Пхенчхан-2018. Виды спорта. Хоккей

Пхёнчхан-2018

17 февраля 2018, 17:30

Ковальчук сокрушил Америку и рекорд Буре! Россия - в четвертьфинале

Юрий Голышак
Обозреватель

ОЛИМПИАДА-2018. Хоккей

Российская сборная обыграла США (4:0) и обеспечила себе место в четвертьфинале Олимпиады. Пару потенциальных соперников по 1/4 финала команда Олега Знарка узнает после завершения матчей группового турнира в воскресенье.

Группа B
РОССИЯ – США – 4:0 (1:0, 2:0, 1:0)
Голы:
Прохоркин – 1 (Андронов, Мозякин, Барабанов), 7:21 – 1:0. Прохоркин – 2, 22:14 – 2:0. Ковальчук – 3, 39:59 – 3:0. Ковальчук – 4 (Широков, Мозякин, Войнов, Андронов), 40:28 – 4:0.
Вратари: Кошечкин – Запольски.
Штраф: 10 – 10.
Броски: 26 (13+6+7) – 29 (11+9+9).
Судьи: Кубуш, Олунд.
17 февраля. Каннын. Gangneung Hockey Centre.

Юрий ГОЛЫШАК
из Пхенчхана

ПОГОНЯЛИ ШВЕЙЦАРОК

Ах, девоньки красные, простите нас всех, ругавших вас. Простите меня. Вы все делали правильно, своими 1:15 сведя финок и шведок в одну пару. Вольно ли, невольно вырулили на Швейцарию.

– Думаю, будет то же самое, что с финками, – авторитетно заявлял коллега. Когда утром – внимание! – мы ехали не на матч женской сборной России, а на раскатку мужчин.

Точно так же в 2002-м белорусские репортеры отправились смотреть биатлонную гонку на Олимпиаде в Солт-Лейке. Параллельно шел четвертьфинал хоккейный, команда Владимира Крикунова играла со шведами. Что смотреть этот хоккей – если будет 0:8? Ну, ладно, ладно, 0:5…

После второго периода все те же корреспонденты мчались назад – не веря в сенсацию. Так, на всякий случай – счет-то зыбкий. Кому повезло – тот увидел шайбу Копатя за три минуты до конца и самую большую сенсацию в истории олимпийского хоккея. Пожалуй, это было круче "чуда на льду" в 80-м.

Я подъехал к третьему периоду, взял у какой-то швейцарки протокол. Глаза мои, совсем корейские от стужи, стали в секунду как блюдца. Что это?! В чью пользу 3:2? Наши, едва родившие гол за три предыдущих матча, вдруг раззабивались?

– Не представляешь, как швейцарки давили. Казалось – вообще без шансов. Потом наши втроем остались – и забили! На трибунах затянули "Катюшу". Как-то встряхнулись – и еще один гол!

Я качал головой. Не верил, что все это вижу. А настоящие чудеса начались как раз в третьем периоде – наши розовощекие девицы гоняли этих бледных швейцарок по поляне, как сидоровых коз. Могли загнать им еще штуки четыре. Даже не думали отбиваться – напротив, наседали! А швейцарские подруги словно сдулись. Кажется, не понимали, что уже завтра будут дома – а отыгрываться добро пожаловать через четыре года. Когда уже и никакой ОАР не будет, надеюсь. Так что, не отыграться вам никогда. Так и запишите.

Казалось, я сверху вижу швейцарские слезы под масками. Разглядел по-настоящему чуть позже – когда швейцарки проходили через микст-зону. Вот тут-то я все увидел крупным планом. И слезы, и размазанную тушь. Вот ведь Европа – накрашенными выходят на матч. Поделом им.

Седьмой номер начала было говорить, да и разрыдалась. Жалко беднягу. Но ничего, зато завтра уже дома. Увидит своих, поплачет на плече.

Веселее остальных казалась лишь дама-вратарь. Посмеивалась беззлобно в камеры. Но наши и здесь победили – хохотали громче. Раз в сто.

Кто-то из швейцарок вместо чехлов на коньки нацепила ролики – и сквозь толпу журналистов не прошла. Промчалась, только косичка взлетала на спине. Кстати, это ход – если говорить не о чем.

