Лондон-2012. Виды спорта. Синхронное плавание

Лондон-2012

7 августа 2012, 00:30

"Держитесь, куколки!"

LONDON-2012 // СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ

Сегодня синхронистки Наталья Ищенко и Светлана Ромашина попытаются выиграть первое российское золото в лондонском олимпийском бассейне

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Лондона

Очень жаль, что россиянки Наталья Ищенко и Светлана Ромашина выступали во вчерашней произвольной программе синхронных дуэтов четвертыми из 24 команд. Очень жаль. Смотреть на оставшиеся 20 дуэтов после нашей пары стало чем-то вроде обязанности. Может, и почетной. Но трудовой.

А ведь до этого казалось, что визит в Aquatics Centre будет носить исключительно приятный для глаз и полезный для общего состояния организма характер. Сиди себе в ложе прессы, пописывай в ноутбуке и гляди с верхотуры вниз: там такое показывают! 24 дивные пары, 48 мраморных тел, 96 обольстительных ног! Впоследствии выяснилось, однако: ноги ногам рознь. Как, собственно, и тела, и пары. Все, как в нашей мужской жизни, одним словом.

Россиянки действительно "порвали" олимпийский бассейн, а меня так и вовсе разбросали по частям в разные стороны. Но давайте все же следовать хронологии. До Наташи и Светы уже выступили какие-то девчата, и им повезло: вечер в тот момент еще казался томным. Первые номера пошли на ура, шоу щекотало хрусталик и радовало тем, что неизбежен "маст гоу он".

Открыли синхрозаплывы северные кореянки. Я еще до старта снял бы с представительниц этой страны пару баллов за ту фору, что они имеют перед другими участницами. Синхроннность у этих леди в крови, молоке матери и чашке праздничного риса; научись только плавать, и спортивная жизнь наладится. Сев-кор-спортсменки научились. Взяв за основу бессмертный "Танец с саблями", они продемонстрировали заложенную в них строевую выучку и намекнули: композиция Арама Хачатуряна - не только аккомпанемент, но и, возможно, метод воспитания.

Вторыми шли испанки. И вот это был уже серьезный эстетический бонус, что, впрочем, не должно удивлять. Чуть позже одна из испанских дельфиних Андреа Фуэнтес скажет в микст-зоне:

- В мире сейчас есть только три дуэта, сравнить с которыми кого-либо еще невозможно: Россия, Испания и Китай.

Принадлежность к этой троице, несомненно, знак качества. Что Андреа Фуэнтес и доказала при поддержке Оны Карбонель (вслушайтесь в музыку имен!), отработав свой выход шикарно. Со звукорядом испанки мудрить не стали и ударили по Лондону произведением, известным в нашем народе как "Аргентинское танго", а на самом деле носящем название "Кумпарсита".

Классные барышни, что тут скажешь. Симпатичные и работящие. Не знаю, как насчет синхронности, для оценки которой моего узконаправленного взора хватало не всегда, но программу испанки отгрохали очень аппетитную. Они скручивали свои ноги в конверты, лепили из них кремовые пирожные, георгины, кухонные венчики, шанежки и бублики с кренделями. Быть может, дуэньям немного не хватало темпа, но осознание этого факта пришло позже, после выступления наших. А без такого сравнения испанский темп представлялся очень даже конкурентоспособным. Да и все остальное тоже.

Сравнивать пришлось очень скоро - через одну пару. Эта пара была греческой и не запомнилась, честно говоря, даже музыкой, уж на что греки способный в этом смысле народ. Ну а потом на бортик вышли Ромашина и Ищенко, лидеры соревнований после образцово исполненного технического выступления. Замерший зал интуитивно почувствовал: сейчас его будут "разрывать". И исторг из себя напоследок на чистом русском: "Держитесь, куколки!"

