нашей молодой команды шансы точно есть.

- С какими мыслями выходили на бой с Италией?

- Только с одной - победить. Итальянцы более обычные, чем румыны, волнения было меньше. И все равно проиграли. Потому что неудача против Италии - следствие поражения от Румынии. А сейчас из дома позвонили. Какие-то вы все закрепощенные там, говорят. А как иначе? Конечно, мы хотим выигрывать медали для страны. И гимн поем. И бронзу нам хотелось, чтобы прийти и сказать - хоть что-то завоевали. Но...

- Вы и Решетников проиграли американцам в индивидуальных состязаниях. А сегодня командой убрали их в одну калитку. Логика в этом есть?

- Разумеется. Личные и командные соревнования - небо и земля. Если духом слаб, в команде ничего не выйдет.  Во-вторых, мы настраивались на США. А я, например, вообще их боялся. Но справились очень легко. И тут включилась эта мысль - один шаг до медали, одна встреча, пьедестал почти гарантирован...

- У них не так, у иностранцев?

- Я вам отвечу. У итальянцев точно не так, они театралы. И у американцев не так. В Пекине первые два места заняли американки, а потом сказали: уходим, у нас учеба на первом месте. Для них Олимпиада - энтузиазм, а учеба - серьезная жизнь. А мы профессионалы, спортом деньги зарабатываем. Зарплата зависит от результата и медалей. 

- На сегодняшних упущенных сколько потеряете?

- Не принято об этом говорить.

- Спортсменов спросят, оставлять ли Бауэра?

- Не знаю. Судить нужно не по одной Олимпиаде, а по периоду. Бауэр выиграл пять чемпионатов мира из пяти возможных.

- Почему так тяжело с вами разговаривать после соревнований? Как будто из забоя идете.

- А вот представьте: вы работаете, важным чем-то занимаетесь. А к вам подходят и говорят: "Пойдем покурим?". Есть шанс получить клавиатурой по голове в ответ, по-моему.

- Это вы говорите про всех спортсменов. А вопрос был только про российских, которые, кажется, всегда в таком состоянии, словно им вот-вот грудью на амбразуру.

- Вы тоже это заметили? Видел такое у гимнасток, и представителей других видов спорта. Что поделать - такая ответственность, словно мир рухнет, если не выиграем. Отсюда и результат... Я честно пытался снять с себя напряжение, внушить себе, что никому ничего не должен. Я сейчас не о долге перед страной, а о моральном грузе. На балкон выходил, на телефоне фильмы смотрел, в Лондон выбирался. Как только себя не занимал! И все равно Олимпийская деревня меня "съела". Чуть расслабишься - посмотри, праздник вокруг! И снова, бац - нужны медали, мы обязаны, должны... 

- Почему ж Бауэр не вытравил из вас это?

- Тело натренировать можно, голову - очень трудно.

- А не в больших ли деньгах все дело, которые вкладывают в федерации олигархи и бюджет?

- Расскажу вам свою историю. Однажды порвал ахилл, год пролежал в больнице. Получал в этот период 12 тысяч рублей в месяц. Мы не футболисты и не теннисисты, поверьте. Мы по сравнению с ними - нищие. Все, что у меня есть - машина и квартира, из остального - зеро. Я не Аршавин, не Шарапова, и яхты у меня нет. О каких деньгах вы говорите? Я заинтересован в результате кровно, потому что без него ничего не заработаю. Для кого-то это мотивация, а для кого-то демотивация.