LONDON-2012 // ТРИАТЛОН
Триумфом британских братьев Алистера и Джонатана Браунли, завоевавших золото и бронзу, завершился олимпийский старт в мужском триатлоне. Лучший из россиян Александр Брюханков остался седьмым.
Владас ЛАСИЦКАС
из Лондона
ДВОЕ ПРОТИВ ОСТАЛЬНОГО МИРА
- Скажите, сэр, сколько в среднем стоит билет на соревнования по триатлону?
Я задал этот вопрос сотруднику информационного пункта, расположенного рядом с Гайд-парком. Задал потому, что народу вокруг было – море: на продаже билетов на триатлон Оргкомитет явно мог озолотиться.
Судя по ответной реакции, я был далеко не первым, кто спросил о ценах.
- Вход свободный, - буквально прокричал в ответ пожилой мужчина. Люди вокруг покосились в нашу сторону.
Здесь, в Гайд-парке, я смотрел церемонию открытия Игр. Заплатил тогда за вход 65 фунтов и помимо шоу, которое транслировалось на огромных экранах, получил возможность послушать вживую мини-концерты культовых групп Duran Duran и Stereophonics.
Но вчера в Гайд-парке было не менее шумно и даже более многолюдно. Англичане ждали от своих очередного золота Игр.
Для тех, кто не знает, что такое олимпийский триатлон, объясню: 55-ти спортсменам, вышедшим на старт, предстояло сначала проплыть 1500 м, затем проехать на велосипеде 43 км и пробежать еще 10, без всяких там перерывов на обед. Результаты фиксировались благодаря специальным датчикам, прикрепленным к лодыжке каждого участника, а золотую медаль получал тот, кто в итоге финишировал первым.
К главным фаворитам изначально относили братьев Алистера и Джонатана Браунли из Великобритании, а также испанца Хавьера Гомеса.
Братья накануне старта заявили, что им предстоит сражаться не просто с соперниками, а против всего мира. На их взгляд, спортсмены из других стран должны были обязательно объединиться ради того, чтобы не дать англичанам выиграть у себя дома. Эх, похожи они на нас, похожи: тоже любят рассуждать о заговорах, которых не существует.
Российскую команду тоже причисляли к фаворитам. Она была представлена тремя триатлонистами (максимально возможная квота) - лидером мирового сезона Александром Брюханковым, Дмитрием Полянским и Иваном Васильевым. Причем 25-летний Брюханков завоевал олимпийскую лицензию именно на этой трассе, став в прошлом году вторым на этапе Мировой чемпионской серии.
Победительницу у женщин 4 августа пришлось определять с помощью фотофиниша, и удача в итоге улыбнулась швейцарке Николя Спириг. От мужчин ожидали не менее упорной борьбы.
СТРАННЫЙ ПРОКОЛ ПОЛЯНСКОГО
Утро выдалось пасмурным и достаточно прохладным: всего плюс 17. При этом температура воды в озере Серпентайн, где спортсменам предстояло плыть, оказалась всего на два градуса теплее. А согласно правилам, если температура воды меньше плюс двадцати, то триатлонисты имеют право надеть гидрокостюмы. Существенная помощь тем, у кого первый вид триатлонной программы никогда не считался коронкой.
Плавание - базовая дисциплина триатлона, но хороший пловец не всегда финиширует в призах (пока все плывут вместе, тебя могут затолкать), и даже две минуты преимущества после стартового вида в итоге могут мало что дать. Во время заплыва большинство спортсменов предпочитают вольный стиль. И вот еще что в свое время мне рассказывал Брюханков: "В плавании для начала необходимо занять удобную позицию на старте - на понтоне. В воде же главное - ускориться до первого буйка, обычно после него спортсмены разбиваются на группы".
Позиция на понтоне у Брюханкова оказалась лучше не придумаешь - №1, и до первого буйка россиянин доплыл одним из лидеров, но по итогам заплыва оказался лишь 11-м. Другие наши - Васильев и Полянский - держались в первой семерке.
Далее спортсменов ожидали семь кругов (6137 м каждый) на велосипеде с выездом из Гайд-парка в сторону знаменитой Арки Веллингтона и Букингемского дворца. Раньше триатлонисты ездили в Лондоне вокруг Гайд-парка, но к Олимпиаде организаторы сделали ряд изменений. Велосипедная трасса, по мнению спортсменов, стала теперь более техничной, с большим количеством поворотов, но скорость на ней при этом держится достаточно высокая.
Уже на первом круге велосипедной гонки из борьбы за медали, к сожалению, выпал Полянский.
- Я проколол колесо уже на выезде из транзитной зоны, - рассказал сам спортсмен после финиша. - Как-то подозрительно все это было. Пока менял, а делаем мы это самостоятельно, потерял порядка минуты. Можно сказать, что в этот момент борьба за награды для меня и закончилась.
- А в чем подозрительность прокола?
- Мы вообще прокалываемся очень редко. А здесь это выглядело и вовсе странно: дорога в Гайд-парке ровная, без камешков. Колеса нам выдали новые, и то, что колесо спустилось не полностью, означало, что прокол был очень тонкий. В общем, все это было очень и очень необычно.