Большая премьера программы "Куклы" состоялась на прошлогоднем чемпионате мира в Шанхае, где наши победили (хотя попробуйте назвать соревнование, в котором они проиграли). С тех пор спортсменки и их тренер Татьяна Данченко выступление усложнили, ускорили и отточили. Теперь оно является законченным шедевром, на мой взгляд.

Музыку подбирали совместно, каждый привнес свой кусок. Которых, соответственно, три. Все - саундтреки к фильмам. Это "Суспирия" Дарио Ардженто, "Амели" Жана-Пьера Жене и "Сонная Лощина" Тима Бертона. Несмотря на то что первая и третья ленты - фильмы ужасов, ничего ужасного в выступлении Светы и Наташи нет, кроме выражения лиц их соперниц в тот момент, когда они видят российские оценки. Музыка названа в одном из источников давящей, но я бы предпочел слово "глубокая". И добавил бы: для раскрытия темы выступления она подходит идеально.

Губастые, глазастые и щекастые лица размалеванных тряпичных кукол на купальниках. Агрессивно-лубочный макияж спортсменок. Ломаные движения марионеток, волнительный женский брейк-данс при входе в воду и в самой воде. Две Суок, отсвечивающие фарфором, с суставами, гнущимися во всех направлениях. Их ноги по гибкости, одинаковости движений и выразительности - руки. И точно не наши руки, потому что наши менее точны, не столь художественны.

Вдруг Куклы включили то, что их соперницы использовали вчера в гораздо меньшей степени, - стопы. Не дыша по полминуты, Ромашина и Ищенко рассказывали своими стопами удивительные истории и рисовали яркие полотна. Это был праздник одних только стоп, четырех маленьких, живущих самостоятельной жизнью актрис.

Куклы вытягивали из воды за лямку купальника сначала себя, затем друг друга. В один из моментов, когда девичьи головы появились над водой (а они, представьте, иногда бывают над поверхностью - там можно вдохнуть!), россиянки дошли до высших степеней лицедейства, приплюсовав к своему актерскому инструментарию еще и рты. Мало им рук, ног, голов, нырков, поддержек, стоп, кистей, глаз, псевдобантиков на макушках, абсолютного синхрона и тончайшей хореографии. Наташа и Света решили, что должны быть похожи на кукол ртами!

Я не знаю, как можно не влюбиться в такое перевоплощение. Всего за 3 минуты 36 секунд в Aquatics Centre была прожита жизнь. Нет - две одинаковые, пронзительные, маленькие жизни, о чем поведали четыре женские ноги. (Чуть не написал - четыре обычные женские ноги.) И поведали так, что отдельные впечатлительные журналисты пережили угрозу затопления компьютерных клавиатур влагой, вытекающей из-под очков. Допускаю, что на нервной олимпийской почве.

- Мы не претендуем на то, чтобы догнать Россию, - призналась в микст-зоне все та же Андреа Фуэнтес и правильно сделала.  - Наша задача - победить Китай.

Вот уж действительно, а что у нас с Китаем? А вот что: пулеметная скорость, дискретная техника, драконы, барабаны, колокольчики, ушу и цигун в одном флаконе. Глядя на дуэт из Поднебесной, вспоминалось пушкинское "то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет". Все это было в китайском выступлении. Но и только. Души я там не обнаружил.

А Наталья Ищенко сказала после выступления:

- Мы довольны процентов на 90. Очень надеялись на то, что судьи не заметят тех ошибок, которые увидел наш тренер.

По-моему, недоразумение какое-то. В исповедях не бывает ошибок.

Aquatics Centre. 6 августа. Дуэты. Произвольная программа. Квалификация. 1. ИЩЕНКО/РОМАШИНА - 98,600. 2. Хуан Сюэчэнь/Лю Оу (Китай) - 96,710. 3. Карбонель/Фуэнтес (Испания) - 96,590. 4. Бурдо/Маркотте (Канада) - 94,750. 5. Инуи/Кобаяши (Япония) - 93,200. 6. Юшко/Сидоренко (Украина) - 92,140.