Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Анкары
– Олимпийская путевка у сборной на руках и можно подумать о будущем. Вы понимаете, что в Рио-де-Жанейро отправитесь не просто участницами большого турнира, а одними из фаворитов женского волейбольного турнира?
– Да. У меня нет сомнений в том, то наша команда может выиграть Игры в Рио. Шанс у нас есть. Мы никак не слабее любой другой команды, которая мечтает о победе на Олимпиаде в Бразилии. Я лично в буквальном смысле просыпаюсь с мыслью об успехе на Играх.
– Живете с мыслью о Рио?
– Да. И это не преувеличение. Сегодня все подчинено этой цели. Думаю, что не только у меня такой график и режим.
– Когда вы лично поняли, что тот состав нашей сборной, который сложился, способен на многое?
– Я в этом никогда не сомневалась. У нас есть прекрасные игроки, которым все по силам. У нас превосходный персонал. Это люди, которые делают все, чтобы женская сборная России по волейболу побеждала. Я говорю о наших медиках – враче Сергее Рассказове, массажистах Дмитрии Сандуле и Николае Семенечеве, наших скаутах Алексее Королеве и моем супруге Федоре Кузине. Есть лучший в мире тренерский штаб. Люди готовы жить в зале ради побед. Работа этой части нашей команды редко видна болельщику, но именно эти люди делают все, чтобы мы были хорошо готовы к любому матчу. Игра – это комплекс подготовительной работы. Это и медицина, и специальные тренировки с психологией, разбор действий соперниц. То, как мы играем, – большой труд дружной сплоченной и очень профессиональной команды. Я верю, то мы лучшая сборная в мире. И это не только слова. Вижу, что мы сегодня уже можем и умеем, и какой есть потенциал есть у команды.
– Олимпийский турнир проходит по формуле, которая не похожа на другие состязания общемирового уровня в волейболе. На Играх в очередной раз соберутся 12 команд. Их ждет всего одна групповая стадия, чего нельзя сказать про чемпионат мира. Зато на Олимпиадах есть долгий плей-офф, который стартует с четвертьфинала. Сколько команд в идеале должно играть, по вашему мнению, на Олимпийских играх?
– Столько, сколько оговорено регламентом. Не думаю, что его легко и просто изменить. О подобных вещах стараюсь не думать, чтобы не отвлекаться от самой игры. Сегодня нам было важно пройти отбор максимально быстро. Мы это сделали. Теперь будем готовиться к Играм, чтобы показать там все, то умеем, по возможности немного прибавив как команда. Нам есть куда расти.
– В Рио во время Олимпиады будет зима, пусть и бразильская. Такая перемена климата может сказаться на игре, готовности команд?
– Не думаю.
– Кто фаворит предстоящего турнира?
– Несколько команд могут выиграть Игры, но явного фаворита я сегодня не вижу. Надеюсь, что главным претендентом на титул будет сборная России.
– Нужен ли сборной России акклиматизационный сбор в Бразилии?
– Пока не размышляла над этим. Главной задачей была путевка в Рио. Мы очень хотели решить этот вопрос в Турции, чтобы не ехать в мае на квалификацию в Японию. Победа – это еще и цена нашего отдыха. Игроки сильных сборных сегодня играют круглый год. И везде сверхзадачи. Мы сейчас возвращаемся в клубы, а 12 января уже пройдут матчи очередного тура в суперлиге. Играть будет очень трудно – девочки выплеснули себя в Анкаре. До дна, что называется, до последней капли. Нет эмоций, все предельно устали. А нужно входить на площадку и делать результат. Деньги платят в клубах, там тоже очень нужны победы. Эта ситуация именно то, что называется словами "играть на износ". Так нельзя, люди измотаны, и поэтому каждая неделя отдыха – это важно.
– Каким для вас видится идеальная формула отбора на Игры? Об этом сегодня много говорят в Европе, желая изменить принципы квалификации хотя бы в рамках ЕКВ.
– Это, конечно, странно, что чемпион Европы ничего, кроме медалей, сегодня не получает. Отбор отбором, правила правилами, но не нужно специально принижать ценность успеха на континентальном уровне. Все чемпионы конфедераций ФИВБ в предолимпийский год должны получать путевки на Олимпиаду. Так будет справедливо.
– Именно поэтому турнир в Анкаре, а де-факто еще один чемпионат Европы, был очень нервным, хотя никаких наград организаторы не предусмотрели?
– И поэтому тоже. Все хотели выиграть, все понимали меру ответственности и цену каждой партии, не говоря уже о матчах. Я рада, что мы справились с напряжением этого турнира, с теми с задачами, которые стояли перед нами в Турции. Думаю, что все увидели – есть сплоченный коллектив и настоящая команда.
– В этом году женская сборная России катком прошлась по европейским сборным. Если оставить за скобками матч с Сербией, сыгранный в Японии в рамках Кубка мира, в оптимальном своем составе вы никому на континенте не проигрываете больше года. Можете вспомнить – кто из европейских сборных и когда побеждал сборную России в официальном матче?
– Нет. Я лучше вам про победы расскажу, хорошо?
– Вы с партнершами по команде ощущаете себя сильнейшей женской сборной современного европейского волейбола?
– Мы ей являемся, выиграв два последних чемпионата Европы и олимпийский отбор. Но самоуспокоения нет и не будет.
– Вы играете в сборной без малого десять лет.
– Да, летом в 2007-го Джованни Капрара вызвал меня в сборную и дал возможность сыграть на Кубке Ельцина. Потом был "Гран-при", а осенью мы приехали сюда, в Анкару, на отбор "Гран-при". Выступили неудачно. Несколько девочек заболели (либеро Екатерина Кабешова из-за пищевого отравления не смогла завершить турнир и заключительный матч с итальянками в этом амплуа провела Любовь Соколова. – Прим. А.А.), но лично для меня тот старт был памятным – сыграла в Анкаре свой первый матч в сборной как игрок стартового состава. Рада, что за это время сборная никак не стала слабее, хотя состав очень сильно поменялся.
– Можете сравнить ту команду – с Мариной Шешениной, Екатериной Гамовой, Еленой Годиной, Натальей Сафроновой, Мариной Акуловой, Любовью Соколовой, Светланой Крюковой, Юлией Меркуловой, Марией Бородаковой в стартовом составе – и нынешнюю?
– Нет. И никому не советую это делать. Я рада, что застала таких больших игроков в сборной, работала с ними, тренировалась, выступала в турнирах, побеждала на чемпионате мира. Но нынешняя команда и та, что выиграла два золота чемпионатов мира, – они очень разные. Это другая история и совершенно не стоит проводить аналогий и что-то искать, сравнивая стиль игры, исполнителей. Для меня важно, что нынешняя команда сложилась, и мы уже близко к цели – побеждать всех, быть лучшими в мире.
– Летом ваш контракт в Краснодаре истекает. Российский рубль дешевеет относительно евро, и вы невольно теряете в деньгах...
– Я не думала об этом. Честно. Летом были варианты в Европе, но я захотела остаться в России.
– Вас звали перебраться в Стамбул. Турки не скрывают, что будущим летом намерены заполучить Кошелеву в свой чемпионат. Поедете, когда позовут?
– Будет хорошее предложение от клуба, который теоретически может взять титулы, – обязательно подумаю. Но пока нужно побеждать с Краснодаром. Мысли сегодня заняты этим, а не курсами валют. Варианты и контракты пусть ищет агент, у него работа такая. Мое дело – хороший волейбол.