Полянский в итоге финишировал 21-м.
Лидирующую группу тем временем сформировали пятеро триатлонистов - братья Браунли, Гомес, итальянец Алессандро Фабиан и словак Ричард Варга. Но уехать в солидный отрыв в столь короткой гонке практически невозможно: обычно все "гасится" основной группой. Так произошло и в этот раз: пелотон накрыл беглецов примерно к третьему кругу.
В итоге группа, которая разрослась до 25 человек, дружно доехала до конца этапа. Васильев и Брюханков оставались в обойме - правда, на финише россиянам не удалось въехать в транзитную зону в первой десятке, и они потеряли драгоценное время, оставляя велосипед и переодеваясь.
ПРИЗОВОЙ ПОБЕГ НА ТРОИХ
Пока россияне находились в транзитной зоне, очередной побег, на этот раз на троих, сообразили неугомонные братья Браунли и Гомес.
Вскоре, уже на первом из четырех запланированных кругов по Гайд-парку (длиной 2,5 км), от преследующей лидеров группы отвалился Васильев (итоговое 13-е место). При этом Брюханков, который всегда считал бег своим сильнейшим видом, никак не мог подняться выше седьмого места.
Перед стартом эксперты дружно отмечали, что единственный шанс соперников, которые хотят обыграть братьев Браунли, состоит в том, что с британцами произойдет какой-нибудь инцидент, сбой.
Никаких сбоев. Даже 15-секундный штраф, наложенный на младшего Браунли за несоблюдение правил разметки, не помешал ему завоевать бронзу. Гомес финишировал вторым. Что же касается победы Алистера Браунли, то он была вполне закономерной: 24-летний спортсмен становился чемпионом мира во всех возрастных категориях - из нынешней триатлонной элиты никто не может похвастаться чем-то подобным.
Олимпийскую гонку Алистер провел идеально, преодолевс дистанцию за 1:46.25. Таким образом традиция, согласна которой чемпионом в мужском триатлоне (введенном в олимпийскую программу лишь в 2000 году) всегда становится представитель новой страны, продолжилась.
Ну а я после всего увиденного лишний раз убедился, что есть соревнования, в которых итоговое место - не самое главное. В таких видах спорта, как триатлон, важно перебороть себя, усталость, а иногда и боль, и все же добраться до финиша. Когда сильные мужики после окончания старта сидят, привалившись спиной к стенке, и жадно пьют гель с аминокислотами, а иные не в состоянии сделать и этого, - хочется просто снять перед ними шляпу.
- Я сделал все, что мог, - сказал в микст-зоне Брюханков, финишировавший седьмым. - Простите, что не оправдал надежд. Буду стараться и через четыре года выиграю Олимпиаду.
Сказав это, опустошенный российский триатлонист побрел в сторону зоны отдыха. Ну а нам остается ждать Рио.
Hyde Park. 7 августа. Мужчины. 1. А.Браунли (Великобритания) - 1:46.25. 2. Гомес (Испания) - 1:46.36. 3. Дж.Браунли (Великобритания) - 1:46.56. 4. Аус (Франция) - 1:47.14. 5. Видаль (Франция) - 1:47.21. 6. Фродено (Германия) - 1:47.26. 7. БРЮХАНКОВ - 1:47.35… 13. ВАСИЛЬЕВ - 1:48.43… 21. ПОЛЯНСКИЙ - 1:49.24.
Российский триатлонист, финишировавший седьмым, подвел итоги олимпийской гонки в эксклюзивном интервью "СЭ"
Владас ЛАСИЦКАС
из Лондона
- Судя по вашему короткому монологу в микст-зоне - результатом вы разочарованы.
- Более чем. Собирался выигрывать или хотя бы быть в тройке, но все с самого начала не заладилось. Еще до старта судьи нас просто задергали: то их наша форма не устраивала, то гидрокостюмы. Не хочу ничего говорить против организаторов, но такого не было ни с одной другой сборной. Я, конечно, пытался не обращать на это внимания, но особо не получалось. В итоге разминка прошла как-то нервозно и в спешке. А потом еще и на дистанции не заладилось. До первого буйка доплыл хорошо, а потом...
- Что же произошло?
- Пока не могу понять. Когда ехали на велосипеде, чувствовал, что ощущения совсем иные, нежели в прошлом году, когда я стал на этой трассе вторым. А потом, как назло, меня в транзитной зоне зажали, и я не смог прорваться, чтобы как можно быстрее переодеться и уйти на бег в лидирующей группе. В начале бегового отрезка темп наращивал, догонял и обгонял. А затем просто встал - медленней бежать мог, а быстрее - никак. На последнем круге попытался догнать немца Яна Фродено, чтобы стать хотя бы шестым, но силы меня полностью покинули.
- Только во время бега поняли, что до медали не дотянуться, или еще раньше?
- Осознание пришло лишь на втором беговом круге. У меня начало сводить ноги, и я подумал, что это уже точно все.
