Лондон-2012. Виды спорта. Стрельба

Лондон-2012

7 августа 2012, 00:36

Алексей Алипов: "Как стрелять, когда нет патронов?"

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

LONDON-2012 // СТРЕЛЬБА

Оставшись вчера в Лондоне без медали, чемпион Афин и бронзовый призер Пекина в трэпе Алексей Алипов дал откровенное интервью, в котором изложил свое видение причин провала российской стрелковой команды

Дмитрий СИМОНОВ
из Лондона

– Я не курю, но сейчас с удовольствием покурил бы – нервы, – сказал Алипов, когда разговор подошел к концу.

– Вы сейчас так откровенно и жестко высказались. Не боитесь репрессий?

– А я, к счастью, от нашего Стрелкового союза не завишу. У меня личное оружие, свои патроны, которые привожу себе сам по контракту с итальянцами. Сам себя обеспечиваю и не жалуюсь на судьбу. Но смотрю на ребят и вижу, что они много недополучают и недобирают из-за этого. Знаете, на душе просто противно. Разве допустимо, чтобы человек, приехав на Олимпиаду, патронов для тренировок не имел?

– Ничего себе. О ком вы конкретно?

– Не буду говорить. Но такой человек был. Ему покупали патроны прямо здесь. Такие вещи крайне негативно сказываются! Условия, обеспечение, мотивация – всего этого нашим стрелкам не хватает.

– Коллеги рассказывали, что стрелкам было строго не рекомендовано общаться с прессой во время Игр. Это правда? И почему заговорили вы?

– Было такое. Что еще раз свидетельствует об ущемлении прав спортсменов. Что значит – не общаться? Мы разве кому-то чем-то обязаны, что нам затыкают рот? Вот вы ко мне подошли, и я открыт для общения. Сейчас у всех накипело. Все заговорят.

***

А начинался наш разговор так.

– Стрелки приучили болельщиков, что для России Олимпиада начинается с их медалей. Но в Лондоне удалось завоевать всего-то одну бронзу. Все удивились и расстроились. А вы?

– Для меня нет ничего удивительного. Все происходит так, как должно было произойти. Да, обидно за ребят на стенде. У них была возможность взять больше, чем бронзу. Но в целом ситуация что в пулевой стрельбе, что в стендовой не располагала к хорошему выступлению. В команде тяжелая атмосфера. Люди разбиты на кучки, двойки-тройки. И друг на друга смотрят косо.

– В чем причина?

– Нет связующего звена, которое могло бы всех объединить. Чтобы люди поверили сами в себя. Да, у нас индивидуальный вид спорта, где каждый спортсмен поступает так, как считает нужным. Но в любом случае необходим главный тренер, которому люди доверяли бы, уважали, обращались бы за помощью.

– Эти функции вроде бы выполнял спортивный директор федерации Игорь Золотарев.

– Правильно сказали: "Вроде бы". Скорее делал вид, что выполнял.

– Золотарев уже объявил, что напишет заявление по собственному желанию.

– А толку? Человек, который руководил в последние годы всем этим процессом, не стоит ни на каких ставках в министерстве, но имеет к спорту непосредственное отношение. Это Владимир Сергеевич (Лисин, президент Стрелкового союза России. – Прим. Д.С.).

– Тем не менее Золотарев взял всю вину на себя.

– Так не бывает, что виноват кто-то один. Конечно, есть и доля вины спортсменов, и невезение. Никто просто так мимо "десяток" и мишеней стрелять не будет. Мотивация и желание хорошо выступить были у всех. Другой вопрос, чем они были подпитаны. А какая тут духовная подпитка, когда в сборной творится не пойми что: половина людей в городе живет, половина в Олимпийской деревне. Никто не откликается на твои просьбы. Банальная ситуация: приехав на стрельбище, спортсмены не знают, во сколько и на каком автобусе уезжать. Каждый сам по себе. Вот один из ключевых факторов.

– На вас лично как это влияло?

– Напрягало. Сколько допущено ошибок, сколько вещей сделано вопреки здравому смыслу стрелкового спорта. Мы все старались не думать, но эта аура, эта атмосфера влияла, уверен, на всех. И случился повальный психоз, системный провал огромных масштабов. Не может в нем быть виноват один человек. Наверное, есть и другой. Или несколько виноватых.

