Лондон-2012

Лондон-2012

14 августа 2012, 00:02

Из дома в дом

LONDON-2012

В дни Олимпиады Лондон превратился в большую выставочную площадку:  где еще найдешь такую возможность отрекламировать свою страну, город или торговую марку? Спецкоры "CЭ" посетили в дни Игр несколько знаковых "домов" и "парков"  и пришли к выводу, что зачастую задумки организаторов выливались  в нечто совершенно необъяснимое. Что дало нашим репортерам повод  и огорчиться, и улыбнуться.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ, Дмитрий СИМОНОВ
из Лондона

ЗДЕСЬ БЫЛ ФИЛИПП

Порой мы сами к себе относимся излишне критично. Возможно, именно поэтому первые впечатления от двух русских парков, по-модному названных Russia.Park и Sochi.Park (оба расположились в недрах лондонского, простите за многочисленные повторы, Гайд-парка), оказались негативными. Особенно на фоне Африканской деревни, которая находилась аккурат напротив. Веселая ярмарка, устроенная в этой деревне, выглядела царством счастья. Тогда как большая белая палатка в Сочи-Парке поначалу показалась обителью тоски.

Чувство тревоги усилилось, когда мы попытались пройти внутрь. После того как охрана перерыла наши рюкзаки, мощный мужчина сообщил: "Ждите. За вами придут..." Как раз в этот момент наши взгляды упали на стену с планом Сочи-Парка, и стало совсем грустно: "Зона 1. Зона 2. Зона 3"... Зона... За нами придут... В общем, повеяло холодом.

К счастью, на поверку все оказалось не так страшно. Наоборот. Вместо зловещего провожатого за нами явилась хрупкая девушка Оля, от обаяния которой у одного из нас на душе сразу запели соловьи. Сталкер Ольга провела по зонам, и нам было интересно. Сочи-Парк оказался весьма интересным, технологичным и даже изящным местом.

Сначала нам показали маленький фильм на английском языке, где звезды отечественного спорта - Татьяна Навка, Светлана Хоркина и прочие - рассказывали о достоинствах города Сочи и России в целом. Разве что позабавило, что иные будто бы читали школьные топики: "Ай лив ин Раша. Раша из биг". Ну, вы поняли.

Впрочем, с учетом фантастической реакции заграничной публики на знаменитую речь Виталия Мутко в Цюрихе, следует констатировать: иностранцам нравится, когда говорят "фром май харт", а на произношение они внимания не обращают. Завершался ролик фразой: "Это наша Раша. А какая ваша?"

Напротив экрана была стена, где посетители выставки сочинского хозяйства оставляли добрые пожелания. Наше внимание привлекли две надписи: "Здесь был Филипп" (неужели тот самый, муж королевы?) и "Савчуки болеют за Россию" (молодцы Савчуки, правильным делом занимались).

В день, по словам Ольги, в Сочи-Парк приходило около пяти тысяч посетителей. В первые дни попасть в Сочи-Парк можно было, заплатив 20 фунтов, но, опять же по словам Ольги, через пару дней (по нашей информации, 2 августа, то бишь спустя неделю после открытия) один из спонсоров "сделал подарок" и обеспечил гостям бесплатный вход. Вынуждены отметить, что во время Игр билет в потрясающий Британский музей с египетскими мумиями, древнегреческими статуями, римскими доспехами и прочими экспонатами стоил ноль фунтов без всяких подарков от спонсоров.

Дальше нас провели в гигантский поезд "Ласточка", который будет курсировать между олимпийскими объектами в столице Олимпиады-2014. Поразило время в дороге - 20 минут от вокзала до Красной Поляны. Один из нас, работавший на Играх-2010 в Канаде, тут же восторженно воскликнул: это супер, это фантастика! Даже в рамках Уистлера, где состязались в биатлоне, лыжах, бобслее и прочем, путь до объектов занимал в лучшем случае полтора часа. В ответ на это другой спецкор "СЭ" скептически покачал головой. Кстати, классическая русская блондинка  в игривом костюме вагоновожатой рассказывала нам про "Ласточку" по-английски: то ли ей этот язык ближе, то ли она просто заучила текст на иностранном. Мы, поддавшись ее влиянию, перешли с "ага" и "угу" на "Yeah".

Дальше мы разделились. Один предпочел и далее наслаждаться обществом Ольги, второй уехал кататься на бобслейном симуляторе и посмотрел 4D-кино. И то, и то понравилось. Вопреки изначальному негативному настрою Сочи-Парк произвел на нас отличное впечатление.

Вечером там давали ледовое шоу Ильи Авербуха под названием "Маленькие огни большого города". Сюжет спектакля в нескольких предложениях таков: карикатурный злодей Ягудин пытается отнять Навку в красном платье у доброго Костомарова и в своей порочной страсти протыкает коллегу ножом. Фигурист Тихонов в роли дворника-ангела с замашками Чарли Чаплина пытается этому помешать, но тщетно. В конце надо льдом идет дождь, и, кажется, все умирают. Все это, как индийском кино, сопровождается блестящим ледовым танцем наших чемпионов. Здорово!