Эх, Швейцария, запомнишь ты ОАР надолго. Наши боялись смотреть на табло, не веря счастью – швейцарки же проедали куб глазами. Хватит ли пяти минут? А трех, чтоб отыграться? Что-то высчитывали, беззвучно шевеля губами.

Я высчитывал точно так же – 4:2 по такому матчу им не сквитать. 5:2 – уже приговор. А правда ли, что все это – месть за Сочи? "Правда!" – отвечал самому себе. Правда, что никогда наши не попадали в полуфинал Олимпиады? "Правда!" – отвечал внутренний голос.

Я смотрел, как Морозова нейтрализует очередной выход "два в один" и думал: а может, все это было спланировано? Может, Алексей Чистяков заманивал – и заманил соперника по четвертьфиналу? Тогда вы не Чистяков. Вы Кутузов.

– Россия, Россия! – несется с трибун. Слушается это совсем по-другому, чем прежде. Еще день назад после очередной шайбы в ворота наших дам трибуны тянули:

– Ве-е-рим в команду, верим…

Я подошел после матча к Алексею Чистякову и спросил напрямую:

– Вы хоть знаете, что никто в вас не верил?

Тут-то его и прорвало. Высказал все – и про корреспондентов, которые мешали девчат кое с чем, и про то, что прежде мы привозили от Канады 1:13, а сейчас всего 0:5. Что главным, скорее всего, будет матч за третье место, хоть полуфинал пока не проигран.

Я точно в них не верил и сегодня мне неловко. В голове уж сложился прощальный текст – как раз к матчу с Швейцарией. Прочь эти мысли, прочь!

Не знаю, как вам, а мне этот человек, Алексей Чистяков, симпатичен. Что-то он знает такое, чего не знаем мы с вами. Коммуникабельный. Чудесно формулирует – как и Оля Сосина, капитан команды. Та живая, бойкая. Говорит в микст-зоне со всеми – а ощущение, что только с тобой.

– Мужчины-хоккеисты так бы излагали, как вы! – поощрил капитана.

Оля сразу не поняла, посмотрела недоверчиво – не подвох ли какой завернут в эту фразу? Да ничего подобного. Все серьезно.

А теперь – главное. Танцуют все!

РАССТРОЕННЫЙ ШИПАЧЕВ

Весело и у мужчин. Улыбаются даже те, кто, казалось, не умеет. Лицевой нерв иначе устроен. Мозякин о чем-то перешучивается с Жамновым, оба хохочут. Смеется на ходу Илья Ковальчук.

Изо всей сборной первыми здороваются с журналистами два человека – Илья Петрович Воробьев кивает чуть заметно, Роман Ротенберг даже что-то произносит, глядя на нашу трибунку. Мы их тоже любим.

Но кто-то совсем не весел – как Шипачев. Преследуют парня напасти, даже если забыть историю с отъездом и возвращением из НХЛ. Да вот на Олимпиаде все невпопад. Сначала написали где-то, что Шипачев требовал в олимпийской деревне чуть ли не отдельную квартиру. Не желая жить вчетвером.

Возмущению границ не было. Смешно даже представить, чтоб Шипачев что-то такое мог потребовать – учитывая, что по трое живет в квартире даже руководство сборной.

Зато после этого Вадим стал зайкой. К журналистам подходил первым. Говорил сколько надо, выражение лица имел при этом любезное.

Одна беда – перестал проходит в состав сборной. Кто-то говорит про недуги, свалившиеся на Шипачева – но тренируется он со всеми. Пусть и хмурится. Видимо, ломит у него душу, а не тело.

– Шипачев расстроенный, – вывожу на разговор Витолиньша.

Тот задумался на секунду:

– Вот сами у него и спросите, что он расстроенный…

Знарок вот тоже сосредоточен. Еще недавно ему казалось, что это какая-то акция, адский троллинг – один и тот же корреспондент интересуется чем-то странным. Например: "В Москву приезжал Бэбкок. Вы поужинали?"

Знарок усмехался в усы, качал головой. Не отвечал.

Уже в Корее тот же приятель уточнил после матча со словенцами: "Что ж не дали поиграть другому вратарю?" Знарок, выпустивший как раз со Словенией на третий период Сорокина, сверкнул очами – но удержал то, что рвалось наружу. Смягчил вербальный удар: "Вы меня удивляете".