– На сверхуспешных для нас Играх-2004 все было, видимо, иначе. Расскажите, как.

– Там нами руководил Поликанин. Тогда система работала. Все были настроены, как надо. Завоевали 10 медалей! Каждый смотрел на предыдущего и хотел быть не хуже. Я вот вспоминаю те ощущения – и мурашки по телу бегут! Как же мы все болели и переживали друг за друга: я за Галкину и Неструева, они за меня, когда я олимпийский рекорд устанавливал. А сколько спортсменов в российской форме вы видели на трибуне сегодня?

– Никого, честно говоря, не заметил.

– Вот-вот. Где командный дух? Нет командного духа! А он закладывается главным тренером. Тренера нет – должен закладывать Игорь Борисович Золотарев. А если тот не в состоянии, значит, Владимир Сергеевич должен был подключаться.

***

– Вы заговорили о проблемах в тот момент, когда Игры для стрелков подошли к концу, хотя, судя по всему, они давно лежали на поверхности. Почему же до Олимпиады вы молчали? Теперь-то уже поздно бить в колокола. Все проиграно.

– Почему поздно? Сейчас все факты налицо. Страна видит, что происходит. А бить в колокола до Игр, растрачивать эмоции, жечь свои нервные клетки – какой смысл? К тому же все в душе надеялись на хорошее выступление. Никто изначально не собирался рыть себе могилу.

– Помимо отставки Золотарева, что еще нужно сделать, чтобы в Рио-2016 провал не повторился?

– Полностью пересмотреть внутрикомандные принципы. Это и системы отбора и подготовки, и количество сборов, и система соревнований. Разве можно определять состав участников Олимпиады за год до нее? Абсурд! У нас есть элитные спортсмены, которые своими неоднократными успехами на международной арене всем все доказали. А есть люди, которые должны на них равняться. Вот Любовь Галкина – уважаемая спортсменка и уважаемая женщина. Ей пришлось участвовать в непонятном отборе. Она говорила: "Мне нужно было попадать 399 очков, когда я в таких плохих условиях никогда и не стреляла вовсе!" А не поедешь на этот отбор – пропустишь соревнования. Вообще как можно сравнивать Галкину с любой другой спортсменкой, которая находится на три-четыре ступени ниже ее по мастерству?

Надо создавать нормальные условия заранее, а не демонстрировать всем уже во время Олимпиады: у нас вот тут арендованы отдельные квартиры, идите и готовьтесь, получайте удовольствие от существования. Это надо было в Москве делать, а не здесь!

– Вы говорите про главного тренера, которого де-факто нет. А какую-то кандидатуру на этот пост предложить можете?

– Могу, и не одну. Первый вариант: вернуть обратно Кашубу Юрия Михайловича. Это единственный человек в стране, который отдал всю свою жизнь стрелковому спорту и прошел все стадии. Он был главным тренером в Вооруженных силах, в ЦСКА, тренером по упражнению, а до недавнего времени работал с нами. Деятельный и талантливый организатор, успешный в своей области. Говорит со спортсменами на одном языке.

Вторая кандидатура – Олег Николаевич Кулаков, предшественник Кашубы. С его помощью сборные Советского союза и России выиграли около 50 медалей. Два олимпийских золота мы завоевали под его руководством. Незаменимый, харизматичный человек, который тоже стал неугоден и ненужен.

– Почему?

– Вопрос к Владимиру Сергеевичу или Игорю Борисовичу. Я решений и вообще участия в выборе тренеров не принимал.

***

– Много ли стрелков жило не в Олимпийской деревне, а в лондонских квартирах?

– Больше половины команды.

– А вы?

– Меня изначально спросили: где желаешь поселиться? Ответил: "Однозначно в Олимпийской деревне". Вообще я слишком рано сюда приехал, за неделю. Подозреваю, долгое ожидание старта меня и подкосило. Не терпелось поскорее начать. Я попытался пойти по тому же пути подготовки, как в Афинах. Но тогда гораздо хуже себя чувствовал до Олимпиады, чем сейчас. Даже на пристрелке попадать не получалось, зато на самих соревнованиях самореализовался на все сто.