В честь Дня железнодорожника на спектакль пожаловал Владимир Якунин. Его переводчица говорила так бойко, что колонки не выдерживали и издавали "бах". После первого "выстрела" Якунин стал опасливо озираться, после второго все понял и пошутил: "Не пойму, это в меня стреляют или в вас?"

Зал, понятно, зашелся в аплодисментах.

ПОПРОБУЙТЕ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА

А вот Русскому Парку развеять наш скепсис не удалось, даже несмотря на залихватское "В незнакомом табуне-е-е ко-о-онь гулял на воле", разносившееся по округе в момент нашего прихода. Место оказалось унылым, а в хмурую английскую погоду еще и весьма мрачным - с вытоптанной пожелтевшей травой, где при отсутствии событий (то есть чествования наших олимпийских призеров), тусовалось от силы человек тридцать. Даже казачий хор не спасал.

Судя по слогану на входе, Russia.Park должен был "знакомить с традициями и обычаями России". Коли так, в число исконно русских традиций входят игра в гигантские шахматы, гольф, сидение на креслах типа "мешок", игра в хоккей на пластмассовом имитаторе льда и поедание блинов и шашлыков "Лео Толстой" и "Пушкин" соответственно.

Впрочем, попробовать Льва Николаича на вкус нам не удалось - в обеденное время столовая была закрыта. Зато там, в Русском парке, играли дети. Увы, в ответ на наше замечание, что здесь, мол, цветут цветы жизни, более искушенные коллеги молча указали на соседнюю детскую площадку с кораблем типа "Черная жемчужина". Детей там было как медалей у сборной США. Так что Русскому Парку оставалось грустно курить в сторонке.

Кстати, вопреки озвученной информации, выпивать в Russia.Park было можно - в специальной VIP-зоне. Туда нас, естественно, не пустили. Что позволило при написании этого материала сохранить трезвость ума.

"ЧТО ЗА ГАД ТАМ ОРЕТ?"

Экипировщик сборных России, Испании и Украины - компания Bosco - обосновался в шаговой доступности от Трафальгарской площади. Свое дело боско-ребята обставили с размахом, но точно в соответствии с канонами уэлсовской "Машины времени", разделив посетителей на элоев и морлоков. Первые имели доступ на шикарные верхние этажи арендованного у королевской академии наук дома - с рестораном, камином, библиотекой, курительной и всеми прочими джентльменскими прелестями. Вторые каждую ночь отрывались в подвальном помещении, гордо именуемом клубом.

Скажем откровенно: под землей было забавнее, и попасть туда стремились даже некоторые из небожителей. В первую очередь благодаря тому, что в клубе проходили живые концерты известных исполнителей. Нам, например, удалось посмотреть на Андрея Макаревича, Игоря Бутмана и Петра Налича. Правда, сама атмосфера к прослушиванию музыки располагала не всегда.

Части морлоков концерты, к несчастью, были до лампочки. "Что ж там за гад у бара орет?" - не выдержал Макаревич уже в начале своего выступления. Не обращая внимания на певца, у стойки гоготали трое одинаково кудрявых мужиков с бычьими шеями. Все - в красненьких тренировочных костюмах.

В "Боско-доме", скажем честно, наливали. Уже на входе давали две цветные фишки, которые можно было обменять на один из коктейлей. Грамотный ход: народ, подзаряженный таким образом, впоследствии охотно тратил в баре уже свои кровные.

Впрочем, некоторым везло. Так, на наших глазах одна бывшая спортсменка, уходя из подвала, горстями ссыпала эти фишки каким-то ребятам.

БОГЕМНАЯ ЖИЗНЬ

Думали, что рассказы о свободных нравах Сохо - не более чем стереотип из серии "чопорные англичане". Ошибались, район действительно вавилонистый.

Именно там, посреди многочисленных баров и клубов разной ценовой категории, примостился роскошный белый особняк, над входом в который красовалась золоченая надпись Omega-House. Каждую ночь швейцарская часовая компания устраивала вечеринки для лондонской богемы. Среди гостей были Николь Кидман, Ванэсса Мэй, Майкл Фелпс, куча каких-то британских актеров из популярных сериалов, модели и их покровители, дизайнеры и их музы, режиссеры и их спутники с соответствующими жизненными принципами.

На входе -  два человека-треугольника в черных костюмах и с киношными наушниками, а также улыбчивая девушка с фирменной папочкой в руках. Попасть внутрь можно либо по спискам, составляемым за несколько дней до каждого мероприятия, либо по личному приглашению кого-то из руководства компании. Чем ближе к вечеру, тем больше народу толпилось у дверей, пытаясь как-то просочиться на элитный междусобойчик.

