Сочи-2014. Еще. Горные лыжи

Сочи-2014

25 октября 2013, 11:30

Светлана Гладышева: "В Сочи нельзя выступить хуже, чем в Ванкувере"

Президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, серебряный призер Игр-1994 побывала в редакции "СЭ". Естественно, разговор был посвящен олимпийскому сезону, стартующему в этот уик-энд.

БОЕСПОСОБНАЯ КОМАНДА БУДЕТ К ИГРАМ-2018

– Вы с прошлого сезона сознательно не говорите о медальных планах. Хотя всем понятно, что они есть.

– Да, про необходимость завоевать медали в Сочи сейчас говорят всем. Нельзя на домашней Олимпиаде выступить хуже, чем на прошлых Играх в Ванкувере. Было потрачено много сил, государственных средств. И мы сейчас должны максимально отработать. Чтобы люди понимали: деньги израсходованы не зря. Конечно, наши виды спорта не настолько на виду, как, например, хоккей или биатлон. Но я много езжу по регионам и вижу, что интерес к горным лыжам есть. Сами по себе наши виды популярны – осталось сделать шаг в сторону профессионального спорта. Ведь все мы автомобилисты, но сколько среди нас гонщиков? И по состоянию дорог, и по многим другим моментам до Феттеля нам еще далеко. Увы, российский горнолыжный спорт тоже пока находится в хвосте этого "пелотона". Если говорить о результатах, то Саша Хорошилов сейчас 26-й в мире. Это большой прорыв. Кому-то это может показаться не очень значимым, но для нас такой результат очень дорог.

– Вам часто приходится объяснять людям, что 26-е место в общем слаломном зачете Кубка мира по горным лыжам – это на данный момент очень хорошо? Ведь многие задают вопрос: а почему в этом виде у нас нет таких успехов, какие были раньше? Или таких, как есть сейчас в сноуборде?

– По мировым традициям горнолыжный спорт гораздо старше сноуборда. В сноуборде мы захватили самое начало, вовремя поняли его значимость – и сейчас в параллельных дисциплинах даже являемся законодателями мод. Для меня чемпионские титулы, завоеванные Россией в этом виде, очень значимы. Но конкуренция в горных лыжах все же повыше. Тем важнее наметившийся прогресс наших горнолыжников. Не буду обещать насчет Сочи, но уже в Корее на Играх-2018 мы выставим абсолютно боеспособную команду. Наши парни сейчас на ходу. И я надеюсь, что первые старты предстоящего сезона покажут мою правоту.

Говоря о Сочи, кстати, нужно иметь в виду не только спортсменов. Мы очень много внимания уделили подготовке судей. С самых первых стартов в Сочи, которые прошли в 2011 году, мы получаем самые высокие оценки. Все было сделано нашими российскими силами. А ведь на первом конгрессе FIS после того, как мы получили Олимпиаду-2014, у многих были сомнения: как же в России проведут Игры. Нас призывали завозить иностранных специалистов. Но мы отстояли свою позицию. Справлялись и справляемся нашими российскими силами. И я уверена, проведем прекрасную Олимпиаду. Мы понимаем, что есть признанные мировые авторитеты. Но при прочих равных между российским специалистом и иностранным мы выберем нашего.

– После Сочи "Роза Хутор" может стать центром подготовки к Кубкам мира и Европы или Играм-2018?

– Мы обсуждали эту тему с нашими спортивными руководителями. У них есть, как мне кажется, очень разумная идея – создать там некий олимпийский университет, студентами которого будут перспективные дети со всей страны. Такой спортивный интернат, если хотите. Нельзя бросить ту же санно-бобслейную трассу, чтобы она после Игр стояла неприкаянной, как в Турине. Мы не можем себе этого позволить. Сочи – это спортивный объект всерьез и надолго.

Другой вопрос, что готовиться к соревнованиям в Сочи горнолыжникам и сноубордистам не так просто. Ведь вся подготовка к сезону идет летом, поэтому мы тренируемся на ледниках в Европе или в Южном полушарии – в Новой Зеландии или Южной Америке. Это большие затраты, но они оправданы. Там в июле абсолютно зимние условия и есть возможность заниматься максимально эффективно. А зимой, когда в Сочи начинается сезон наших видов спорта, мы соревнуемся в различных местах.

ЗА МЕСТА В СБОРНОЙ БУДЕТ БОРЬБА ДО КРОВИ

– Насколько широк круг тех, кто может попасть в олимпийскую сборную России?

