Олимпийские игры-2024 пройдут в столице Франции с 26 июля по 11 августа. Всего будет разыграно 329 комплектов наград в 32 видах спорта.
8 февраля в офисе организационного комитета Парижа-2024 были представлены медали XXXIII летней Олимпиады-2024. Награды будут содержать кусок металла, который когда-то был частью Эйфелевой башни, являющейся символом Парижа и всей Франции. Это главное отличие наград Игр-2024 от 36 600 других медалей, которые были вручены со времен первых современных Игр в Афинах в 1896 году.
Дизайн парижских наград разработал ювелирный дом Chaumet («Шоме»), который входит в группу компаний LVMH богатейшего бизнесмена Франции Бернара Арно. Сами медали будут изготовлены монетным двором столицы Франции.
В центре медали Олимпийских игр-2024 расположен шестиугольник, который изготовлен из оригинального металла Эйфелевой башни. Популярное мнение укоренилось в истории: континентальная часть Франции на картах похожа именно на эту геометрическую фигуру. Выбор дизайна этим отсылает к тому, что Игры пройдут не только в Париже, но и на территории других французских городов.
Эйфелева башня носит имя главного конструктора Гюстава Эйфеля, сам французский инженер называл ее просто «300-метровая башня». Она была построена в 1889 году как временное сооружение и служила аркой парижской всемирной выставки. Демонтаж предполагался через 20 лет после возведения, в начале работ в 1887 году против сооружения выступили 300 писателей, художников и музыкантов. Среди возмущенных деятелей искусства были Александр Дюма — сын, Ги де Мопассан, Шарль Гуно. Башню характеризовали как «безобразный скелет», «бесполезную и чудовищную», «смехотворную и доминирующую над Парижем, как фабричная дымовая труба», «отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом как чернильная клякса». При этом «арка» произвела потрясающий эффект за полгода выставки и стала объектом повышенного интереса. За время существования самый узнаваемый символ Парижа стал наиболее посещаемой и фотографируемой достопримечательностью мира.
Материалы для медалей Олимпиады взяты из снятых при реконструкции частей Эйфелевой башни, ее железо на наградах исполнено в оригинальном цвете. Этот элемент украшен эмблемой Игр-2024 и присутствует на медалях всех достоинств — как золотых, так серебряных и бронзовых. Также по контуру шестиугольника выбиты тонкие линии — лучи, придающие изображению рельеф и блеск. В этой креативной идее скрыто как сияние Франции в мире, так и блеск самих спортсменов — триумфаторов Олимпиады.
На каждой медали по краю на французском языке выгравировано название вида спорта, дисциплины и события.
Диаметр награды составляет 85 мм, толщина — 9,2 мм. Вес железа, которое раньше было частью Эйфелевой башни, а теперь присутствует в каждой награде, — 18 г. При этом каждая весит по разному: золотая — 529 г, серебряная — 525 г, бронзовая — 455 г.
Всего было изготовлено 5084 медали.
Глава организационного комитета Олимпийских игр 2024 года в Париже Тони Эстанге заявил, что идея с использованием металла Эйфелевой башни исходит из желания сделать медали уникальными и неповторимыми.
«Была проделана огромная работа для того, чтобы объединить эти драгоценные металлы — золото, серебро и бронзу — с самым драгоценным металлом, металлом Эйфелевой башни, являющейся жемчужиной Франции. Так что особенность медалей Игр-2024 — это слияние, сплав металлов. Мы хотели, чтобы часть оригинального металла Эйфелевой башни, железа, присутствовала в этих медалях и чтобы медали для спортсменов на Играх 2024 года были украшены этим металлом», — привел официальный сайт оргкомитета слова Эстанге.
Пятикратный олимпийский чемпион по биатлону Мартен Фуркад, который возглавляет комиссию спортсменов летней Олимпиады-2024, добавил, что при разработке дизайна наград, которые будут вручать на Играх в Париже, создатели руководствовались пожеланиями спортсменов.
«Как обычно, Париж-2024 поставил спортсменов в центр внимания. Мы хотели добиться двух вещей: чтобы медали для олимпийцев и паралимпийцев были одинаковыми и чтобы в медалях присутствовал кусок бесценного железа (с Эйфелевой башни). Мы вдохновлялись тремя вещами: шестиугольником, Францией, а также желанием, чтобы медаль была похожа на драгоценный камень. Вот почему она оправлена именно как драгоценный камень», — привел официальный сайт оргкомитета слова Фуркада.
За более чем столетнюю историю современных Олимпиад медали претерпели массу изменений. Так, победители Игр 1896 года получали не золотые награды, а серебряные. Занявшим вторые места спортсменам вручали медали из меди. На лицевой стороне награды был изображен Зевс-громовержец, который держал на руках богиню победы Нику. На оборотной стороне был афинский Акрополь.