Журналистов, однако, туда затаскивали активно, причем всегда под различными благовидными предлогами - то, видите ли, будет "бразильская ночь", посвященная Олимпиаде в Рио, то "русский вечер" (Сочи-2014), то "встреча с пловцами". Мы польстились дважды. Оба раза стали свидетелями стильно обставленной и гламурно припудренной пьянки, где из декораций менялся только флаг на одной из стен. А так, много комнат, просторный внутренний дворик - и что бы ты ни заказал у услужливых и вместе с тем невидимых официанток, вместо денег они принимали улыбку и "спасибо". То же самое - за несколькими барными стойками.

Чужеродные организмы там, однако, не приживались. Так, на "встречу с пловцами" пришли двое благообразных господ из газеты, освещающей культурную жизнь Петербурга. Тусовка их, по всей видимости, интересовала мало, хотели с кем-то встретиться, взять интервью. Но пока перед собравшимися во дворике держал слово прославленный российский чемпион Александр Попов, на культурную жизнь Петербурга нагадили птицы. А как только смущенные гости при помощи омеговских пиарщиц очистили свои костюмы, на них нагадили второй раз, опровергнув принцип про двойное попадание одного снаряда в ту же воронку. Тут уж было не до интервью.

ВСТРЕЧА С КОЛОНИЗАТОРОМ

"Африканская деревня", как вы уже знаете, отворила свои двери в Гайд-парке, где по дорожкам в неимоверных количествах бродят гуси и лебеди. Еще здесь можно было покормить белочку - удивительно пушистую. Африканская деревня по большому счету была ярмаркой, где каждая из стран Черного континента презентовала себя. Египетский павильон оказался камерным, как саркофаг: где-то в глубине сидела женщина в черном и занималась клинописью. Стены палатки Экваториальной Гвинеи были испещрены портретами президента-диктатора Теодоро Обианг Нгема Мбасого, правящего уже бог знает сколько лет. В Кот-д’Ивуаре наливали кофейный ликер, кормили сушеными бананами и давали поиграть на барабанчиках. В павильоне Камеруна торговали футболками со стразами и диковинными картинами с изображением темнокожих женщин в неглиже. Наконец, на трибуне пел лиловый негр в лиловых же штанах, а местные женщины, которых непременно оценил бы наш коллега Беленький, двигали своими лучшими частями тела в такт его песне. В общем, было очень весело. Было...

Через несколько дней мы вернулись - уж очень хотелось прикоснуться к празднику еще раз. Настроение - лучше некуда, погода - самая что ни на есть африканская, руководитель бригады "СЭ" милостиво разрешил нам несколько часов провести в безделье - сейчас чего-нибудь попить бы да поесть! Каково же было наше удивление, когда вместо музыки и ярких развалов на углу Гайд-парка нас встретили тишина и глухой забор.

Обойдя всю территорию по периметру - вдруг вход перенесли? - мы в конце концов пришли к запертым грузовым воротам, рядом с которыми висела табличка: "Африканская деревня закрыта. Приносим извинения за неудобства".

Разочарованию нашему не было предела. Но еще большим ударом эта новость оказалась для пожилого человека, стоявшего чуть поодаль. Одетый в рубашку цвета хаки и бежевую панаму, этот джентльмен внимательно изучал развешенные на заборе африканские флаги. Время от времени он тяжело вздыхал и чему-то грустно усмехался в седую бороду. Наконец, заметил нас.

- Не знаете, почему здесь нет флага Родезии? - спросил джентльмен. И, не дожидаясь ответа, продолжил: - А я знаю. Я много знаю. - И после паузы добавил, как бы представляясь: - Двадцать пять лет в Ньясаленде.

Тут он развернулся и тихонько побрел прочь. И, клянемся, трость, на которую он опирался, в этот момент превратилась в ружье, а панама - в пробковый шлем. Может, и хорошо, что этот господин, на склоне лет запутавшийся во времени, не попал в Африканскую деревню? Он не нашел бы там ни Южной Родезии, ни Северной, ни Ньясаленда.

Всех этих стран давно нет на карте, и о британских ребятах в хаки там предпочитают не вспоминать.

ВОДОХЛЕБ

Еще мы побывали в других домах - ирландском, итальянском, словенском, ямайском. Первый - это, как вы догадались, паб. Второй вообще вне конкуренции. В третьем было как-то мариборно. В четвертом торговали деревянными изделиями и крутили Боба Марли.

А самое сильное впечатление произвел на нас дом Австрии. Посреди британского лета там создали уголок зимы - с ледовой барной стойкой, снеговиком и порошей. Из искусственного снега, понятно. Кормили жареными колбасками и наливали пиво - независимо от того, входишь ты в категорию VIP или нет.

Кстати, в Австрийском доме не обошлось без щепотки России.

- Я учила русский, - сообщила нам тирольская девушка Сара. - Знаю много ваших слов. Одно мне особенно нравится. Водохлеб.