Сочи-2014. Биатлон

Сочи-2014

20 декабря 2013, 08:30

Виктор Майгуров: "В нашем штабе нет коалиций и оппозиций"

Вице-президент Союза биатлонистов России по спорту высших достижений – об олимпийской эстафете, Светлане Слепцовой, Иване Черезове, работе сервис-бригады и других итогах первого блока этапов Кубка мира

– Вы возглавляете тренерский штаб, который коллегиально принимает ключевые решения в нынешнем сезоне. Насколько сложно выполнять эту функцию с учетом большого количества привлеченных к работе с командой специалистов?

– У нас бывали бурные дискуссии по многим вопросам – как без этого? Но всегда удавалось приходить к решению. Так было и на самых первых заседаниях, где определялся формат контрольных стартов, и на последних, где выбирались составы на тот или иной этап.

Все решения принимались не силовым методом, а аргументированно. У нас в тренерском штабе нет коалиций и оппозиций. Каждый свободно высказывает свою точку зрения. И только заслушав всех, принимаем те или иные решения.

На этом этапе работы такой формат был продуктивен. Вы знаете, что предсезонную подготовку наши спортсмены проходили в нескольких группах. На момент формирования команды в ноябре и во время декабрьских ротаций нужны были коллективные решения с учетом мнений тренеров групп. В январь мы планируем заходить единой командой, так что спорных вопросов будет меньше.

– Какие дебаты на вашей памяти были самыми жаркими?

– Например, некоторые тренеры поначалу скептически относились к формуле подготовки лыж для первых соревнований. Возможно, у кого-то было недоверие к сервис-группе. Но на самом деле мы разработали прозрачную и понятную систему работы, и после проведения первых гонок сомнений на этот счет ни у кого уже не возникало. Еще были дискуссии по поводу состава на последний этап в Анси, особенно по женской команде. Все были согласны с тем, что пробовать девушек из Кубка IBU нужно обязательно. А вот о том, кому и какую дистанцию бежать, немного поспорили.

– Вопросы по работе сервис-бригады возникали и в прошлом году. Как в нынешнем сезоне изменилась ее структура?

– Сервис-бригаду возглавляет Александр Воронин. Под его началом работают 7 человек: 4 россиянина, украинец, словенец и итальянец. Большинство с нами не первый год. Гайдер Лах, очень хороший специалист из Словении, пришел в этом году вместе с Владимиром Королькевичем. И мужской, и женской команде лыжи готовят единой группой. За каждым сервисером закреплено по 2-3 спортсмена, чьими лыжами он занимается.

Прошедшие три этапа показали, что эта система эффективна: у нас ни разу не было, говоря биатлонным языком, крупных залетов с лыжами. Напротив, было несколько гонок, когда наш вариант подготовки инвентаря оказывался лучшим или одним из лучших среди всех сборных.

– С начала сезона болельщики ведут подсчет успехов группы Пихлера и группы Королькевича. Внутри команды вы это внутреннее соревнование тоже наблюдаете?

(Улыбается.) Между тренерами такое соревнование есть. У девочек – нет. По крайней мере в повседневной жизни, в быту они – одна команда. Все едят за одним столом, и какие-то внутренние проблемы, на мой взгляд, отсутствуют.

– А Пихлер и Королькевич могут сесть позавтракать за один стол?

– Конечно! К тому же у нас ежедневно проходят собрания с тренерами, где мы обсуждаем логистику, работу, которую предложим девушкам и т.д. И только когда приходим к общему знаменателю, проводим собрание со спортсменками. Но в январе, повторюсь, будет уже единая команда, так что вариант, когда один тренер может говорить одно, а второй – другое, исключен.

– Вас не удивила реакция публики на решения по Яне Романовой и особенно по Светлане Слепцовой? С одной стороны, все давно требуют ротацию. С другой, этот конкретный шаг вдруг посчитали нелогичным.

– Если честно, я практически не читаю сообщения на биатлонных форумах. Считаю, наше решение было абсолютно верным. Теперь мы понимаем, кто чего стоит. Сейчас те девушки, которые отобрались на январские этапы Кубка мира, спокойно едут домой, а потом на сбор. Все остальные отправляются на "Ижевскую винтовку". Не стоит забывать, что в России есть еще человек сто, которые тоже тренируются и хотят попасть на Олимпиаду. У девушек, прошедших предсезонную подготовку в сборной, – Глазыриной, Слепцовой, Романовой в Ижевске будет шанс доказать свою состоятельность и вернуться в команду. В то же время мы должны придерживаться тех правил отбора, которые сами написали.

– Как принималось решение о том, кто из прошедших отбор на январские этапы останется стартовать в Анси, а кто уступит место приглашенным из Кубка IBU?

– Это было решение тренерского штаба. Что касается Кати Юрьевой, учитывалось ее состояние. Уже в Хохфильцене было видно, что ей сложно далась последняя гонка. Ей дали отдохнуть, зато и к тренировкам она сейчас приступит раньше, чем другие девочки.

– Мысль дать отдых Зайцевой не возникала?

– Ее проблемы на "стойке" никак не связаны с физической нагрузкой. Но Ольга готовится по индивидуальному плану. Возможно, некоторые гонки после Нового года она будет пропускать.

– Какова ситуация с Иваном Черезовым? Осенью он демонстрировал отличную готовность к сезону, но на стартах в Кубке мира все получилось не так успешно, как этого можно было ожидать.

– Соглашусь с вами: осенью Ваня выглядел очень прилично, показывал хорошую скорость и в Сочи, и на контрольных стартах. Но на данном этапе он выступил не совсем удачно. Не хотел бы судить по эстафете. Понятно, что Черезова не хватило на финишный круг. Конечно, могли сказаться разные факторы: самочувствие, что-то еще. Но в любом случае сейчас у нас нет полноценных оснований оставлять его в команде без отбора, минуя "Ижевскую винтовку".

– Не называя фамилий, скажите: у тренерского штаба уже есть какое-то представление об оптимальном составе олимпийских эстафет?

– Олимпийская четверка будет формироваться, только исходя из февральского состояния спортсменов. Мы знаем, что все они способны бежать эстафету. Кто будет в лучшей форме, тот и попадет в состав. Хотя, конечно, тренеры отмечают для себя биатлонистов, которые ярче проявляют себя на том или ином этапе. Перед Олимпиадой нас ждут еще две эстафеты – в Рупольдинге и Антерсельве. Причем в Рупольдинге мы, как и многие другие команды, скорее всего, будем тестировать гипотетический основной состав четверки. Хотя замены, подчеркну, возможны всегда.

– На заключительный предолимпийский этап в Антерсельве основной состав изначально отправлять не собирались. Планы на этот счет не изменились?

– За всех не скажу, но кто-то из первой сборной там участвовать точно будет. Все будет решаться индивидуально.

– Не могу не спросить про наших соперников. То, что происходит в олимпийском сезоне с некоторыми иностранными лидерами, например с Торой Бергер, вас не удивляет?

– Честно говоря, не особенно. Да, не все получается со стрельбой, но ходом она показывает приличные результаты. К тому же Бергер – опытнейшая спортсменка. Так что сбрасывать ее в Сочи со счетов я бы ни в коем случае не стал.

20