Уже на следующих Играх вручался привычный комплект наград: золотые, серебряные и бронзовые медали. При этом на Олимпиаде 1900 года в Париже в первый и единственный раз за всю историю награды были квадратной формы. На лицевой стороне изобразили богиню Нику, а на оборотной — атлета-победителя. На медалях 1904 года в Сент-Луисе их поменяли местами: теперь уже на передней части располагался атлет-победитель с лавровым венком на фоне ряда других спортсменов, богиня Ника украшала уже другую сторону.
В Лондоне-1908 на наградах красовались две женщины, которые надевали лавровый венок на голову атлета-победителя. На оборотной стороне был изображен покровитель Англии святой Георгий. На стокгольмские медали 1912 года поместили молодого герольда, возвещающего о начале Игр, а также бюст знаменитого гимнаста и ученого, автора шведской стенки Пера-Хенрика Линга.
Единственное изменение Игр-1920 в Антверпене — появление на оборотной стороне статуи героя римской мифологии Сильвиуса Брабо. На Олимпиаде-1924 в Париже спортсменам вручали награды, на лицевой стороне которых атлет помогал своему сопернику подняться. На оборотной были изображены спортивный инвентарь и арфа.
Награды для Игр 1928 года в Амстердаме разработал флорентийский скульптор и художник Джузеппе Кассиоли. Их дизайн брали за основу при создании медалей вплоть до 1968 года. Лицевую сторону украсила богиня победы Ника, в руках которой лавровый венок и пальмовая ветвь. На обороте изображали победителя, которого толпа несет на руках.
К этому дизайну в 1960 году добавили обрамление лавровым венком, а лицевую и оборотную стороны поменяли местами. Только накануне Игр 1972 года в Мюнхене организаторы решили впервые за 44 года внести кардинальные изменения: новшеством стало то, что Герхард Маркс, представитель художественного течения Баухауз, изобразил на обороте мифических близнецов Кастора и Поллукса.
Перед Олимпиадой 1976 года в Монреале задняя сторона вновь была изменена: теперь на ней был лишь лавровый венок и олимпийская эмблема города-хозяина. На Играх 1980 года в Москве вновь поменяли только оборотную сторону: ее придумал скульптор Илья Постол. Композиция включает в себя логотип Игр, а также изображения стадиона и чаши олимпийского огня.
На следующих двух Олимпиадах у медалей меняли только заднюю сторону: в Лос-Анджелесе в 1984 году там был изображен атлет, которого несет толпа, а в Сеуле в 1988-м — голубь с оливковой ветвью в клюве и эмблема Игр. Награды, вручаемые в Барселоне в 1992 году, разработал испанский скульптор Хавьер Корберо: он обновил изображение богини Ники, а на оборотную сторону поместил фигуру прыгающего человека.
Организаторы Олимпиады-1996 в Атланте разработали более традиционный эскиз с богиней Никой на лицевой стороне медалей, а на обороте — эмблемой Игр в Атланте с олимпийским огнем и звездами, лавровой ветвью и надписью, посвященной столетию первых Игр современности.
На медалях в Сиднее-2000 немного был изменен внешний вид лицевой стороны, а на оборотной стороне изобразили Сиднейский оперный театр и олимпийский огонь. К Играм-2004 в Афинах изменили переднюю часть награды, на которой богиня Ника располагалась на стадионе «Панатинаикос», на котором была проведена первая современная Олимпиада в 1896 году. Оборот украшали строки из Олимпийской оды греческого поэта Пиндара.
К Олимпиаде в Пекине в 2008 году оставили богиню и стадион на лицевой стороне, для дизайна оборотной стороны использовали полудрагоценный камень нефрит, символизирующий китайскую культуру. В Лондоне в 2012 году были самые большие медали в истории летних Игр. На передней части наград изображена греческая богиня победы Ника, выходящая из Парфенона, а на обороте — эмблема Олимпиады в виде метафоры современного города на выпуклом фоне, напоминающем амфитеатр.
К Рио-2016 лицевая сторона не сильно изменилась, а на оборотной части изобразили листья лавра и эмблему Игр. Уникально то, что около 30 процентов серебра для изготовления золотых и серебряных медалей было получено из переработанных автомобильных запчастей. На Олимпиаде-2020 в Токио организаторы поменяли только заднюю часть — поместили на нее лавровый венок, олимпийские кольца и название принимающего города. При этом они отдельно подчеркивали, что для производства использовалось вторсырье.
На многих Олимпиадах золотые, серебряные и бронзовые медали могут не изготовляться преимущественно из драгметаллов и являются в первую очередь символом. Ценность наград обеспечивает не ювелирное исполнение, а значимость в мире спорта.