Хет-трик был сделан почти сразу – этот же репортер отправился к Барабанову, приняв за Капризова: "Кирилл…" – "Я не Кирилл!" Добравшись же до Капризова, расспросил о сокровенном:

– Успеете восстановиться к матчу с ЦСКА?

Теперь у нас новый король. Прежде автором комедийного хет-трика был другой корреспондент – тому на матче звезд в Астане отказали все три дамы, которых силился очаровать. Мне все это странно и нелепо. Я-то обычно сворачиваю программу по сближению на отказе номер два.

Словом, на хоккее жизнь. Хоккей – это сила.

СЛОВЕНЫ

Родившееся уже на Олимпиаде звено ГусевДацюкКапризов кажется шикарной находкой. Харийс Витолиньш призывает не обольщаться:

– Мы же знаем силу словенов…

Он так и произнес – "словенов". Пожалуй, я это запомню и буду выдавать за свое.

– Да, звено "выстрелило", – продолжил Харийс. – Но это не значит, что все будет продолжаться. Мы постоянно ищем!

Поиск – это прекрасно. Кто-то попрекает Знарка – почему, мол, приходится устраивать перестройку в сборной прямо на Олимпиаде? Чем же вы занимались раньше, уважаемый?

Да здорово, что он это делает – а не уперся в стену! Не пошло? Подумаем, поменяем, подправим.

Кстати, и матч с США мало что решал в турнирном смысле – как раз то, что надо. Только и шлифовать звенья. Настоящая игра начнется позже.

Вот если б за сборную США вышли два ее седоватых тренера, Тони Гранато и Крис Челиос, всем нам было бы значительно интереснее. Смотрю на коллегу Рабинера, беседовавшего с Челиосом четверть часа – завидовал! Старик Челиос готов был вспоминать дни золотые, опершись на клюшечку, хоть до вечера. Да пресс-командиры сборной США Рабинера отогнали: "Вы, конечно, легенда, но совесть надо иметь. У товарища игра сегодня".

Да что нам тот Челиос, когда подъехал к матчу Леонид Слуцкий! Леониду Викторовичу мы всегда рады, душа-человек. Вот это размах: взял рюкзачок, собрался да поехал за тридевять земель. Поспел точно к моменту, когда надо льдом звучали аккорды заставки программы "Время" – и хоккеисты вдруг замерли, насторожились. Что-то знакомое! Тут на каком-то аккорде пластинку заело – и парни расслабились. Покатили как прежде. Все в порядке, почудилось.

ВСЕ ЗНАЮТ ДАЦЮКА

Второй за 28 часов матч начали наши бодро. Под страшный рев, что издавали наши фанаты. Казалось, играют где-то в Парке легенд Даже сборная наших дам – принципиально не болеющая за Ковальчука, но переживающая за хоккей в целом, заняла верхний сектор.

А вот Слуцкого мы так и не встретили, нарезая круги по коридорам дворца. Хотя точно знали – он здесь. Хоть объявление по стадиону делай: "Кто видел Леонида Викторовича – обратиться в такой-то сектор. За вознаграждение".

Американские студенты начали бодро – что-то закрутили, замутили возле ворот Васи Кошечкина. Которому щуплые корейские девчонки-волонтеры смотрят со смятением: вот это глыба! Вот это человечище! Такого только на картинках видели. Два метра чистого роста плюс конечки. Ну и шлем.

Все эти американцы, конечно же, знают Павла Дацюка. Человек входит в сотню лучших игроков НХЛ за всю историю! У кого-то из них, учитывая юный возраст, до сих пор плакат с Дацюком на стене комнаты. Что совершенно не помешало – а только помогло? – взять нашего Павлика в "коробочку". Так, что у корреспондентов горячие сердца схватило. Дацюк поднялся да поехал, а нам все дурно.

А вот и гол! Мозякин чудесным пасом вывел Прохоркина на пустые ворота – втоптали того в лед американцы уже после гола. За Прохоркина особенно радостно – тот умудрился закончить матч со "словенами" с личным показателем "минус 2". При счете 8:2 в нашу пользу.