– В горных лыжах у нас квота в восемь человек. И мне кажется, что я их примерно знаю. Парней там больше, чем девчонок. Квота у сноубордистов – вдвое больше. Десятерых участников команды я тоже примерно предполагаю. Тем не менее каждое место будет, образно говоря, завоевываться кровью претендентов. Особо можно говорить, пожалуй, только о Кате Тудегешевой. Все-таки она двукратная чемпионка мира. Но даже ей я не хотела бы "дарить" место в команде – и сама Катя прекрасно это понимает. В общем, борьба будет очень серьезной.

Окончательно составы мы сформируем к середине января и объявим их где-то в районе 20-го числа. Повторю, представление о многих кандидатах у нас есть, но мы не хотим забегать вперед и распространяться на эту тему. Все понимают специфику наших видов спорта, которые весьма травмоопасны. Поэтому с составом определимся поближе к Олимпиаде.

– Если мнение старших тренеров по каким-то спортсменам вдруг разойдется с вашим, будете настаивать?

– Нет. Решение принимают старшие тренеры. Все специалисты, которые с нами работают, имели четкий план на это четырехлетие. Возможно, мы будем дискутировать. Но состав – зона ответственности тренеров, и все в их руках. Моя же обязанность как функционера: обеспечение жизни федерации в целом. Выступать будут сильнейшие. В конце концов, есть вариант провести прикидки прямо перед Олимпиадой. Кто выиграет – тот и будет выступать.

– Какие отзывы о работающих в сборной иностранных специалистах вы получали по ходу этого олимпийского цикла?

– Неверно думать, что наши тренеры сконцентрированы только на результатах команды "А". И Урбан Планиншек, и Марьян Чернигой (старшие тренеры мужской и женской сборных России соответственно. – Прим. Е.К.) смотрят на состояние дел в целом. Конечно, мы видим и тех перспективных ребят, кто пока не входит в основу. Хотя у нас и так молодая команда. Саша Хорошилов и Алек Глебов являются старожилами, а ведь им еще нет 30. При том что горные лыжи сейчас сильно "повзрослели". Люди, которым далеко за 30, выступают очень сильно. Мы очень доверяем нашим тренерам. Они отдаются работе полностью. Например, Урбан, по-моему, вообще не видит себя в отрыве от команды, которая занимает едва ли не 90 процентов его времени. На семью почти ничего не остается.

– Такого не всегда можно ожидать от иностранца...

– Это и есть уровень тренера. Даже если взять самый меркантильный аспект – их будущие контракты. Они зависят от того, как тренеры вели команду эти четыре года и чего добились. Все видят: тот прогресс, которого мы достигли с мужской сборной, – безусловная заслуга Урбана. Именно для этого мы его и приглашали. И если у Планиншека есть возможность на несколько дней оставить команду "А", чтобы съездить посмотреть на молодежь, он это делает.

ДРАТЬСЯ КАК ЛЬВЫ

– У вас есть опасения, а что будет с вашим хозяйством после Сочи-2014?

– Конечно, наша жизнь во многом зависит от этих Игр. Но я уверена, что развитие горнолыжного спорта не замрет. Мы рассчитываем, что в этом сезоне будет успех, и строим планы на будущее. Домашняя Олимпиада – безусловно, особенное событие. Но есть еще Игры-2018 и следующие зимние Олимпиады, где мы будем выступать. Сохранить систему после Сочи – вот наша обязанность и задача.

– Вы сами пробовали склоны в Сочи?

– Конечно. Регулярно катаюсь там зимой.

– Для нынешнего поколения спортсменов вы – безусловный кумир, они ориентируются на ваши достижения. Можете позволить себе, например, сделать кому-то замечание по технике?

– Я в это не вмешиваюсь. Но в принципе какие-то тонкие моменты могу подсказать. Ведь спортивная жизнь прожита не зря. И все-таки, чтобы почувствовать человека и спортсмена, нужно время. Невозможно увидеть одну тренировку – и тут же начать что-то говорить. Нужно понаблюдать хотя бы день-два. Я как раз планирую в ближайшее время побывать в командах, посмотреть пристальнее, как тренируются девчонки и ребята – и тогда, может быть, что-то скажу. Верю, что наши спортсмены однажды превзойдут мои достижения. Может быть, не в Сочи, а позже. Это моя мечта. Чтобы наши сноубордисты сделали все, что они могут, – а способны они на многое. И наши горнолыжники превзошли мои результаты. Тогда я буду счастлива.

– С какими чувствами вы ждете предстоящего сезона?

– Я чувствую некоторое волнение, но так было всегда. Для меня время, когда падают желтые листья, – это вообще такой момент для волнения. Еще с тех пор, когда сама была спортсменкой. Интересно же, как ты будешь выглядеть по ходу сезона! И я понимаю волнение ребят. Знаю, что все работали и работают самоотверженно. Уверена, это не пройдет даром. Предстоящий сезон для нас особый. Все будут переживать и болеть. А ребята должны драться как львы.

1