– То есть до Игр-2012 вы были готовы лучше, чем перед Играми-2004?

– На момент приезда в Лондон – да. И пересидел... Стал терять форму. Не получилось реализовать свое мастерство.

– Расскажите про сам ход соревнований в трэпе.

– 120 – довольно средний результат, которого не хватило для попадания не то что в финал, а в десятку. Хотя на 122-123 рассчитывал спокойно. Видимо, перекрутил себя во второй серии стрельбы. Начался ливень. Появилось внутреннее волнение. Стал метаться: надевать куртку, не надевать. Так, видимо, и не успокоился. Еще решил, что никогда больше не стану ходить на финалы с участием наших. Один россиянин проиграл, другой. И уже тебя на трибуне трясти начинает. Это как снежный ком.

– Вы сюда ехали за золотом?

– Почему сразу за золотом? За медалью. Совсем уж низко я не рухнул. Попал в свои минимальные очки. Сделаю выводы. Рассчитывал уж как минимум попасть в финал, конечно. Но могу сказать, что когда отправлялся в Афины, то был настолько спокоен и хорошо готов, что не сомневался ни на секундочку: медаль оттуда точно привезу. Перед Лондоном было иначе. Атмосфера влияла.

***

– В Играх-2016 собираетесь участвовать?

– Конечно. Да и дальше еще буду выступать.

– А из спортсмена в функционера переквалифицироваться не желаете? Стрелковый спорт с колен поднимать.

– Пока ситуация остается в нынешнем русле, нет. Если увижу реальные изменения и людей, которые действительно хотят вписать свои имена и фамилии в историю стрелкового спорта золотыми буквами, то все возможно. А на сегодняшний момент никаких функционерских дел. Разве что ребятам могу подсобить, если за помощью обратятся.

– Много ли проблем в развитии стрелкового спорта в России?

– Мне очень обидно за детско-юношеский спорт, который мог бы развиваться в Москве и Подмосковье. Куча вопросов по поводу разрешений на оружие и патроны. Их надо решать ежеминутно – а мы буксуем. У нас открывается стрелковая школа, но у нее лицензии на оружие нет. Смех! Проходит чемпионат России, на пьедестал три человека поднимаются, а больше и нет вокруг никого. Когда у людей есть желание и блеск в глазах, все вокруг радуются и посвящают себя любимому делу. А когда все по остаточному принципу, то и результат – остаточный. Печально, обидно, жаль...

Отработать Олимпиаду блестяще мы не могли. Хотя выступить получше было вполне реально. Увы, оказалось, что наш провал в стрелковом спорте – уж очень глубокий. Знаете, наверное, я все-таки не ожидал, что все так плохо сложится.

Royal Artillery Barracks. 6 августа. Мужчины. Малокалиберная винтовка, 50 м из трех положений. 1. Камприани (Италия) – 1278,5 (1180+98,5). 2. Ким Джон Хьюн (Корея) – 1272,5 (1171+101,5). 3. Эммонс (США) – 1271,3 (1172+99,3). 4. Графф (Франция) – 1270,2 (1171+100,0). 5. Чжу Циньань (Китай) – 1270,2 (1170+100,2). 6. Шиди (Венгрия) – 1269,0 (1168+101,0)... 16. ХАДЖИБЕКОВ – 1165... 18. СОКОЛОВ – 1164.

Трэп. 1. Черногорац (Хорватия) – 146 (122+24), перестрелка – 6. 2. Фаббрици (Италия) – 146 (123+23), 5. 3. Альдеехани (Кувейт) – 145 (124+21), 4. 4. Даймонд (Австралия) – 145 (125+20), 3. 5. Серрано (Испания) – 144 (123+21). 6. Гласнович (Хорватия) – 143 (122+21)... 9. КОСАРЕВ – 121... 13. АЛИПОВ – 120.

НАШИ МЕДАЛИ В СТРЕЛЬБЕ

Год

З

С

Б

Всего

1996

3

2

1

6

2000

1

3

2

6

2004

3

4

3

10

2008

-

2

2

4

2012

-

-

1

1

18