Затея американцев была понятна – толкаться не только в игре, но и в паузах. Цеплять, заставлять нервничать. Затягивать во всякую грязь. Наши-то удерживались – хотя вызов в индивидуальном порядке принял Павел Дацюк. Ему, довольно щуплому, идея толкаться и цепляться внезапно понравилась. Не уступил ни в чем. На любой зацеп отвечал двумя своими.

Первый период почти закончился, а я поймал себя на мысли – моментов почти не было. Вот под занавес бросок студента Донато в перекладину. Около американских ворот все что-то закипает, да никак не закипит.

Мы с коллегами Рабинером и Симоновым решаем кипеть сами – в перерыве отправляемся искать Слуцкого. Находим раввина. Находим каких-то плясунов. Гражданина с хоругвями. Человека в майке "Находка с вами". А вот и Леонид Викторович – в окружении персональных фанатов. Разговаривает со скелетонистом Никитой Трегубовым. До нас доносится фраза Слуцкого:

– Следующая Олимпиада – твоя!

"И моя" – проговариваю про себя.

Леонид Викторович отвечает на сотое рукопожатие. Вот карабкается какая-то негритянка преклонных голов. В форме сборной США. Слуцкий поражается: неужели и она – за автографом?! Но нет, просто куда-то приспичило. Слуцкий улыбается, подает руку…

А новое звено Мозякина продолжало радовать. Опять Сергей отдает под бросок Прохоркину – 2:0! Вот что слово животворящее делает. Особенно – печатное.

Донато кидался даже на вратаря. Тыкал в русского Васю клюшкой, пока сверху не наваливались четверо наших. Как в том фильме? "Уберите психическую, а то жениться перестану"? Вот прямо про студента Донато. "Двойку" ему по поведению.

Страсти и духа у этих американцев было на четверых. А вот Джионта, долго игравший в "Нью-Джерси", выскакивает один на один вчистую. Василий красавец, выиграл дуэль на классе, на школе.

Но вот Донато как тянуло к нашему вратарю, так и продолжило. Жил в мире своих потаенных и явных чувств. Манил его Василий как колдовское озеро. Рассвирепел, кажется, даже Знарок. Готов был лично перемахнуть через борт и устроить этому двенадцатому номеру добрый челябинский карачун. Включить парня в программу утилизации.

Но Кошечкина такими фокусами не проймешь. Он-то был в ударе. Хоть десять Донато сверху навалятся.

Привезли в Корею наших девиц необычайной красоты – группу поддержки из Питера "SKA Sisters". Приплясывали на трибунах с воодушевлением Донато. Так на стадионном кубе показывали эти пляски, кажется, чаще, чем хоккей. Напористые формы хорошо действуют на молодежную аудиторию. Знай, Корея, наших.

Американцы продолжали тыкать клюшкой в Кошечкина, игравшего божественно. Терпеливо гадили. Но с этого момента за каждый укол получали в морду. Были таким обстоятельством крайне раздосадованы – настаивая на том, чтоб удаляли за удар одного Прохоркина. А не тут-то было! Посидите тоже. Холод молодит, как говорил Жванецкий.

Играть четыре на четыре Америке совсем было невмоготу. Так что все эти размены – нам в радость.

А вот и Ковальчук крушит российский рекорд Буре по голам на Олимпиаде – у него двенадцать. У "Русской Ракеты" было одиннадцать. Да как красиво, мощным броском – за одну десятую секунды до конца второго периода. Подбирается Ковальчук к союзному рекорду имени Фирсова, осталось шесть.

Едва начался период номер три, Ковальчук забил снова. Арифметика так арифметика. Видимо, в перерыве ознакомился с занимательной арифметикой. Вот вам еще чуть-чуть. Если сборная играет через 28 часов – то Илья забивает через 28 секунд. Вперед, за Фирсовым. Может, хватит одной Олимпиады, чтоб достать?

Американский вратарь ужом вился в раме. Казалось, не один Ковальчук начал поход за рекордом. Остальные тоже что-то насчитали для себя в частном порядке.

У нас все хорошо. А вам, студенты – на переэкзаменовку. Как выражались в "Покровских воротах", "книги ждут вас".

Трансляция матча Россия – США //
Турнирные таблицы и календарь олимпийского хоккейного турнира – здесь

223