11 августа 2012, 16:00
LONDON-2012
В ходе телемоста Москва - Лондон глава Олимпийского комитета России подвел предварительные итоги Игр-2012, призвав не делать количество золотых медалей главным критерием оценки выступлений российских спортсменов.
Филипп ПАПЕНКОВ
с Зубовского бульвара
- Олимпиада еще не закончена, но первые итоги уже можно подводить. Считаю, наши спортсмены выступают успешно, причем в самых разных видах, - начал Жуков. - Как обычно, стартует Россия медленно, а потом разгоняется. Не хочу загадывать, но впереди еще два полноценных насыщенных дня, вот и сегодня мы уже пополнили свою копилку. Вообще, я сторонник того, чтобы анализировать соревнования после их окончания, а не до и вовремя.
- Руководитель администрации президента Сергей Иванов уже назвал выступление российской сборной в Лондоне провальным. Вы считаете иначе?
- Думаю, Сергей Иванов отлично разбирается в спорте и сказать подобного просто не мог. Может, его не так поняли. Да и как можно считать эту Олимпиаду провальной, если общее количество медалей в нашей копилке будет явно больше, чем в Пекине. Сейчас это уже очевидно.
- И все-таки были виды спорта, в которых Россия явно выступила хуже, чем от нее ожидали…
- Да, мы ждали большего от стрелков, от фехтовальщиков, ведь на всех предыдущих соревнованиях они выступали успешнее. Но это спорт, всякое бывает. Не повезло в штанге: кто-то получил травму, кто-то показал в финале одинаковый результат с конкурентом, но оказался на сто грамм тяжелее. Ничего, повезет в следующий раз, потому что я вижу, насколько перспективная у нас команда. Посмотрите на наших гимнастов! Я считаю, это просто сборная будущего.
- Мы в России максималисты и любим считать только золотые медали. Правильно ли это, и можно ли считать серебряных и бронзовых призеров героями? По бронзе мы вообще впервые вышли на первое место…
- Каждый считает так, как ему нравится. Я считаю, что все медалисты без исключения – герои. Можно быть болельщиком в любом виде спорта, но я не понимаю, как можно получать удовольствие от подсчета медалей. Такого вида спорта я не знаю! Нужно смотреть на наших синхронисток, бегунов, прыгунов и так далее, и получать удовольствие от этого. От баскетбола и волейбола, каким бы ни был результат.
- Раньше вас видели на различных мероприятиях в качестве простого болельщика. С изменением должности ваше отношение к спорту изменилось?
- Все осталось по-прежнему, просто теперь я трачу много времени на различную организационную работу, так что являюсь болельщиком вдвойне.
- Не кажется ли вам, что пора определиться с моделью, по которой следует развивать спорт в России. Есть модель американская, где государство не вмешивается в эту сферу, и за все отвечают федерации. Есть китайская, где все построено наоборот, и все подчинено государству. В Европе развита клубная система, в Австралии и Великобритании приняты центры подготовки. В России же все как в известной басне про лебедя, рака и щуку: спортом занимаются и государство, и федерации, особенно если за ними стоят большие бизнесмены…
- Вопрос справедливый, но я считаю, что нет ничего плохого в смешанной системе. Американский подход в России не приживется, китайский уже тоже устарел. Усилия должны складываться. Виды спорта разные. Где-то есть серьезные спонсоры, как в футболе, но большинство без государственной поддержки не справится. Нужна серьезная федеральная программа по восстановлению детско-юношеского спорта. Работа ведется, но пока мы далеки от конечной цели. В то же время результаты текущей Олимпиады говорят о том, что наша система работает нормально.
- Как вы оцениваете результаты работы по борьбе с допингом, проведенной ОКР, Минспорта и РУСАДА?
- Пока можно постучать по дереву: каких-то прецедентов в нашей команде на Олимпиаде не было. Проведенная работа, как контрольная, так и воспитательная, дает свои плоды.
- Вы перед Олимпиадой говорили, что наш план на эти Игры – 25 золотых медалей. Если Россия в итоге получит меньше, вы все равно будете полны оптимизма?
- Похоже, вы как раз относитесь к той категории болельщиков, о которой я говорил. Речь шла не о плане, а о прогнозе. И давайте подождем окончания соревнований. Если в копилке российской команды будет 24, а не 25 золотых наград, мы расстроимся, но не сильно.
- Ходят слухи, что между ОКР и Минспорта возник некий конфликт, связанный с неудачным выступлением команды в Лондоне…
- Не знаю, откуда берутся подобные разговоры. Мы работаем вместе с Виталием Мутко, обстановка нормальная. Конфликта интересов у нас уж точно нет. И еще раз повторюсь: я абсолютно не согласен с тем, что эта Олимпиада складывается для нас неудачно.
- Многим кажется, что российских спортсменов засуживают. В частности, в спортивной гимнастике…
- Я не заметил, чтобы судейство в отношении российских спортсменов было предвзятым. Мне как болельщику тоже иногда кажется, что к россиянам относятся не совсем объективно. Например, на кольцах мы, по-моему, смотрелись не хуже тех, кто оказался в итоге выше. Но дело, скорее, в том, что на трибунах просто маловато наших болельщиков. А британцам, напротив, помогает эффект домашней Олимпиады. Например, меня поразил финальный бой Софьи Очигавы против ирландки, за которую неистово переживал весь зал, и это, конечно, оказало определенное давление на судей. Переживают британцы и за американцев.
- Как оцените выступление россиян в командных видах спорта?
- О волейболистах говорить пока рано, им предстоит финал. Отлично провели турнир баскетболисты, но дважды обыграть испанцев – это задача сверхсложная. Видимо, не хватило сил Андрею Кириленко – лучшему, на мой взгляд, игроку этой Олимпиады.
- Почему россияне так редко пользуются правом подавать протесты и апелляции?
- Я бы так не сказал. Для каждого протеста нужна веская причина. Насколько мне известно, был отстранен от работы арбитр матча наших пляжных волейболистов. Мы были не согласны с отменой двух гонок в парусе, где выступает экипаж Скудиной…
- Говоря о неудачных для России видах, вы не упомянули плавание…
- Будем говорить прямо, плавание – традиционно не наш вид спорта. Так было и в советские времена. Откуда нам взять олимпийских чемпионов, если нет и намека на массовость в этом виде. У нас и 50-метровых бассейнов в стране раз-два и обчелся. Работа ведется, но этого мало.
- Как вы относитесь к отставкам главных тренеров сборных сразу после соревнований?
- Вообще, я не сторонник таких эмоциональных решений. Люди могут быть сами расстроены, как, например, в фехтовании. Но нужно понять причины, помешавшие завоевать те медали, которых они ожидали, а не рубить с плеча. В спорте, как и в жизни, побеждает тот, кто может терпеть и четко осознает, куда он идет. А тот, кто начинает ныть, стонать, без конца увольнять тренеров, точно ничего не добьется.
- Британцы во многом опережают нас в медальном зачете благодаря успехам в академической гребле и трековом велоспорте. Какие шаги могут быть сделаны в России, чтобы добиться здесь прогресса?
- Было бы наивно рассчитывать здесь на успехи в гребле. Ситуацию нужно действительно менять, тем более у нас в этом виде есть традиции. Что касается велотрека, то те результаты, которые показали британцы, оказались недостижимыми не только для нас, но и для всех остальных. Хозяева подготовились к Олимпиаде просто блестяще.
- Что стало для вас самым большим разочарованием и самым большим открытием этих Игр?
- Разочарования самого большого нет, а удивили с приятной точки зрения результаты дзюдоистов. Три золота от них никто не ждал.