- Вы приехали в Лондон лишь четвертого августа, не поздно?
- Мы сидели на сборе в Европе. В принципе, здесь примерно такие же условия, какие были у нас при подготовке. Разве что в Лондоне погода переменчивая: то дождь, то жарко, то холодно. Знаю, что на днях на дистанции стало плохо нашему ходоку Валерию Борчину - возможно, как раз эти перепады и сказались. Но ничего, сейчас приедем домой и проведем работу над ошибками. Обсудим, что надо сделать, чтобы в будущем выступать на таких важных стартах гораздо лучше.
- Насколько гидрокостюмы, которые спортсменам разрешается надевать, если температура воды меньше двадцати градусов, изменили ситуацию в гонке?
- Гидрокостюм приподнимает тебя над водой, и те, для кого плавание не является сильнейшим видом, немного уравниваются с остальными. Им остается просто со всей силы бить руками по воде и ни на что другое не обращать внимания. Думаю, если бы гидрокостюмов сегодня не было, в первой группе приплыло бы гораздо меньше участников.
- Итог олимпийской гонки лишний раз доказал, что с братьями Браунли сейчас практически невозможно бороться. Согласны?
- Лондон - это их дом, за братьев болела вся страна. Но все равно у меня ощущение, что они не люди, а терминаторы. Браунли не чувствуют ни усталости, ни боли. Посмотрите: по итогам плавания они впереди, то же самое происходит после велосипеда. Их обоих как будто завели, как игрушечную мышку, и пока этот завод не кончится, они будут на определенной скорости делать все виды. Взять тот же бег: по сравнению с прошлогодним результатом на этой трассе Элистер улучшил свое время чуть ли ни на минуту. Хотя мне и тогда казалось, что он очень быстро бежит.
- Какие выводы сделаете по итогам олимпийской гонки?
- Что после каждого старта надо проводить работу над ошибками и каждый день работать еще более упорно. Да, я и перед этой Олимпиадой вроде бы находился в хорошей форме, но медаль все равно не завоевал. Значит, утрою усилия.
- Хотите выступить в Рио-2016?
- Это будет моя третья попытка покорить Олимпийские игры. И, независимо от ее исхода, затем будет еще и четвертая. Я собираюсь выступать до 36 лет и надеюсь, что медалью российских болельщиков раньше или позже порадую.
27-летний российский триатлонист, финишировавший 13-м, рассказал о проблемах с которыми он столкнулся перед Играми в Лондоне
Владас ЛАСИЦКАС
из Лондона
- Показалось, что если бы россияне работали по ходу гонки сообща, как те же британцы, то все для нас могло бы закончиться иначе.
- Никакой командной тактики у нас не было. Каждый, по сути, был сам по себе.
- Что скажете о своем выступлении?
- Можно было зацепиться за лидеров по итогам плавания, но для этого нужно было лучше пройти транзитную зону и дальше работать в первой группе на велосипеде. Увы, по ходу всей дистанции я чувствовал, что мне чего-то не хватает. Хотя оценить, в какой форме подошел к Играм, не могу, так как готовлюсь фактически один - отдельно от команды. В Лондон прилетел вечером 4 августа, а до этого две недели был на сборе в Португалии. Там, конечно, жарче, чем здесь, но зато временной пояс один. Ну а основной этап подготовки к Играм у меня прошел во Франции - в горах, на высоте.
- А почему тренируетесь отдельно от команды?
- Разговор долгий, хотя, может, и интересный. В России на данный момент по сути есть две команды - в одной Брюханков и Полянский, в другой - я. Разделение произошло еще четыре года назад перед Пекином, в который меня не взяли.
- То есть, вы с ребятами даже не общаетесь?
- Практически нет. Хотя когда видимся - здороваемся. Ну а подготовка у нас проходит в разных частях света. Тренеры команды категорически против моего присутствия где-то рядом, да я особо к ним и не стремлюсь.
- А кто вас тогда тренирует?
- Я сам пишу основной план подготовки. Также помогает дуатлонист Сергей Яковлев, проходивший в течение двух лет практику в Америке у тренера, у которого братья Браунли занимаются.
- До Рио-2016 вашего энтузиазма хватит?
- Думаю, да. Все-таки триатлон позволяет немного заработать. Но кому все это особенно нужно? Мы же не медальный вид спорта, так что денег много не выделяют. Разве только за честь флага выступать.
- А государственные деньги, которые дают на подготовку, до вас доходят?
- Что-то дают, но все равно недавно мне пришлось вложить 10 тысяч евро из своего кармана для того, чтобы достойно подготовиться. И вот, наконец-то, меня взяли на Олимпиаду, хотя я сейчас "только" 6-й в мировом рейтинге (улыбается). Просто на весеннем чемпионате Европы в Израиле я стал третьим, и руководители сборной не могли меня не взять в Лондон. Хотя год назад у них подобных мыслей даже и не было. Планировалось, что сюда поедут Дмитрий и Игорь Полянские и Брюханков.